Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.07.2010 N Ф03-3966/2010 по делу N А51-5726/2009 Акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя или владельцем железнодорожного пути.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2010 г. N Ф03-3966/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего: С.Е.Лобаря

Судей: Л.Б.Шариповой, И.А.Тарасова

при участии

от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“: А.В.Юн, начальник отдела, доверенность от 15.10.2009 N 851

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества “Восточный порт“

на решение от 15.02.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010

по делу N А51-5726/2009

Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Н.Горбачева, в суде апелляционной инстанции судьи Л.Ю.Ротко, С.В.Шевченко, К.П.Засорин

По иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“

к открытому акционерному обществу “Восточный
порт“

о взыскании 580 813 руб. 23 коп.

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“, дорога) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу “Восточный порт“ (далее - ОАО “Восточный порт“, порт) о взыскании 3 764 947 руб. 18 коп., составляющих плату за пользование вагонами за период с 28.12.2007 по 29.01.2008 согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).

Определением арбитражного суда от 16.04.2009 исковые требования о взыскании 580 813 руб. 23 коп., составляющих плату за пользование вагонами по ведомости N 900383, выделены в отдельное производство с присвоением делу номера - N А51-5726/2009.

Решением арбитражного суда от 15.02.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010, исковые требования удовлетворены частично. С ОАО “Восточный порт“ в пользу ОАО “РЖД“ взыскано 483 423 руб. 82 коп. В остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе ОАО “Восточный порт“ просит решение арбитражного суда от 15.02.2010 и постановление апелляционного суда от 09.04.2010 отменить как принятые с неправильным применением норм материального права при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что судами не исследован факт принадлежности вагонов истцу на праве собственности. Считает, что ОАО “РЖД“ не представлены доказательства принадлежности вагонов дороге. Указывает на неправомерное начисление истцом НДС по ставке 18% в силу подпунктов 2, 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель ОАО “РЖД“ не согласился с доводами, изложенными в кассационной жалобе. Просил
обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

ОАО “Восточный порт“, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что между ОАО “РЖД“ и ОАО “Восточный порт“ заключен договор от 30.10.2001 N 392 об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта, по условиям которого осуществляется подача, расстановка вагонов по местам погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути, примыкающего к станции Находка-Восточная.

В адрес ОАО “Восточный порт“ в период с декабря 2007 года по январь 2008 года прибывали вагоны с грузом, которые длительное время находились на путях станции Находка-Восточная ДВЖД ввиду отказа ОАО “Восточный порт“ в приеме под выгрузку на подъездные пути, что подтверждается представленными в материалах дела актами общей формы: NN 2/633729, 2/633732, 2/634121, 2/680383, 2/680388, 2/680392, 2/680398, 2/680558, 2/680577.

На основании данных актов истцом составлена ведомость подачи и уборки вагонов N 900383, произведен расчет платы за простой.

В связи с чем ответчику начислена плата за пользование вагонами за время простоя на станции назначения в размере 584 171 руб. 39 коп., выставлен счет от 05.03.2008 N 47 на оплату, который оплачен портом частично.

Отсутствие оплаты оставшейся задолженности в сумме 580 813 руб. 23 коп. послужило основанием для обращения ОАО “РЖД“ в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.

В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в
том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.

Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.

Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ представлены вышеперечисленные акты общей формы, составленные на станции Находка-Восточная ДВЖД по факту простоя вагонов в ожидании их приема грузополучателем. В данных актах перечислены номера вагонов, прибывших в адрес ОАО “Восточный порт“, указано наименование груза. Причиной задержки вагонов указан отказ ОАО “Восточный порт“ в приеме вагонов под выгрузку на подъездные пути на объявленное время подачи вагонов; указано время начала и окончания задержки.

Вышеперечисленные акты общей формы представителем порта подписаны с указанием на разногласия, ведомость подачи и уборки вагонов не подписана представителем порта ввиду отказа от подписания; о данном факте дорогой оформлен акт общей формы N 3/626156, который также
подписан представителем порта с разногласиями. Все вышеназванные документы: акты общей формы, ведомость подачи и уборки вагонов, направлены в адрес порта заказной почтовой корреспонденцией.

Судами установлено, что акты общей формы составлены в соответствии с разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (п. 3.2.4), в связи с чем правомерно приняли их в качестве доказательств по делу.

Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив факт простоя вагонов, приняв во внимание соблюдение перевозчиком порядка уведомления грузополучателя (книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2, натурный лист, книга уведомлений о прибытии груза формы ГУ-6 ВЦ), с учетом положений статьи 65 АПК РФ, статей 39, 119 УЖТ РФ, Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), условий договора от 30.10.2001 N 392, сделали обоснованный вывод о наличии правовых оснований для взыскания платы за пользование вагонами за время их нахождения на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку в сумме 483 423 руб. 82 коп.

При этом судебные инстанции, установив отсутствие в материалах дела книги уведомлений (ГУ-2), где зафиксирован факт передачи и получения уведомления, сделали правильный вывод о том, что поскольку истец не известил ответчика в установленном договорном порядке о подаче одного вагона по акту общей формы N 2/634121, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований в части взыскания суммы 97 389 руб. 41 коп.

Довод порта, аналогичный доводу кассационной жалобы, о неправомерности начисления платы за пользование вагонами, не принадлежащими дороге, апелляционный суд
отклонил как противоречащий материалам дела, поскольку согласно ведомости подачи и уборки вагонов и актам общей формы спорные вагоны принадлежат ОАО “РЖД“.

При этом доказательств, опровергающих данный факт, не представлено.

Судебные инстанции отклонили довод порта, аналогичный доводу кассационной жалобы, о неправомерном начислении истцом НДС по ставке 18% в силу подпунктов 2, 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, указав на то, что в данном случае плата исчислена за простой вагонов на станции назначения по причине их неприема ответчиком на свои подъездные пути, эксплуатация которых регулируется самостоятельным договором от 30.10.2001 N 392.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 15.02.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2010 по делу N А51-5726/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.Е.Лобарь

Судьи

Л.Б.Шарипова

И.А.Тарасов