Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.02.2010 по делу N А19-5716/09-55 Суд признал недействительным постановление органа местного самоуправления об отмене постановлений об утверждении акта о выборе земельного участка и проекта границ земельного участка, поскольку спорный земельный участок не подпадает под зону санитарной охраны скважин месторождения минеральных вод, кроме того, в результате принятия оспариваемого постановления заявитель лишился права на земельный участок для строительства здания.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 февраля 2010 г. по делу N А19-5716/09-55

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.01.2010 г.,

решение в полном объеме изготовлено 03.02.2010 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи С.Н.Антоновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей С.Н.Антоновой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Группа компаний “Классик“ к Администрации города Иркутска,

третьи лица Управление по недропользованию по Иркутской области, Правительство Иркутской области,

при участии Прокуратуры Иркутской области,

о признании недействительным постановления,

при участии в заседании:

от заявителя - Штраус М.М. (доверенность от 24.02.09 г. N 7); Боку Д.А. (доверенность от 10.04.09 г. N 2);

от заинтересованного лица - Кадникова
Е.А. (доверенность от 13.01.10 г. N 059-72-10/10); от Правительства Иркутской области - Орлова Н.С. (доверенность от 23.07.09 г. N 02-01-487/9); после перерыва - Малых О.Е. (доверенность от 01.07.09 г. N 02-01-487/9-14);

от Управления по недропользованию - не явились;

от Прокуратуры Иркутской области - Крюкова И.Э. (удостоверение); Коненкова Ю.А. (удостоверение) - после перерыва;

в судебном заседании объявлялся перерыв с 20.01.10 г. по 27.01.10 г.;

установил:

Заявлено требование о признании незаконным постановления мэра г. Иркутска от 19.02.08 г. N 031-06-260/8 “Об отмене постановлений мэра г. Иркутска N 031-06-1396/7 от 25.07.2007, N 031-06-2059/7 от 18.10.2007“.

Ответчик требование не признал, в отзыве на заявление указал, что ссылка заявителя на ст. 36 Земельного кодекса РФ необоснованна, так как оспариваемый акт принят на основании ст. 31 Земельного кодекса РФ; заявителю отказано в предоставлении земельного участка в собственность на основании предостережения прокуратуры г. Иркутска не принимать решений по распоряжению земельным участком по ул. Дыбовского, кроме того, земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничены в обороте. Таким образом, оспариваемый акт не противоречит законодательству, принят в пределах полномочий органов местного самоуправления и не нарушает прав заявителя.

В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил требование, в котором указал, что оспариваемым постановлением нарушены его права на земельный участок; оспариваемым постановлением нарушены ст. ст. 28, 29, 30, 31, 32 ЗК РФ, п. п. 1, 2.5.3, 2.6, 2.7, 2.8. Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства объектов, поскольку, по мнению заявителя, принимать постановление об отмене возможно только при установлении нарушений при принятии отменяемых им постановлений. Кроме того, заявитель указал, что точных координат месторождения “Солнечное“
не представлено, следовательно, отсутствуют основания для вывода о наложении испрашиваемого земельного участка на площадь месторождения “Солнечное“.

Определением от 15.04.09 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление по недропользованию по Иркутской области и Правительство Иркутской области.

Правительство Иркутской области в представленном отзыве указало, что как орган государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе осуществлять проверку правомерности принятия органами местного самоуправления решений о предварительном согласовании места размещения объекта.

На определение от 15.04.09 г. Иркутскнедра ответило, что выявление месторождения минеральных подземных вод является основанием для признания территории лечебно-оздоровительной местностью, оформление документов осуществляется недропользователем после получения лицензии. Предварительные границы горного округа месторождения минеральных подземных вод “Солнечное“ определены с учетом рекомендаций, данных в отчете по поисково-разведочным работам с подсчетом эксплуатационных запасов. Радиус рекомендуемой зоны санитарной охраны строгого режима вокруг каждой скважины составляет 50 м. Окончательные границы округа утверждаются Роспотребнадзором после получения лицензии недропользователем.

Определением от 15.05.09 г. Прокуратура Иркутской области допущена к участию в деле в целях обеспечения законности.

В целях установления факта нахождения либо отсутствия под предоставленным ранее ООО “Группа компания “Классик“ земельным участком с кадастровым номером 38:36:000024:0533 месторождения подземных вод “Солнечное“ либо поясов зон санитарной охраны разведочных скважин месторождения, учитывая, что точные координаты месторождения “Солнечное“ и границы зон санитарной охраны не определены, по делу проведена комплексная геодезическая экспертиза.

В данном судебном заседании Администрацией г. Иркутска заявлено о противоречии заключения эксперта заключению ФГУНПГП “Иркутскгеофизика“ от 11.02.08 г. N 82/08; заявил об отложении судебного заседания для рассмотрения вопроса о возможности назначения повторной экспертизы.

Суд находит собранные в ходе судебного разбирательства доказательства по делу достаточными для принятия судебного акта
по существу иска, в связи с чем ходатайство об отложении судебного заседания отклонено.

Кроме того, как указано в самом гидрогеологическом заключении ФГУНПГП “Иркутскгеофизика“, расчет зон санитарной охраны является предварительным, а не окончательно установленным.

В данном судебном заседании Прокуратурой Иркутской области заявлено, что с 01.01.07 г. право на распоряжение земельными участками на территории г. Иркутска принадлежит органам государственной власти Иркутской области, администрация г. Иркутска не вправе распоряжаться испрашиваемым земельным участком, на что заявитель пояснил, что заявку подал в 2006 году в уполномоченный орган.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 156 и 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие представителя Управления по недропользованию по Иркутской области.

Выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что постановлением мэра г. Иркутска от 25.07.07 г. N 031-06-1396/7 был утвержден проект границ земельного участка площадью 10873 кв.м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Дыбовского для строительства сервисного центра “Мерседес-БЕНЦ“; постановлением мэра г. Иркутска от 18.10.07 г. N 031-06-2059/7 заявителю утвержден акт о выборе земельного участка площадью 10873 кв.м для строительства Сервисного Центра “Мерседес-БЕНЦ“ и согласовано место размещения Сервисного Центра “Мерседес-БЕНЦ“ на земельном участке площадью 10873 кв.м, расположенном в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Дыбовского.

Постановлением мэра г. Иркутска N 031-06-260/8 от 19.02.08 г. “Об отмене постановлений мэра г. Иркутска N 031-06-1396/7 от 25.07.07 г., N 031-06-2059/7 от 18.10.07 г.“, с учетом информации Управления по охране окружающей среды и экологической безопасности Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска от 11.02.08 г. N 430-74-149/8, названные в нем постановления отменены.

Полагая, что Постановление мэра г. Иркутска от
19.02.08 г. N 031-06-260/8 принято с нарушением норм действующего законодательства и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился с требованием к Администрации г. Иркутска об отмене указанного постановления.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными оспариваемых постановлений необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

ООО Группа компаний “Классик“, заявление которого поступило в арбитражный суд 12.03.2009 г., оспаривает постановление мэра г. Иркутска N 031-06-260/8 от 19.02.08 г., ссылаясь на то, что данное постановление было направлено в его адрес администрацией г. Иркутска с сопроводительным письмом N 054-70-13/9
от 13.01.09 г.

Администрацией г. Иркутска данный довод заявителя не оспорен, доказательств того, что заявителю было известно раньше об оспариваемом постановлении, не представлено.

При таком положении отсутствуют основания считать, что заявитель пропустил установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обжалования постановления администрации.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший оспариваемый акт.

Согласно статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.

При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать действующему законодательству и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление принято на основании информации Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска “Об отзыве согласования“ от 11.02.08 г. N 430-74-149/8, которой отозвано согласование о размещении сервисного центра, т.к.
испрашиваемый земельный участок попадает на площадь минеральной подземной воды месторождения “Солнечное“.

Месторождение минеральных подземных вод “Солнечное“ выявлено в результате гидрогеологических исследований, что является основанием для признания территории месторождения лечебно-оздоровительной местностью (ст. 3 ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ).

Статус лечебно-оздоровительной местности месторождению “Солнечное“ на настоящий момент не установлен, так как оформление соответствующих документов осуществляется недропользователем после получения лицензии; земельный участок под месторождение не отведен.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся, согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям особо охраняемых природных территорий.

Статьей 27 ЗК РФ установлено, что находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничены в обороте.

В соответствии с п. 2 ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством.

Пунктом 3 названной статьи установлено, что земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со статьей 16 Закона
“О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“, природные лечебные ресурсы и их земли являются особо охраняемыми природными объектами, охрана которых осуществляется посредством установления округов (зон) санитарной охраны. В составе округа выделяется до трех зон. Для каждой зоны имеются свои ограничения.

В соответствии с п. п. 1 и 2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 (“Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения“), для подземного источника водоснабжения устанавливаются зоны санитарной охраны вне зависимости от ведомственной принадлежности. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов и площадок всех водопроводных сооружений. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Граница первого пояса, согласно п. 2.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Рекомендации по размерам поясов округа горно-санитарной охраны и возможности их организации, в соответствии с постановлением Правительства РФ 07.12.1996 г. N 1425 “Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения“, разрабатываются в отчетных материалах по подсчету запасов.

Обоснование округов горно-санитарной охраны месторождений в отчетных материалах по подсчету запасов носят рекомендательный характер (в соответствии с ч. 4 п. 5.2 раздела 2 Методических рекомендаций по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод, утвержденной приказом Министра природных ресурсов РФ от 30.07.07 г. N 195.

Как
пояснило Управление по недропользованию по Иркутской области, предварительные границы горного округа Месторождения минеральных подземных вод “Солнечное“ определены с учетом рекомендаций, данных в отчете по поисково-разведочным работам с подсчетом эксплуатационных запасов. Радиус рекомендуемой зоны санитарной охраны строгого режима вокруг каждой скважины составляет 50 м (Новоселов, 1993 г.).

Окончательные границы горного округа утверждаются Роспотребнадзором после получения лицензии недропользователем.

При таких обстоятельствах, на момент вынесения оспариваемого постановления точных координат расположения месторождения минеральных вод “Солнечное“ не было выявлено, следовательно, у администрации г. Иркутска отсутствовали основания для вывода о наложении испрашиваемого земельного участка на площадь месторождения “Солнечное“.

В соответствии с заключением экспертизы, “Солнечное“ месторождение минеральных подземных вод разведано 3 скважинами: N М-1, М-2а, М-3. Скважинами N М-1 и М-3 вскрыты напорные подземные воды, которые являются защищенными от проникновения загрязнения с поверхности земли, в связи с чем для данных скважин зона строгого режима устанавливается радиусом 30 м; и они должны иметь лишь зону санитарной охраны строгого режима. Для скважины N М-2А зона строгого режима должна быть радиусом не менее 50 м; зоны санитарной охраны второго и третьего поясов данной скважины не превышают 50 метров, т.е. вписываются в зону строгого режима.

Далее, экспертизой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 38636:00024:0533 не попадает ни в какую из зон санитарной охраны скважин месторождения минеральных вод “Солнечное“.

При таких обстоятельствах, суд считает, что отмена постановлений N 031-06-1396/7 от 25.07.07 г. и N 031-06-2059/7 от 18.10.07 г. на основании информации Управления по охране окружающей среды и экологической безопасности Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска от 11.02.08 г. N 430-74-149/8 “Об отзыве согласования“ основана на
не установленном достоверно факте, которым не подтверждается факт нарушения порядка формирования земельного участка для строительства Сервисного Центра “Мерседес-БЕНЦ“.

В отмененных оспариваемым постановлением постановлениях мэра г. Иркутска речь идет о не ограниченном в обороте земельном участке, не являющемся лечебно-оздоровительной местностью, иных оснований в обоснование отмены законных постановлений мэра г. Иркутска N 031-06-1396/7 от 25.07.07 г., N 031-06-2059/7 от 18.10.07 г. администрацией г. Иркутска, в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено. В оспариваемых постановлениях не указано, нарушение каких норм законодательства послужило основанием для отмены ранее принятых постановлений.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в результате принятия оспариваемого постановления заявитель лишился права на земельный участок для строительства сервисного центра.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования места размещения объекта; с предварительным согласованием места размещения объекта. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия отмененных постановлений).

Отмененное Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта от 18.10.07 г. N 031-06-2059/7 в соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ, п. 2.6. Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства объектов, являющимся приложением N 4 к решению Думы г. Иркутска от 28.06.07 г. N 004-20-390585/7, являлось необходимым основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

На основании отмененного Постановления об утверждении проекта границ земельного участка от 25.07.07 г. N 031-06-1396/7 был проведен кадастровый учет земельного участка, оформлен кадастровый паспорт земельного участка, что является также необходимым условием вынесения решения о предоставлении земельного участка (п. п. 1, 2 ст. 32 ЗК РФ, п. п. 2.7, 2.8. Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков для строительства объектов).

Отмененные постановления мэра г. Иркутска являлись основанием для принятия Распоряжения заместителя Губернатора Иркутской области от 12.03.08 г. N 133-рз “О предоставлении ООО Группа компания “Классик“ земельного участка для строительства Сервисного Центра “Мерседес-БЕНЦ“ в Октябрьском районе г. Иркутска по ул.Дыбовского“, которое, в свою очередь, являлось основанием для заключения договора аренды земельного участка от 17.04.08 г.

Последствием отмены постановлений мэра г. Иркутска N 031-06-1396/7 от 25.07.07 г., N 031-06-2059/7 от 18.10.07 г. является недействительность договора аренды земельного участка от 17.04.08 г. и лишение, таким образом, заявителя прав на земельный участок, в то время как фактов нарушения порядка предоставления земельного участка для строительства Сервисного Центра не установлено.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что постановление мэра г. Иркутска от 19.02.08 г. N 031-06-260/8 “Об отмене постановлений мэра г. Иркутска N 031-06-1396/7 от 25.07.2007, N 031-06-2059/7 от 18.10.2007“, не основано на нормах земельного законодательства и влечет лишение заявителя права аренды земельного участка без законных оснований.

Согласно пункту 10 ст. 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз к полномочиям администрации Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования “Город Иркутск“, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 ст. 9 указанного закона, действие пункта 10 не распространяется на правоотношения по предоставлению земельных участков лицам, обратившимся до вступления в силу данного документа с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов в установленном законодательством порядке в орган местного самоуправления муниципального образования “Город Иркутск“.

Учитывая, что заявление ООО Группа компаний “Классик“ о выделении земельного участка было подано 05.12.06 г., в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, в уполномоченный на то время орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления земельных участков, ссылка Прокуратуры Иркутской области на невозможность распоряжения Администрацией города Иркутска испрашиваемым ООО Группа компаний “Классик“ земельным участком является необоснованной.

Как усматривается из представленных в дело документов, пользование земельным участком с кадастровым номером 38:36:000024:0533 заявитель осуществлял в соответствии с целью, с которой он был предоставлен договором аренды от 17.04.08 г., возвел объект незавершенного строительства со степенью готовности 79%.

Таким образом, оспариваемое постановление мэра г. Иркутска безусловно затрагивает права заявителя, поскольку создает препятствия для реализации им прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, затрудняет дальнейшее использование земельного участка по целевому назначению.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о несоответствии постановления требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Земельного кодекса Российской Федерации и наличии правовых оснований для удовлетворения требования о признании указанного постановления недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным постановление мэра города Иркутска от 19.02.2008 г. N 031-06-260/8 “Об отмене постановлений мэра г. Иркутска N 031-06-1396/7 от 25.07.07, N 031-06-2059/7 от 18.10.2007“. как не соответствующее Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области, в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.

Судья

С.Н.АНТОНОВА