Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.2010 N Ф03-4004/2010 по делу N А51-17937/2009 Признаны незаконными требования таможни об уплате таможенных платежей по факту недекларирования лесоматериалов круглых, поскольку при отсутствии нормативного правового обоснования не доказан как объем незадекларированного товара, так и правомерность начисления к уплате таможенных платежей.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2010 г. N Ф03-4004/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Г.А.Суминой
Судей: В.М.Голикова, О.Н.Трофимовой
при участии
от ОАО “Тернейлес“ - Какурин С.В., представитель по доверенности от 17.06.2009 N 194;
от Находкинской таможни - Тараканов О.Е., представитель по доверенности от 12.07.2009 N 11-31/2800;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Тернейлес“
на решение от 03.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010
по делу N А51-17937/2009
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В.Голоузова; в суде апелляционной инстанции судьи: Н.В.Алферова, Г.А.Симонова, Е.Л.Сидорович
по заявлению открытого акционерного общества “Тернейлес“
к Находкинской таможне
о признании незаконными требований об уплате таможенных платежей
Арбитражный суд Приморского края решением от 03.12.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010, отказал открытому акционерному обществу “Тернейлес“ (далее - общество, декларант) в удовлетворении заявления о признании незаконными требований об уплате таможенных платежей от 18.09.2009 N 777, N 778, N 779, N 780, N 781, выставленных на основании решения Находкинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) по факту недекларирования в сентябре 2008 года лесоматериалов круглых в количестве 1375,2 куб.м.
ОАО “Тернейлес“ обжаловало указанные судебные акты в порядке кассационного производства, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Находкинская таможня в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании просили оставить эти судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы, поддержанные его представителем в судебном заседании, о неправильном применении судами норм материального права сводятся к тому, что в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России (далее - ТН ВЭД) отсутствует специальный код для коры, а также различные коды для окоренных и неокоренных лесоматериалов, следовательно, кора не может быть рассмотрена как товар и учтена при таможенном контроле. Таможня считает возможным классифицировать кору по коду 4401 30 900 0 как “опилки и отходы древесные прочие“, для которых вывозные таможенные пошлины не предусмотрены.
Ссылаясь на ГОСТ 2292-88, которым предусмотрено измерение диаметров деловых сортиментов без учета коры, заявитель жалобы полагает, что экспертное заключение N 1556/2009, которое дано на основе МВ ИПР13260.1:МВИ.003-07, не является доказательством по делу, поскольку данная методика не предусматривает вычисление объема лесоматериалов без фактических измерений диаметров и длины сортиментов.
Как видно из материалов дела, общество в сентябре 2008 года экспортировало лесоматериалы (пиловочник хвойный), задекларированные по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД):
N 10714030/180908/0001094, N 10714030/190908/0001095,
N 10714030/220908/0001104, N 10714030/220908/0001105,
N 10714030/240908/0001114, N 10714030/240908/0001115,
N 1071403-0/240908/0001116, N 10714030/250908/0001121,
указав в графах 31 и 41 названных ГТД объем в соответствии с ГОСТом 2292-88 “Лесоматериалы круглые: маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемка“ (далее - ГОСТ 2292-88) без учета коры.
Таможенный орган осуществил выпуск товара в соответствии с заявленным таможенным режимом. После выпуска товара таможней был проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, заявленных декларантом в ГТД.
По результатам проверки с учетом экспертного заключения ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Владивостока от 04.09.2009 N 1556/2009, установлен факт недекларирования лесоматериалов (в части коры) в размере 1375,2 куб. м., что нашло отражение в заключении таможенного органа от 15.09.2009 N 10714000/150909/А0107.
На основании данного заключения таможней выставлены обществу требования от 18.09.2009 N 777, N 778, N 779, N 780, N 781 об уплате дополнительно начисленных таможенных платежей в сумме 1 086 163,74 руб.
Не согласившись с требованиями Находкинской таможни об уплате таможенных платежей, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось с суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что самостоятельный код ТН ВЭД для коры отсутствует, а действующее таможенное законодательство предусматривает единый код товарной позиции и единую ставку тарифных платежей для лесоматериалов окоренных (без коры) и неокоренных (с корой).
Ссылаясь на приказ Федеральной таможенной службы от 26.09.2008 N 1202 и Приложение N 2 к данному приказу и, исходя из того, что древесина с корой до соответствующей обработки является единым товаром, а кора является ее неотъемлемой частью, суды обеих инстанций пришли к выводу, что при вывозе неокоренных лесоматериалов таможенные пошлины подлежат уплате исходя из объема лесоматериалов с учетом коры.
Отражение в декларации объема лесопродукции без учета коры, по мнению судов, является занижением количества вывозимой продукции и влечет уменьшение таможенных платежей.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 795 “Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации“ (с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2007 N 75) для товаров позиции ТН ВЭД 4403 99 “Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо брусованные или небрусованные, прочие“ ставка вывозной таможенной пошлины установлена в размере 10% от таможенной стоимости, но не менее 5 евро за 1 куб.м.
Ставки таможенных пошлин и код ТН ВЭД для товара “кора“ указанными нормативными актами не установлен.
Поскольку окоренные и неокоренные лесоматериалы классифицируются в одной и той же товарной позиции по ТН ВЭД, то в качестве основания для исчисления размера подлежащей уплате вывозной таможенной пошлины принимается объем вывозимого товара, соответствующий его наименованию и качеству. Следовательно, при вывозе неокоренных лесоматериалов таможенные пошлины подлежат уплате исходя из объемов лесоматериалов с учетом коры, что не оспаривается обществом, поэтому таможенный орган вправе в ходе мероприятий таможенного контроля дополнительно начислить декларанту к уплате соответствующие суммы таможенных пошлин и выставить требование об их уплате.
При этом таможня обязана доказать обоснованность расчета сумм таможенных пошлин, подлежащих взысканию с общества, что не было сделано по настоящему делу, поскольку таможенным органом не доказана правомерность применения переводных коэффициентов, указанных в пункте 1.4 ОСТа 13-43-79, для определения объема древесины в коре.
Так, экспертом объем лесоматериалов с учетом коры устанавливался путем умножения объема лесоматериалов без коры, указанный в ГТД, на расчетный коэффициент. Последний определен как сумма коэффициента полнодревесности и плюс 0,06.
Между тем, согласно пункту 1.4 указанного ОСТа увеличение переводных коэффициентов на 0,06 применяется для перевода геометрического объема лесоматериалов чистой окорки в плотный объем, тогда как обществом экспортировались неокоренные лесоматериалы. Поэтому для перевода плотного объема лесоматериалов в объем древесины с учетом коры указанный нормативно-технический документ не подлежит применению, поскольку не содержит коэффициенты “на кору“.
Из изложенного следует, что таможенным органом при отсутствии нормативного правового обоснования не доказан как объем незадекларированного товара, так и правомерность начисления обществу к уплате таможенных платежей в сумме 1 086 163,74 руб., следовательно, судебные акты по настоящему делу подлежат отмене, а требование ОАО “Тернейлес“ удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Находкинской таможни в пользу ОАО “Тернейлес“ подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 3 000 руб., уплаченной при подаче обществом заявления, а также апелляционной и кассационной жалоб.
Госпошлина в сумме 1 000 руб., излишне уплаченная ОАО “Тернейлес“ при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 03.12.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 по делу N А51-17937/2009 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Признать незаконными требования Находкинской таможни N 777, N 778, N 779, N 780, N 781 от 18.09.2009, принятые по факту недекларирования лесоматериалов круглых в количестве 1375,2 куб. м. в сентябре 2008 года на основании решения Находкинской таможни как не соответствующие Таможенному кодексу РФ.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу ОАО “Тернейлес“ расходы по госпошлине в сумме 3 000 руб. по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам. Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Возвратить ОАО “Тернейлес“ излишне уплаченную госпошлину из федерального бюджета в размере 1 000 руб. Выдать ОАО “Тернейлес“ справку о возврате госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Г.А.Сумина
Судьи:
В.М.Голиков
О.Н.Трофимова