Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.01.2010 по делу N А19-24462/09-33 Требования о признании незаконным решения об отмене разрешения на строительство объекта удовлетворены, поскольку представленные доказательства свидетельствуют о проводимой проверке по факту злоупотребления полномочиями должностным лицом, вина которого может быть установлена только решением суда по уголовному делу, и не опровергают факт представления заявителем полного пакета документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 января 2010 г. по делу N А19-24462/09-33

Резолютивная часть решения объявлена 28.01.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28.01.2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью “Сибстройинвест“ к Администрации города Иркутска

о признании незаконным решения Администрации г. Иркутска об отмене разрешения на строительство N RU38303000-91/08 от 06.03.2009 г., оформленного письмом за исх. N 410-74-657/9 от 12.10.2009 г.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: Бабин Р.Е. - паспорт, доверенность,

от ответчика: Есева М.А. - паспорт, доверенность,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Сибстройинвест“ (далее -
заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Иркутска (далее - ответчик, Администрация) об отмене разрешения на строительство N RU38303000-91/08 от 06.03.2009 г. объекта “Группа многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями, административным зданием и подземной автостоянкой, блок-секции N 3, 4, 5“ по адресу: Октябрьский район, г. Иркутск, ул. Семена Лагоды, 4, выданного Отделом выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, оформленного письмом за исх. N 410-74-657/9 от 12.10.2009 г.

В судебном заседании представитель Общества заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях.

Представитель ответчика заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.

Судебное заседание начато 27.01.2010 г., судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании до 17 час. 00 мин. 28.01.2010 г.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Общество с ограниченной ответственностью “Сибстройинвест“ зарегистрировано в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер 1063808143816.

Отделом выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска Обществу с ограниченной ответственностью “Сибстройинвест“ 06.03.2009 г. выдано разрешение RU38303000-91/08 на строительство группы многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями, административным зданием и подземной автостоянкой. Блок секции N 3, 4, 5. Блок секции N 3, 4, 5 - 18 этажные и 2 уровня подземных автостоянок. Расположены по адресу: Иркутская обл., г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Семена Лагоды, 4. Срок действия разрешения - до 31.12.2010 г.

12.10.2009 г. письмом за N 410-74-657/9 Отдел выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления
Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска сообщил Обществу о том, что на основании представления Прокуратуры г. Иркутска об устранении нарушений градостроительного законодательства разрешение на строительство RU38303000-91/08 от 06.03.2009 г. отменено.

Считая решение об отмене разрешения на строительство, оформленное письмом от 12.10.2009 г. N 410-74-657/9 незаконным и нарушающим права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с соответствующим заявлением.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что представило в Администрацию все документы, соответствующие требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации и необходимые для получения разрешения на строительство, результатом чего явилась выдача соответствующего разрешения. Действующим законодательством Российской Федерации орган исполнительной власти, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, не наделен полномочиями по отмене уже выданного разрешения на строительство объектов капитального строительства, поскольку на стадии принятия решения орган власти либо выдает разрешение, либо отказывает в его выдаче. В оспариваемом решении, оформленном письмом, отсутствует указание на основания, по которым отменено разрешение на строительство. В настоящее время соответствие представленных для получения разрешения на строительство документов требованиям законодательства никем не оспорено. Представленные материалы прокурорской проверки не могут быть подтверждением законности оспариваемого решения и опровергнуть доводы Общества.

В обоснование возражений относительно предъявленного к нему требования ответчик указал, что в предусмотренный ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ перечень действий, осуществляемых органом, выдающим разрешение на строительство, не входит проверка информации о том, действительно ли предоставляемые заявителем документы выдавались соответствующими органами, в связи с чем данная информация при выдаче разрешения на строительство отделом выдачи разрешительной документации не проверялась. 22.09.2009 г. в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска поступило представление от 21.09.2009
г. N 2-12-2009 г. “Об устранении нарушений градостроительного законодательства“ за подписью первого заместителя прокурора города. В данном представлении было указано, что Агентством государственной экспертизы в строительстве Иркутской области положительное заключение проектной документации объекта недвижимости не выдавалось, в то время как к заявлению ООО “Сибстройинвест“ от 04.03.2009 г. о выдаче разрешения на строительство было приложено положительное заключение экспертизы проектной документации N 97-37-276/09 от 04.03.2009 г. Одним из требований, изложенных в представлении прокуратуры, было устранение допущенного нарушения закона путем отмены разрешения на строительство. Учитывая, что представление прокуратуры подлежит безусловному исполнению, оспариваемое заявителем решение Администрации г. Иркутска об отмене разрешения на строительство вынесено обоснованно.

Суд, исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет
проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы,
содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации“ от 29.12.2004 N 190-ФЗ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного
строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Таким образом, по результатам проведения проверки наличия всех необходимых для выдачи разрешения на строительство документов, а также их соответствия требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации уполномоченный орган выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Как следует из материалов дела, по результатам обращения 04.03.2009 г. Общества в Отдел выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска с соответствующими документами указанным органом было выдано разрешение от 06.03.2009 г. RU38303000-91/08 на строительство группы многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями, административным зданием и подземной автостоянкой, блок секции N 3, 4, 5, блок секции N 3, 4, 5 - 18 этажные и 2 уровня подземных автостоянок, расположенные по адресу: Иркутская обл., г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Семена Лагоды, 4, со сроком действия разрешения - до 31.12.2010 г.

Указанное обстоятельство является подтверждением представления Обществом документов, соответствующих требованиям действующего законодательства, и в полном объеме.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации“ от 29.12.2004 N 190-ФЗ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на
строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Как указывалось выше, уполномоченный орган выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения. При этом действующим законодательством Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не наделен полномочиями по отмене уже выданного разрешения на строительство.

Иное существенно нарушало бы права лица, обратившегося с заявлением о выдаче разрешения на строительство, поскольку выдача такого разрешения может повлечь начало строительства объекта недвижимости, что обусловлено в свою очередь большими денежными затратами.

Правовое положение такого документа как разрешение на строительство имеет важнейшее значение при реализации прав лица, получившего такое разрешение.

В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно пункту 3, 4 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект
незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

Таким образом, произвольные действия по отмене разрешения на строительство влекут существенное нарушение прав лица, которому выдано данное разрешение.

В оспариваемом решении Администрации г. Иркутска об отмене разрешения на строительство N RU38303000-91/08 от 06.03.2009 г. объекта “Группа многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями, административным зданием и подземной автостоянкой, блок-секции N 3, 4, 5“ по адресу: Октябрьский район, г. Иркутск, ул. Семена Лагоды, 4, выданного Отделом выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, оформленного письмом за исх. N 410-74-657/9 от 12.10.2009 г., в качестве основания для отмены разрешения на строительство указано представление Прокуратуры г. Иркутска.

Во исполнение определения суда об истребовании доказательств прокуратурой Иркутской области представлены в суд копии материалов, послуживших основанием для вынесения в адрес председателя Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска представления об устранении нарушений градостроительного законодательства.

Постановлением о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, вынесенным 25 сентября 2009 г. следователем по ОВД отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ.

В материалах прокурорской проверки имеется заявление руководителем Агентства государственной экспертизы в строительстве по Иркутской области Селянцева К.Г. от 24.09.2009 г., согласно которому Агентством было выдано положительное заключение по скорректированному проекту комплексной застройки ООО “Сибстройинвест“ по улице Семена Лагоды в Октябрьском административном округе г. Иркутска. По халатности это заключение не было зарегистрировано в журнале выдачи.

Из
пояснений советников технического отдела Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области Ткачук А.А., Повариной И.А. следует, что проектная документация ООО “Сибстройинвест“ на объект “Группа жилых домов с нежилыми помещениями по адресу: г. Иркутск, ул. С.Лагоды, 4, изучалась в откорректированном варианте, выдавалось положительное заключение.

Рассматриваемые материалы свидетельствуют о проводимой проверке по факту злоупотребления полномочиями должностным лицом, вина которого может быть установлена только решением суда по уголовному делу.

Таким образом, представленные в дело материалы, послужившие основанием для вынесения в адрес председателя Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска представления прокурора, в силу положений, установленных статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не могут являться допустимыми доказательствами по делу.

При этом обстоятельства, указанные в постановлении о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 25 сентября 2009 г., не опровергают факта представления Обществом полного пакета документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, представление прокурора от 21.09.2009 г. N 2-12-2009 в нарушение положений градостроительного законодательства РФ наделило орган, выдающий разрешения на строительство, дополнительными правами и полномочиями, которые у такого органа отсутствуют в силу закона.

Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации“ требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

По смыслу приведенных положений Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации“, а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур.

Представление прокурора в силу статьи 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“ является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.

В соответствии со статьей 24 названного закона представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению, то есть на орган или должностное лицо, кому адресовано представление прокурора, возложена обязанность по рассмотрению представления, с которым они могут не согласиться.

В этом случае прокурор имеет право обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, и в рамках этого дела будет решаться вопрос о законности или незаконности представления прокурора.

С учетом изложенного довод ответчика о том, что представление прокуратуры от 21.09.2009 г. N 2-12-2009 г. “Об устранении нарушений градостроительного законодательства“ подлежит безусловному исполнению, вследствие этого оспариваемое заявителем решение Администрации г. Иркутска об отмене разрешения на строительство вынесено обоснованно, не может быть принят судом во внимание.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение Администрации г. Иркутска об отмене разрешения на строительство, оформленное письмом от 12.10.2009 г. N 410-74-657/9, не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах требование Общества подлежит удовлетворению.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации с Администрации г. Иркутска в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Сибстройинвест“ подлежат взысканию судебные расходы, состоящие из уплаченной государственной пошлины в размере 2000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации г. Иркутска об отмене разрешения на строительство N RU38303000-91/08 от 06.03.2009 г. объекта “Группа многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями, административным зданием и подземной автостоянкой, блок-секции N 3, 4, 5“ по адресу: Октябрьский район, г. Иркутск, ул. Семена Лагоды, 4, выданного Отделом выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, оформленное письмом за исх. N 410-74-657/9 от 12.10.2009 г., как не соответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Обязать Администрацию г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью “Сибстройинвест“.

Взыскать с Администрации г. Иркутска в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Сибстройинвест“ расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб., уплаченной по платежному поручению N 803 от 22.10.2009 г.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Т.Ю.МУСИХИНА