Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.01.2010 по делу N А19-16736/09-14 Иск об обязании оформить распоряжение по возврату излишне уплаченных платежей в бюджет удовлетворен частично, поскольку истцом при расчете арендной платы неправомерно применен повышенный коэффициент.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 января 2010 г. по делу N А19-16736/09-14

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18.01.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25.01.2010 года.

Судья Арбитражного суда Иркутской области Ушакова О.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Ушаковой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО “Максимов“

к Территориальному Управлению Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству, Агентству лесного хозяйства Иркутской области

3-и л.: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управление федерального казначейства Иркутской области; Министерство финансов Иркутской области,

о взыскании 476 322 руб. 00 коп. и о зачете переплаты

при участии в заседании:

от истца - не присутствовал (ув. от
22.12.09);

от ответчиков:

Территориальное Управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству - не присутствовало (ув. от 21.12.09);

Агентство лесного хозяйства Иркутской области - не присутствовало (ув. от 21.12.09);

3-и л.: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управление федерального казначейства Иркутской области - не присутствовало (ув. от 21.12.09);

Министерство финансов Иркутской области - не присутствовало (ув. от 21.12.09);

установил:

ООО “Максимов“ заявлено:

- об отмене необоснованно предъявленной ответчиком к оплате арендной платы за 2008 год в сумме 476 322 руб. 00 коп. за счет применения коэффициента 2;

- об обязании произвести зачет переплаты произведенной истцом в 2008 г. по арендным платежам, в счет арендной платы 2009 г.

В порядке статьи 49 АПК РФ истец 05.10.09 (л.д. 62), 12.10.09 (л.д. 65 - 66), уточнил предмет исковых требований и просил взыскать 537 796 руб. 00 коп. неосновательного обогащения, возникшего в связи с переплатой арендной платы, за счет применения ответчиком коэффициента - 2.

Определением от 15.10.09 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управление федерального казначейства Иркутской области (г. Иркутск, ул. Фурье, д. 1); Министерство финансов Иркутской области (г. Иркутск, ул. Ленина, 1а).

В порядке статьи 49 АПК РФ истец 23.11.09 (л.д. 109 - 111) уточнил предмет исковых требований и просил обязать Территориальное Управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству оформить распоряжение по возврату неосновательного обогащения (переплаты) в сумме 537 796 руб. 00 коп. из бюджета Иркутской области.

В порядке статьи 49 АПК РФ истец 08.12.09 уточнил предмет исковых требований (л.д. 128 - 127) и просил обязать Территориальное
Управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и Агентство лесного хозяйства Иркутской области оформить распоряжение по возврату излишне уплаченных платежей в бюджет (неосновательного обогащения) в сумме 537 796 руб. 00 коп. из бюджета Иркутской области.

Определением от 14.12.09 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Агентство лесного хозяйства Иркутской области.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что по результатам лесного конкурса проведенного 20.06.00 победителем признано ООО “Максимов“ на право возмездного долгосрочного пользования участком лесного фонда сроком на 49 лет, расположенным в Чунском районе, в лесфонде Чунского лесхоза, в лесах группы: Джиживского лесничества в составе кварталов N 99 - 106, 125 - 129, 152 - 155, 162 - 168, 178 - 181, на общей площади 20706 га с составом эксплуатационных спелых и перестойных насаждений 3С2Л1Е3Б1Ос, с общим запасом насаждений, возможных к эксплуатации 3214,9 тыс. куб.м, в том числе спелых и перестойных эксплуатационных насаждений 2035,8 тыс. куб.м, из них хвойных насаждений 1779,7 тыс. куб.м (п. 1 Протокола N 3 от 20.06.00 (л.д. 37). ООО “Максимов“, согласно протокола результатов открытого лесного конкурса N 3 от 20.06.00, приняло на себя обязательство по внесению повышенной арендной платы за установленный ежегодный отпуск древесины в размере 200 000 руб. 00 коп., против начисленной по минимальным ставкам 170 000 руб. 00 коп.

Рассмотрев протокол результатов открытого лесного конкурса N 3 от 20.06.00 (л.д. 37), суд приходит к выводу, что ООО “Максимов“ приняло на себя обязательство по внесению арендной платы
на 17,64% выше установленного ежегодного размера.

01.02.06 ФГУ “Чунский лесхоз“ и ООО “Максимов“ заключили Соглашение о внесении изменений в договор аренды участка лесного фонда (л.д. 69 - 74), согласно которому, Арендодатель обязуется предоставить Арендатору в возмездное долгосрочное пользование сроком на 49 (сорок девять) лет с 01.06.2000 года по 01.06.2049 года участок лесного фонда, указанный в п. 1.2 настоящего договора (далее - “Участок лесного фонда“) для осуществления заготовки древесины (п. 1.1 Соглашения).

Участок лесного фонда предоставляется в аренду на основании протокола результатов открытого лесного конкурса N 3 от 20.06.00, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора (п. 1.3 Соглашения).

Указанное соглашение зарегистрировано 01.02.06 Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области (л.д. 74 на обороте).

В материалы дела представлен расчет арендной платы за использование лесов для ООО “Максимов“ на 2000 год, 5-й Восточно-Сибирский лесотаксовый район, установлен ежегодный отпуск древесины 36,0 тыс. куб.м (л.д. 79 - 80), согласно которому, ежегодная арендная плата по минимальным ставкам составила 537 796 руб. 00 коп., по принятым ставкам приказа N 255 составила 1 075 592 руб. 00 коп.

15.10.09 Территориальное Управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и ООО “Максимов“ заключили соглашение по фактическим обстоятельствам дела, согласно которого, стороны признали факт направления в ООО “Максимов“ расчета арендной платы по минимальным ставкам 537 796 коп., по принятым ставкам приказа N 255, коэффициент 2, - 1 075 592 руб. 00 коп. в качестве арендной на 2008 год (л.д. 79).

На основании ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условий Соглашения от 01.02.06 арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

В
соответствии с требованиями ст. ст. 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно расчета истца (л.д. 96 на обороте) переплата по арендной платы за 2008 год составила 537 796 руб. 00 коп.

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“ установлены ставки платы в Иркутской области.

Подпунктом “в“ пункта 7 Примечания 1 Таблицы 2 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“ ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем их умножения на следующие коэффициенты: 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. метров на 1 гектар.

В силу п. 1 ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год
и на плановый период 2009 и 2010 годов“ ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,15.

Проверив расчет суммы основного долга истца, размер арендной платы на 2008 год, судом установлено, что истцом при расчете арендной платы по минимальным ставкам правомерно применены ставки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“ для второго Восточно-Сибирского лесотаксового района, разряд такс - 7, с применением коэффициента - 1,05 и коэффициента - 1,15.

Таким образом расчет размера арендной платы по минимальным ставкам истцом произведен правильно и составляет 537 796 руб. 00 коп. в год.

Правомерность расчета арендной платы в части, превышающей минимальные ставки, с применением коэффициента 2, истцом не подтверждена, указанием на применяемый в этом случае нормативный акт.

В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства от 19.02.2001 N 127 “О
минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню“, для Иркутской области установлен повышающий коэффициент - 2.

В 2006 году был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации, введен в действие с 1 января 2007 года.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - VI и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Федерального агентства лесного хозяйства РФ “О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню“ от
14.09.2005 имеет номер 255, а не 225.

На момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22 мая 2007 года приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 N 225 содержал соответствующие корректирующие коэффициенты. Указанный приказ действовал до его отмены приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 29.02.2008 N 60, который вступил в законную силу 24.04.2008.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ “О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений“ от 24.05.2007 имеет номер 314, а не 413.

Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 413 “О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений“.

Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше приказом.

В связи с тем, что Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия “лесные подати“, в состав которых входил спорный коэффициент, с учетом определения данным Кодексом иного федерального государственного органа, к компетенции которого относится установление ставок за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы за 2009 год коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005.

При таких обстоятельствах, у Агентства лесного хозяйства по Иркутской области отсутствовали полномочия по установлению повышающего коэффициента - 2.

В соответствии с п. п. 1, 2 и 3 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.06 N 200-ФЗ, размер арендной
платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ, из положений ст. 73 ЛК РФ, предусматривающей полномочия Правительства РФ по установлению ставок платы за аренду лесных участков, следует что, по договору аренды лесных участков, цена устанавливается уполномоченным органом, является регулируемой.

К отношениям сторон по договору аренды лесного участка N 19 от 27.10.05 подлежат применению обязательные для сторон нормы закона: п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 4 ст. 73 ЛК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“.

Согласно расчета истца (л.д. 96 на обороте) истец уплатил арендную плату в 2008 году по 134 449 руб. 00 коп. ежеквартально в федеральный бюджет, и по 134 449 руб. 00 коп. ежеквартально в бюджет субъекта, а всего 1 075 592 руб. 00 коп. за год. Считая уплаченную в бюджет субъекта арендную плату в размере 537 796 руб. 00 коп. излишне уплаченной, истец обратился с настоящим иском.

Рассмотрев материалы дела, суд установил что, арендатор на основании протокола результатов лесного конкурса N 3 от 20.06.00 обязался вносить арендную плату на 17,64% выше установленного ежегодного размера.

Таким образом, арендная плата на 2008 год с учетом условий лесного конкурса составит (537 796 руб. 00 коп. x 17,64%) + 537 796 руб. 00 коп. = 632 663 руб. 21 коп., в т.ч., в части превышающей минимальные ставки арендная плата составит 94 867 руб.
21 коп. в год или 23 716 руб. 80 коп. в квартал и подлежит перечислению в бюджет субъекта - Иркутская область.

Как установлено материалами дела ООО “Максимов“ перечислило в 2008 году в бюджет Иркутской области арендную плату в размере 537 796 руб. 00 коп. по следующим платежным поручениям:

- N 389 от 03.09.08 на сумму 34 449 руб. 00 коп. (л.д. 29);

- N 391 от 03.09.08 на сумму 134 449 руб. 00 коп. (л.д. 31);

- N 244 от 16.05.08 на сумму 100 000 руб. 00 коп. (л.д. 32);

- N 294 от 24.06.08 на сумму 100 000 руб. 00 коп. (л.д. 33);

- N 177 от 07.04.09 на сумму 134 449 руб. 00 коп. (л.д. 38).

При таких обстоятельствах ООО “Максимов“ излишне перечислило арендную плату в размере 537 796 руб. 00 коп. - 94 867 руб. 21 коп. = 442 928 руб. 79 коп.

В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 N 49 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении“ правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.

При таких обстоятельствах указанная сумма является для ответчика неосновательным обогащением.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 БК РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 57 БК РФ неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Приложением N 2 к Закону Иркутской области от 21.05.2008 N 17-оз “Об областном бюджете на 2008 год“ утвержден перечень Прогнозируемых доходов областного бюджета на 2008 год, согласно кода 811 которого, главным администратором платы за использование в части, превышающий минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений является Министерство лесного комплекса Иркутской области.

В силу п. 1 Приказа Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области “Об администрировании доходов бюджетов“ N 8-дпр от 31.01.08 Агентству лесного хозяйства Иркутской области делегированы полномочия по администрированию платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.

В соответствии с п. 2.3 Приказа администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, требование истца об обязании Агентства лесного хозяйства Иркутской области оформить распоряжение по возврату излишне уплаченных платежей в сумме 537 796 руб. 00 коп., заявлено обосновано и подлежит частично удовлетворению в размере 442 928 руб. 79 коп.

Требования заявителя предъявленные к Территориальному Управлению Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству, заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины, в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на сторон, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в связи с тем, что ответчики на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 освобождены от ее уплаты, на истца относится государственная пошлина в размере 2 095 руб. 27 коп. и истцу надлежит возвратить из федерального бюджета РФ уплаченную им при подачи иска государственную пошлину в размере (11 036 руб. 44 коп. - 2 095 руб. 27 коп.) = 8 941 руб. 17 коп.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить частично.

Обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате Обществу с ограниченной ответственность “Максимов“ излишне уплаченных платежей в сумме 442 928 руб. 79 коп.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственность “Максимов“ из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 8 941 руб. 17 коп.

Решение может быть обжаловано в четвертый Арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья

О.В.УШАКОВА