Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2010 N Ф03-3288/2010 по делу N А51-22942/2009 Постановление органа пенсионного фонда является исполнительным документом в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 12 ФЗ “Об исполнительном производстве“ и подлежит исполнению должником в обязательном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2010 г. N Ф03-3288/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Г.А. Суминой

Судей: И.Ю. Шишовой, О.Н. Трофимовой

при участии

от заявителя - Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края: представитель не явился;

от Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Сосковец Е.В. - главный специалист-эксперт юридического отдела, доверенность N 03-12/424 от 30.04.2010;

от заинтересованного лица - муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа пгт. Ольга: представитель не явился

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Отделения по
Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на решение от 14.01.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010

по делу N А51-22942/2009 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.М.Слепченко, в апелляционном суде судьи: З.Д. Бац, Н.В. Алферова, Г.А. Симонова

По заявлению Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края

к Отделению по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

заинтересованное лицо: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа пгт. Ольга

о признании незаконными действий

Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края (далее - орган пенсионного фонда, отдел пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Ольгинскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Отделение по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю, орган Федерального казначейства) по отказу в принятии к исполнению постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 10.09.2009 N 99 с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа пгт. Ольга (далее - образовательное учреждение) и обязании принять к исполнению данное постановление.

Решением суда от 14.01.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010, требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что постановление органа пенсионного фонда является исполнительным документом в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее - Федеральный закон “Об исполнительном производстве“) и подлежит исполнению Отделением по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю.

Не согласившись с принятыми по делу
судебными актами, Отделение по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований органа пенсионного фонда, полагая, что судами обеих инстанций неверно применены нормы материального права, считает, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Отдел пенсионного фонда в отзыве на кассационную жалобу против доводов, изложенных в ней, возражает, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Образовательное учреждение отзыв на кассационную жалобу не представило.

Орган пенсионного фонда и образовательное учреждение, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.09.2009 в отношении образовательного учреждения органом пенсионного фонда принято решение N 99 о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 1 941 руб. 30 коп.

Во исполнение указанного решения в службу судебных приставов направлено постановление от 10.09.2009 N 99 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации в указанном размере.

30.09.2009 судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвратил постановление от 10.09.2009 заявителю.

23.11.2009 постановление N 99 от 10.09.2009 направлено
органом пенсионного фонда в Отделение по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю для исполнения.

Письмом N 03-37/1513 от 30.11.2009 указанное постановление и приложенные к нему документы возвращены в адрес заявителя без исполнения с указанием на то, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Не согласившись с действиями Отделения по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю по отказу в принятии к исполнению постановления от 10.09.2009 N 99, отдел пенсионного фонда обратился с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

Статья 25.1 названного Федерального закона предусматривает, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.

Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“.

Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок
по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“, установленная статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании случае, решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что
нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что образовательное учреждение является бюджетным учреждением и имеет в Отделении по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю лицевой счет. Других счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях образовательное учреждение не имеет.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали действия Отделения по Ольгинскому району УФК по Приморскому краю по возврату отделу пенсионного фонда постановления о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 10.09.2009 N 99 незаконными, обязав принять к исполнению указанный исполнительный документ.

Поскольку спорные правоотношения возникли до вступления в законную силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212, указанный закон в рассматриваемом случае применению не подлежит.

Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установленных обстоятельствах дела и имеющихся в нем доказательствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 14.01.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу N А51-22942/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Г.А.Сумина

Судьи:

И.Ю.Шишова

О.Н.Трофимова