Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.01.2010 по делу N А19-26427/09-62 В удовлетворении требований о признании недействительными записей о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и не связанных с внесением изменений, отказано, поскольку вносимые изменения соответствуют установленным законодательством требованиям и содержащиеся в заявлениях сведения достоверны.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 января 2010 г. по делу N А19-26427/09-62

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12.01.2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19.01.2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска

третье лицо - общество с ограниченной ответственностью “АЛКО-Сервис“

о признании недействительной государственной регистрации

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель по доверенности Коротаева В.Н.,

от ответчика - представитель по доверенности Салия Т.Г.,

от третьего лица - не явился,

установил:

Межрайонная инспекция
Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - инспекция N 17) обратилась с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - инспекция) о признании недействительными записей о государственной регистрации изменений от 13.10.2008 г. N 2083808160445, вносимых в учредительные документы ООО “АЛКО-Сервис“ в отношении единственного участника общества, и от 13.10.2008 г. N 2083808160423, не связанные с внесением изменений в учредительные документы ООО “АЛКО-Сервис“ в отношении директора общества.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал, в обоснование доводов указал, что ООО “АЛКО-Сервис“ в нарушение требований Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ представлены недостоверные сведения о регистрации по месту жительства руководителя и учредителя - Нагиева Р.А.о., на основании которых ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска было принято решение и внесены изменения в ЕГРЮЛ.

Ответчик в судебном заседании требования не признал, в обоснование возражений указал, что им правомерно осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, поскольку у налогового органа не было оснований для отказа. Юридическим лицом были соблюдены требования Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, полномочий проверять достоверность указанных сведений у инспекции нет.

3-е лицо о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке уведомлено, в судебное заседание не явилось.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства.

07.10.2008 г. ООО “АЛКО - Сервис“ в ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска были представлены заявления: по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица
в отношении единственного участника общества; по форме N Р14001 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы в отношении директора общества, с приложением необходимых документов.

Согласно документам, приложенным к указанным заявлениям (договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО “АЛКО-Сервис“ от 06.10.2008, решение участника от 06.10.2008, решение участника от 07.10.2008) единственным участником ООО “АЛКО-Сервис“ Татаровым С.В. было принято решение продать 100% доли в уставном капитале ООО “АЛКО-Сервис“, что составляет 10 010 000 руб., Нагиеву Рустаму Абидин оглы. Решением участника от 07.10.2008 обязанности директора возложены на Нагиева Рустама Абидин оглы.

Представленные в налоговый орган 07.10.2008 г. заявления по формам N Р13001, Р14001 содержали сведения об единственном участнике и директоре общества Нагиеве Рустаме Абидин оглы (паспорт <...>, выдан 13.05.2005 УВД Краснокаменского района Читинской области, адрес регистрации г. Иркутск, ул. Пушкина, 20 - 11).

Налоговым органом по заявлению (форма Р13001) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, на основании решения о государственной регистрации N 6091 от 13.10.2008 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2083808160445, согласно которой единственным участником является Нагиев Рустам Абидин оглы (паспорт <...>, выдан 13.05.2005 УВД Краснокаменского района Читинской области, адрес регистрации г. Иркутск, ул. Пушкина, 20 - 11).

По заявлению (форма Р14001) о государственной регистрации изменений, о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании решения о государственной регистрации N 6090 от 13.10.2008 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером
2083808160423, согласно которой директором общества является Нагиев Рустам Абидин оглы (паспорт <...>, выдан 13.05.2005 УВД Краснокаменского района Читинской области, адрес регистрации г. Иркутск, ул. Пушкина, 20 - 11).

В рамках мероприятий государственного контроля УФНС РФ по Иркутской области установлен факт, что адрес регистрации по месту жительства Нагиева Р.А., содержащийся в учредительных документах и заявлениях, представленных при внесении изменений (г. Иркутск, ул. Пушкина, 20 - 11) не существует.

Заявитель, полагая, что ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска государственная регистрация изменений в сведения ЕГРЮЛ произведена на основании недостоверных сведений о месте регистрации Нагиева Р.А., то есть с нарушением требований действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными записей о государственной регистрации изменений от 13.10.2008 г. N 2083808160445 и N 2083808160423.

Суд, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. К упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, иных органов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных
лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Положения указанной выше правовой нормы применяются в совокупности с положениями статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные органы, в том числе и налоговые органы, могут обращаться в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, установленных федеральным законом. Они вправе оспорить ненормативные акты, решения и действия (бездействие) властных органов и должностных лиц, нарушающие права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, иных органов осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 с изменениями от 11.02.2005, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей“.

Статьей 1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона.

В соответствии со статьей 9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом уполномоченное лицо указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Статьей 17 Закона N 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. Налоговому органу право требования представления иных документов и право проведения юридической оценки представленных для регистрации документов, а также проверки достоверности указанных сведений названным Законом не предоставлено.

При этом согласно подпункту “а“ пункта 1 статьи 17 Федерального
закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Учитывая установленный названным Законом уведомительный характер государственной регистрации юридических лиц по смыслу указанной нормы материального права, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ не содержит положений закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.

В силу подпунктов “а“ и “б“ статьи 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Таких оснований по материалам дела судом не установлено. Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусмотрено.

Судом установлено, что представленный для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “АЛКО-Сервис“, и изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с изменениями учредительных документов общества пакет документов соответствовал требованиям пунктов 1 и 2 статьи 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей“. В заявлениях по форме N Р13001 и Р14001 о государственной регистрации изменений подтверждено, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлениях сведения достоверны.

При таких обстоятельствах у ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска не имелось правовых оснований для отказа ООО “АЛКО-Сервис“ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Заявителем в обоснование требований не представлено доказательств того, что ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска при внесении изменений в ЕГРЮЛ было известно о том, что вносимые сведения о месте регистрации Нагиева Р.А., являющегося единственным участником и директором ООО “ АЛКО-Сервис“ недостоверны и в период внесения изменений не соответствовали действительности.

Таким образом, суд считает, что ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска каких-либо нарушений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ при внесении записей в ЕГРЮЛ о госрегистрации изменений за государственными регистрационными номерами 2083808160423 и 2083808160445, не допущено. Поэтому внесение соответствующих записей в ЕГРЮЛ, по мнению суда, являются законными.

Кроме того, на основании статьи 25 Закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений влечет иные правовые последствия. В этой связи довод инспекции о том, что регистрация изменений юридического лица является незаконной,
так как заявителем были представлены недостоверные сведения, - не может быть принят во внимание.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 указанного Закона регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае неоднократных либо грубых нарушений законов и иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В случае установления факта неосуществления деятельности юридическим лицом, налоговый орган вправе исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Принимая во внимание положения указанных правовых норм, а также положения статей 53 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает, что заявителем не представлены иные правовые основания, в соответствии с которыми в случае представления юридическим лицом недостоверных сведений, необходимых для включения в государственные реестры, регистрирующий орган вправе обратиться с заявлением о признании такой регистрации недействительной.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

По указанным выше обстоятельствам, суд приходит к выводу, что требования заявителя не основаны на Законе, поэтому удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Г.В.АНАНЬИНА