Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.05.2010 N Ф03-2824/2010 по делу N А73-16515/2009 Действия по предоставлению в аренду земельного участка под строительство жилого дома без проведения торгов не являются нарушением антимонопольного законодательства, если предприятие обратилось с заявлением в период, когда законодательство предусматривало предоставление земельного участка по заявлению без проведения торгов, но администрацией муниципального образования соответствующее решение принято не было.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2010 г. N Ф03-2824/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Котиковой Г.В.

Судей: Брагиной Т.Г., Филимоновой Е.П.

при участии

от Правительства Хабаровского края - Знаменская Т.И, начальник отдела судебной работы по доверенности от 08.10.2009 N 6.328-13547; Борман А.С., представитель по доверенности от 08.10.2009 N 6.3.28-13545;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Федоренко И.С., начальник отдела контроля органов власти по доверенности от 05.10.2009 N 7/5616; Ребус Л.В., ведущий специалист-эксперт по доверенности от 25.08.2008 N 01/7-4003;

от третьего лица: Министерства имущественных отношений Хабаровского края
- Тышкевич К.В., главный специалист отдела юридической экспертизы по доверенности от 02.06.2009 N 1-11/4033; Федерального государственного унитарного предприятия “Главное управление специального строительства на территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства“ - Бреус А.В., заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 11.01.2010 N 4/2;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010

по делу N А73-16515/2009 Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чакова Т.И., в суде апелляционной инстанции судьи: Сапрыкина Е.И., Михайлова А.И., Пескова Т.Д.

По заявлению Правительства Хабаровского края

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

третьи лица: Министерство имущественных отношений Хабаровского края; федеральное государственное унитарное предприятие “Главное управление специального строительства на территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства“

о признании недействительными решения от 11.09.2009 N 47 и предписания от 11.09.2009 N 41

В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 06.05.2010.

Правительство Хабаровского края обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление; антимонопольный орган) от 11.09.2009 N 47, которым признано противоречащим статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ распоряжение правительства Хабаровского края от 04.02.2009 N 49-рп, и предписания от 11.09.2009 N 41 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены министерство имущественных отношений Хабаровского края и федеральное государственное унитарное предприятие “Главное управление специального строительства
на территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства“ (далее - ФГУП “Дальспецстрой“; предприятие).

Решением суда от 14.12.2009 в удовлетворении требований отказано, оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа признаны соответствующими положениям части 1 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции“.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Апелляционный суд, с учетом установленных по данному делу конкретных обстоятельств, нарушения правительством Хабаровского края при принятии распоряжения N 49-рп требований антимонопольного законодательства не усмотрел.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, управление подало кассационную жалобу, в которой просит отменить данный судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителями в суде кассационной инстанции, апелляционный суд допустил неправильное применение норм материального права, которое выразилось в ошибочном истолковании закона, в частности пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), устанавливающего срок принятия решения о предоставлении земельного участка под жилищное строительство без проведения торгов. Антимонопольный орган, кроме того, полагает, что судом апелляционной инстанции неверно установлены фактические обстоятельства дела, а его выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.

Правительство Хабаровского края, министерство имущественных отношений Хабаровского края, ФГУП “Дальспецстрой“ в своих отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебных заседаниях кассационной инстанции против отмены постановления суда апелляционной инстанции возражают, считают данный судебный акт законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции
не находит правовых оснований для отмены обжалуемого постановления.

Как следует из материалов дела, управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю при осуществлении мониторинга выделения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для жилищного строительства, установило, что распоряжением правительства Хабаровского края от 04.02.2009 N 49-рп ФГУП “Дальспецстрой“ земельный участок предоставлен без проведения торгов. Указанное распоряжение признано антимонопольным органом, нарушающим положения части 1 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции“, ввиду создания для предприятия преимущественных условий на рынке жилищного строительства, в связи с чем было принято решение от 11.09.2009 N 47 и выдано предписание от 11.09.2009 N 41 правительству Хабаровского края о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, с требованием отмены названного выше распоряжения.

Проверяя указанные решение и предписание антимонопольного органа по заявлению правительства Хабаровского края, суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания данных ненормативных актов недействительными. При этом суд исходил из того, что распоряжение N 49-рп принято за пределами срока (01.03.2007), установленного пунктом 15 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, который предусматривал возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятом до 1 октября 2005 года, но не ранее, чем за три года до предоставления земельного участка.

Апелляционный суд, отменяя решение суда и удовлетворяя заявление правительства Хабаровского края, исследовал и оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, которые
судом первой инстанции оставлены без правовой оценки, исходил из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов, поскольку пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении в аренду земельного участка под строительство многоэтажного жилого дома предприятию, которым выполнены все зависящие от него условия, предусмотренные действующим законодательством, при том, что уполномоченный орган не рассмотрел документы, своевременно представленные юридическим лицом, до истечения срока, установленного абзацем 4 пункта 15 статьи 3 названного выше Федерального закона N 137-ФЗ.

Как установлено апелляционным судом, постановлением мэра города Хабаровска от 18.08.2003 N 1073 принято решение о предварительном согласовании ФГУП “Дальспецстрой“ размещения жилого дома переменной этажности и предоставление земельного участка для его проектирования в Индустриальном районе города Хабаровска площадью 10 455,52 кв.м (за исключением земельных участков площадью 831,58 кв.м и 617,96 кв.м. находящихся в аренде) по ул.Волочаевская - ул.Блюхера, пункт 3.2 которого предусматривал в месячный срок заключение с предприятием договора аренды земельного участка.

Из материалов дела также следует, что между администрацией города Хабаровска и предприятием 29.07.2004 заключен договор N 25 компенсации за сносимое административное здание по ул.Волочаевской, 75, г.Хабаровска, согласно которому ФГУП “Дальспецстрой“ передает в муниципальную собственность имущество стоимостью 3 317 000 руб., в подтверждение представлен акт приема-передачи от 29.07.2004.

04.08.2005, как установлено судом апелляционной инстанции, мэром города Хабаровска издано постановление от 04.08.2005 N 1276 о продлении срока проектирования жилого дома, в соответствии с постановлением N 1073, на два года, которое предусматривало обязанность департамента муниципальной собственности города Хабаровска в срок до 18.08.2005 заключить с предприятием договор аренды земельного участка.

Судом апелляционной инстанции по материалам дела также установлено, что предприятие неоднократно,
в течение 2005 - 2007 годов, обращалось в администрацию города Хабаровска с заявками по предоставлению земельного участка для строительства, но последней соответствующие решения не приняты. Указанные выводы суда заявителем жалобы не опровергнуты.

С 01.07.2007 в соответствии с законом Хабаровского края от 29.11.2006 N 78 и постановлением правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр определен уполномоченный орган на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа “город Хабаровск“, - правительство Хабаровского края в лице Министерства имущественных отношений Хабаровского края.

С заявлениями о предоставлении земельного участка под жилищное строительство предприятие, как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, обращалось в указанный орган, в том числе 10.08.2007, 15.12.2008, в связи с чем правительством Хабаровского края было издано распоряжение от 04.02.2009 N 49-рп “О предоставлении земельного участка ФГУП “Дальспецстрой“ для строительства жилого дома переменной этажности по ул.Волочаевская-ул.Блюхера в г.Хабаровске“ без проведения торгов и во исполнение данного распоряжения заключен договор аренды от 12.02.2009 N 10324 на земельный участок с кадастровым номером 27:23:05 01 03:0041.

Апелляционный суд, руководствуясь положениями статей 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ, пункта 9 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, учитывая установленные по данному делу конкретные фактические обстоятельства, пришел к выводу о том, что у администрации города Хабаровска в период действия необходимых полномочий, до передачи их субъекту Российской Федерации, имелись правовые основания для предоставления предприятию испрашиваемого для строительства земельного участка без проведения торгов, согласно действующему в указанный период законодательству, что последним не было выполнено.

Поскольку такие действия препятствовали осуществлению предприятием строительной деятельности на согласованном участке, повлекли для юридического лица расходы в
общей сумме 27 399 740 руб., апелляционный суд обоснованно указал на то, что истечение срока, установленного пунктом 15 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, в данном случае не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, и, соответственно, не создает для последнего преимущественные условия на рынке жилищного строительства.

Доводы заявителя жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на переоценку установленных им по делу конкретных фактических обстоятельств, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей полномочия суда кассационной инстанции, подлежат отклонению.

Учитывая изложенное выше, исходя из доводов кассационной жалобы, оснований для ее удовлетворения и для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу N А73-16515/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Котикова Г.В.

Судьи:

Брагина Т.Г.

Филимонова Е.П.