Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.05.2010 N Ф03-2848/2010 по делу N А51-18481/2009 Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника согласно статье 282 БК РФ является мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства, поэтому она может применяться только лишь при наличии вины.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2010 г. N Ф03-2848/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Филимоновой Е.П.

Судей: Брагиной Т.Г., Котиковой Г.В.

при участии

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока - Денисов Д.В., представитель по доверенности от 24.03.2010 N 11/106

от Отделения по Фрунзенскому району города Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Домнич И.Г., представитель по доверенности от 09.04.2010 N 2 031-01-115/846

от третьего лица: индивидуального предпринимателя Сиденкова Ю.И. - представитель не явился

рассмотрел кассационную жалобу Отделения по Фрунзенскому району города Владивостока Управления Федерального казначейства
по Приморскому краю

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010

по делу N А51-18481/2009 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Голубкина О.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Солохина Т.А., Симонова Г.А., Бац З.Д.

По заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока

к Отделению по Фрунзенскому району города Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

третье лицо: индивидуальный предприниматель Сиденков Ю.И.

о признании незаконными действия, уведомления

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 05 мая 2010 до 14 часов 05 минут.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Отделению по Фрунзенскому району г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - орган Федерального казначейства) о признании незаконными действий, уведомления от 07.10.2009 N 2031-03-05.1/1901 о приостановлении операций по лицевому счету инспекции.

Решением суда от 25.11.2009 в удовлетворении заявления отказано по мотиву необоснованности требований.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 решение суда отменено, требования инспекции удовлетворены. Действия и оспариваемый ненормативный акт признаны незаконными.

В кассационной жалобе орган Федерального казначейства просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда - оставить в силе, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, отсутствие вины налогового органа, не влияет на правомерность действий и ненормативного акта органа Федерального казначейства, поскольку приостановление операций вытекает из нормы пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ); глава 24.1
БК РФ является специальной нормой и не устанавливает дополнительных условий для приостановления операций.

Кроме этого, как указывает заявитель жалобы, платежным поручением от 17.11.2009 N 57124 требования по исполнительному листу исполнены инспекцией в полном объеме.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу, а также ее представитель в суде кассационной инстанции против доводов жалобы возражают, просят постановление апелляционного суда оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству и обстоятельствам дела.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 07.10.2009 органом Федерального казначейства приостановлены операции по расходованию средств по лицевому счету инспекции, о чем направлено уведомление N 2031-03-05.1/1901. Основанием для приостановления указанных операций явилось неисполнение в установленный законом срок требований исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края от 05.06.2009 N 131137 о взыскании с ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока в пользу индивидуального предпринимателя (арбитражного управляющего) Сиденкова Ю.И. судебных расходов в сумме 49 074 руб.

Не согласившись с приостановлением операций по расходованию средств по лицевому счету и направлением уведомления N 131137, налоговый орган обратился с заявлением о признании данных действий и уведомления незаконными.

Согласно пункту 3 статьи 239, пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.

В силу пункта 9 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих
лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Полномочия органов Федерального казначейства и порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений определены статьей 242.3 БК РФ.

Согласно пункту 5 указанной правовой нормы при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 6).

При неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 8).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что исполнительный лист арбитражного суда не исполнен в трехмесячный срок со дня его поступления в орган Федерального казначейства. На этом основании суд пришел к
выводу о том, что действия и уведомление органа Федерального казначейства соответствуют пункту 8 статьи 242.3 БК РФ.

При этом судом установлено и органом Федерального казначейства не оспаривается факт отсутствия у инспекции с период неисполнения исполнительного документа соответствующих лимитов бюджетных обязательств для его исполнения.

Отменяя решение суда и удовлетворяя требования инспекции, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, согласно статье 282 БК РФ, является мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства, поэтому она может применяться лишь при наличии вины.

На основании исследования и оценки представленных доказательств апелляционным судом установлено, что инспекция приняла все возможные меры для получения из федерального бюджета денежных средств для исполнения исполнительного листа N 131137, что подтверждается письмами к распорядителю бюджетных средств - Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю о выделении дополнительных лимитов и объемов финансирования из средств федерального бюджета для исполнения исполнительного документа. С учетом установленных обстоятельств апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии вины налогового органа в неисполнении исполнительного документа.

При таких обстоятельствах, учитывая конкретные обстоятельства дела, основания для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом второй инстанции правовых норм. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу N А51-18481/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со
дня его принятия.

Председательствующий судья

Е.П.Филимонова

Судьи:

Т.Г.Брагина

Г.В.Котикова