Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 07.10.2010 по делу N А49-5605/2010 Требование о признании незаконным акта о привлечении муниципального органа к административной ответственности за допущенное бездействие, выразившееся в отсутствии надлежащей организации на территории района утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, удовлетворено, поскольку административным органом не доказан факт совершения заявителем вменяемого ему правонарушения, материалами дела не подтверждается, что загрязнение отходами земельного участка явилось результатом деятельности заявителя.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 октября 2010 г. по делу N А49-5605/2010

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2010г.

Полный текст решения изготовлен 07 октября 2010г.

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Дудоровой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Семисаженовой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Бессоновского района Пензенской области (442780, Пензенская область, с. Бессоновка, ул. Коммунистическая, 2)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области (440018, г. Пенза, ул. Пушкина, 167Б)

об оспаривании постановления N 003323/14-ЮЗ от 21.07.10 о назначении административного наказания,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Слепова Д.Т. - представителя по доверенности N
1005 от 24.03.10,

от административного органа - Севостьянова С.В. - заместителя начальника отдела экологического контроля по доверенности N 1 от 02.09.10, Филиной Е.О. - специалиста - эксперта отдела геологического контроля и охраны недр по доверенности N 4 от 01.02.10,

установил:

Администрация Бессоновского района Пензенской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 69), о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области (далее - административный орган) N 003323/14-ЮЗ от 21.07.10, в соответствии с которым Администрация признана виновной в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на нее наложен административный штраф в размере 100000руб.

В обоснование заявленных требований Администрация указала на отсутствие в ее действиях состава вменяемого административного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал предъявленные требования, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный орган в письменном отзыве на заявление (л.д. 33-35) и в ходе судебного разбирательства по делу отклонил требования заявителя, полагая, что Администрацией допущено бездействие, выразившееся в отсутствии надлежащей организации на территории Бессоновского района утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, которое образует состав административного правонарушения, установленного статьей 8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании, назначенном на 27.09.10, был объявлен перерыв до 10час. 30мин. 30.09.10, после чего судебное заседание было продолжено с участием тех представителей сторон.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил, что в период с 29.06.10 по 12.07.10 должностными лицами административного органа была проведена рейдовая проверка на
территории Бессоновского района Пензенской области по факту сжигания мусора на свалке твердых бытовых отходов, расположенной в с. Бессоновка, ул. Большой Колояр.

В ходе проверки был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30.06.10 (л.д. 54-55), из которого следует, что на земельном участке площадью 40 x 50 метров размещена несанкционированная свалка отходов ТБО. Отходы представлены 4-5 класса опасности, а именно: бутылки п/эт, консервные банки, стеклобой, картон, отходы древесины. Указанная свалка организована около 7 лет назад. Вначале отходы складировались в котлован. На момент составления протокола котлован полностью заполнен. По всей территории свалки имеются следы горения, частично горит.

По результатам проверки должностным лицом административного органа в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении N 003240 от 12.07.10 (л.д. 51), ответственность за которое установлена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

По итогам рассмотрения материалов административного дела административным органом вынесено постановление N 003323/14-ЮЗ от 21.07.10 (л.д. 52-53) о назначении административного наказания, в соответствии с которым Администрация признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, на нее наложен административный штраф в размере 100000руб.

Не согласившись с данным постановлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании постановления административного органа незаконным и отмене его полностью.

Арбитражный суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает,
имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом в силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет в силу статьи 8.2 КоАП РФ наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.99 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.98 “Об отходах производства и потребления“ под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий
или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со статей 11 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.98 “Об отходах производства и потребления“ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 13 названного Федерального закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 7 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.02 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичное положение закреплено в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.03 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Согласно пункту 14 статьи 3 Устава Бессоновского района Пензенской области к вопросам местного значения Бессоновского района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Исходя из толкования данных правовых норм Администрация выступает одновременно, с одной стороны, как юридическое лицо, субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.

Как следует из протокола об
административном правонарушении N 003240 от 12.07.10 (л.д. 51) и оспариваемого постановления о назначении административного наказания N 003323/14-ЮЗ от 21.07.10 (л.д.52-53) объективная сторона вменяемого в вину Администрации правонарушения заключается в следующем: Администрация Бессоновского района допустила несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: на землях Администрации Бессоновского района Пензенской области, на территории, прилегающей к жилому массиву с. Бессоновка (ул. Б. Колояр и ул. Геологическая), осуществляется несанкционированное размещение бытовых отходов. На данной территории отмечены следы сжигания отходов. Нарушаются требования:

пункта 5 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.98 “Об отходах производства и потребления“ - запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов;

пунктов 1, 2 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.98 “Об отходах производства и потребления“ - территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

части 1 статьи 18 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.99 “Об охране атмосферного воздуха“ - запрещается хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок.

Однако, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами
производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции Администрации.

Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами. Из материалов дела не усматривается, что загрязнение и захламление отходами указанного в протоколе осмотра земельного участка явилось результатом деятельности Администрации как юридического лица. Вывод административного органа о наличии в действиях (бездействии) Администрации административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, основано на визуальном осмотре территории Бессоновского района Пензенской области без выяснения лиц, виновных в образовании несанкционированной свалки отходов.

Ненадлежащее исполнение Администрацией полномочий в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Бессоновского района Пензенской области не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что административным органом не доказан факт совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, следовательно, основания для привлечения Администрации к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, отсутствовали.

Поскольку судом сделан вывод об отсутствии оснований для привлечения Администрации к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления полностью.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области N 003323/14-ЮЗ от 21.07.10 о назначении административного наказания Администрации Бессоновского района Пензенской области по статье 8.2 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 100000руб. признать незаконным и отменить его полностью.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения, а также в Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья

Н.В.ДУДОРОВА