Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 07.12.2010 по делу N А68-2701/10 Учитывая, что в материалах регистрационного дела на день подачи документов на госрегистрацию договора аренды имелся документ, выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, содержащий описание объекта аренды, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что заявителем на государственную регистрацию договора аренды были представлены необходимые документы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2010 г. по делу N А68-2701/10

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 по делу N А68-2701/10,

установил:

Администрация Муниципального образования Алексинский район (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды от 21.01.2010 N 285 недвижимого имущества, находящегося
в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Тульская область, г.Алексин, ул. Санаторная, д. 9, общей площадью 18,3 кв. м, и с требованием обязать Управление осуществить государственную регистрацию указанного договора аренды.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2010 требования заявителя удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление просит указанные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителя Управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, по результатам конкурса 21.01.2010 между Муниципальным образованием Алексинский район (Арендодатель) и Цеханским А.Е. (Арендатор) заключен договор аренды N 285 нежилого встроенного помещения, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 18,3 кв. м, образованного помещениями N 1 и N 2 согласно экспликации к поэтажному плану. Договором установлен срок аренды - 5 лет.

Указанное помещение передано Цеханскому А.Е. по акту приема-передачи от 21.01.2010.

25 января 2010 года Цеханский А.Е. обратился в Алексинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды.

20 февраля 2010 года государственная регистрация вышеуказанного договора Управлением приостановлена в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств наличия оснований для проведения государственной регистрации и отсутствием кадастрового паспорта.

25 марта 2010 года Управление отказало Администрации и Цеханскому А.Е. в государственной регистрации договора аренды от 21.01.2010 N 285 по следующим основаниям: не представлен кадастровый паспорт сдаваемого в аренду помещения; информационное сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды
нежилого объекта недвижимости, опубликованное 25.11.2009 в газете “Алексинские вести“, не содержало сведений о техническом состоянии недвижимого муниципального имущества, сдаваемого в аренду, размере ежегодной арендной платы, месте, дате, времени проведения торгов, порядке ознакомления претендентов с технической документацией и фактическим состоянием недвижимого муниципального имущества, сдаваемого в аренду; не указаны условия (ограничения) по использованию сдаваемого в аренду муниципального имущества, что не соответствует требованиям п. 2.2 решения Собрания представителей МО Алексинский район от 28.05.2009 N 5(5).7 “Об утверждении порядка проведения аукционов и конкурсов по продаже права аренды движимого и недвижимого муниципального имущества МО Алексинский район“ и п. 2 ст. 448 ГК РФ.

Считая отказ незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих
указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).

В силу абз. 2 п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

Согласно п. 1 ст. 17 названного Закона (в редакции, действовавшей на момент существований спорных правоотношений) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

В пункте 2 указанной нормы Закона установлено, что истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если
иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 26 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади.

Согласно п. 10 ст. 33 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Следовательно, представление кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества не требуется, если в материалах регистрационного дела имеется технический паспорт, содержащий описание данного объекта недвижимого имущества. Дополнительных требований к описанию этого имущества и документам, содержащих это описание, закон (на день подачи документов на регистрацию) не предусматривал.

Судом установлено, что право собственности на встроенные нежилые помещения первого этажа, расположенные по адресу: Тульская область, г.Алексин, ул. Санаторная, д. 9, площадью 681,1 кв. м, зарегистрировано за Муниципальным образованием Алексинский район. При осуществлении данной регистрации был предоставлен технический паспорт от 20.02.2008 N 507 на встроенные нежилые помещения, который помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Передаваемое Цеханскому А.Е. по договору аренды помещение площадью 18,3 кв. м в экспликации к поэтажному плану строения (по техническому паспорту
N 507) указано под номером 1 - коридор, площадью 7,8 кв. м, и номером 2 - кабинет, площадью 10,5 кв. м, являющееся частью первого этажа данного здания.

Принимая во внимание, что иных помещений N 1 и N 2, образующих помещение площадью 18,3 кв. м, в указанном кадастровом паспорте нет, и он содержит описание сдаваемого в аренду помещения, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что сдаваемый в аренду объект индивидуально определен.

Помимо этого, суд отметил, что помещения N 1 и N 2 не являются вновь созданным недвижимым имуществом согласно статье 219 Гражданского кодекса РФ, поскольку новый объект недвижимости не создавался.

Таким образом, учитывая, что в материалах регистрационного дела на день подачи документов на госрегистрацию договора аренды от 21.01.2010 N 285 имелся документ, выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, содержащий описание объекта аренды, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заявителем на государственную регистрацию договора аренды были представлены необходимые документы.

Довод Управления о несоответствии информационного сообщения о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды нежилого объекта недвижимости, опубликованное 25.11.2009 в газете “Алексинские вести“, требованиям п. 2.2 решения Собрания представителей МО Алексинский район от 28.05.2009 N 5(5).7 “Об утверждении порядка проведения аукционов и конкурсов по продаже права аренды движимого и недвижимого муниципального имущества МО Алексинский район“, обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку решением Собрания представителей МО Алексинский район от 23.12.2009 N 14(14).3 “Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Алексинский район“ вышеназванное решение признано утратившим силу.

При таких обстоятельствах на момент обращения
Цеханского А.Е. (25.01.2010) в Алексинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды решение Собрания представителей МО Алексинский район от 28.05.2009 N 5(5).7 не действовало, в связи с чем не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации.

При этом суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что торги, предшествовавшие совершению сделки, никем не оспорены и оценил договор аренды как соответствующий требованиям закона.

Поскольку судами установлено, что представленные заявителем документы полностью соответствуют требованиям, определенным статьей 18 Закона о регистрации для документов, предоставляемых на государственную регистрацию, то отказ Управления в регистрации вышеназванного договора аренды нарушал положения пункта 2 статьи 17 указанного Закона, запрещающего истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы соответствуют требованиям статье 18 названного Закона.

Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов, поскольку не опровергают правильность выводов арбитражного суда.

Обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, содержащиеся в них выводы - фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 по делу
N А68-2701/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.