Решения и определения судов

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2010 N 06АП-3499/2010 по делу N А04-1906/2010 По делу о признании незаконными действий государственного учреждения, выразившихся в бесспорном взыскании суммы штрафа.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 сентября 2010 г. N 06АП-3499/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2010 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Михайловой А.И.

судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булавиной М.А.

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью “Правовой Лоцман“: представитель не явился;

от государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель Денисенко Е.В. по дов. от 22.12.2009 N 01-14/06/7904

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Правовой Лоцман“

на решение от 15 июня 2010 года

по делу N А04-1906/2010

Арбитражного суда Амурской области

принятое судьей Курмачевым Д.В.

по
заявлению общества с ограниченной ответственностью “Правовой Лоцман“

о признании незаконными действий государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившихся в бесспорном взыскании суммы штрафа по решению N 3729 от 24.06.2009; решений от 24.06.2009 N 3729, от 24.08.2009 N 3729 недействительными

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Правовой Лоцман“ (далее - ООО “Правовой Лоцман“, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Амурское региональное отделение ФСС РФ, орган фонда социального страхования), выразившихся в бесспорном взыскании суммы штрафа по решению N 3729 от 24.06.2009; решений от 24.06.2009 N 3729, от 24.08.2009 N 3729 недействительными.

Решением суда от 15.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на пропуск срока на обжалование действий и решений органа фонда социального страхования, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в суд апелляционной инстанции. В обоснование жалобы указывает на то, что именно нарушение органом фонда социального страхования порядка привлечения его к налоговой ответственности в части неизвещения общества о месте и времени вынесения решения о привлечении к ответственности, явилось основанием для пропуска им срока на обжалование данного решения.

В судебном заседании представитель органа фонда социального страхования просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

ООО “Правовой Лоцман“, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовало.

В судебном заседании с 24.08.2010 по 31.08.2010 объявлялся перерыв.

Заслушав представителя органа фонда социального страхования, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ООО “Правовой Лоцман“
как лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.7.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закона N 125-ФЗ), зарегистрировано в органах фонда социального страхования в качестве страхователя.

В соответствии со статьей 17 Закона N 125-ФЗ к обязанностям страхователя относится обязанность по представлению страховщику отчетности по установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, форме.

Согласно статье 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии со статьей 19 Закона N 125-ФЗ нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей.

Указанной статьей также установлено, что привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной ГУ - Амурское региональное отделение ФСС РФ камеральной проверки установлено, что ООО “Правовой Лоцман“ не представлена расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 1 квартал 2009 года.

Решением от 24.06.2009 N 3729, вынесенным в отсутствие представителя страхователя, оно
было привлечено к ответственности по статье 19 Закона N 125-ФЗ за повторное непредставление установленной отчетности в виде штрафа в сумме 5000 руб.

Решением от 24.08.2009 сумма штрафа взыскана с общества и инкассовым поручением от 07.09.2009 N 3361 снята с его расчетного счета в безакцептном порядке.

Между тем, суд приходит к выводу о том, что при привлечении ООО “Правовой Лоцман“ к ответственности, органом фонда социального страхования допущены существенные нарушения процедуры, установленные статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которые привели к нарушению прав страхователя.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение (пункт 2 статьи 101.4 НК РФ).

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).

Лицо, совершившее
налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (пункт 5 статьи 101.4 НК РФ).

Между тем, ГУ - Амурское региональное отделение ФСС РФ акта о выявленном нарушении не составляло, чем нарушило вышеуказанные положения статьи 101.4 НК РФ, в том числе право страхователя на представление своих возражений на акт.

Далее, в соответствии с пунктом 6 статьи 101.4 НК РФ по истечении срока, установленного для представления возражений на акт, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (пункт 7 статьи 101.4 Н РФ).

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

2) об отказе в
привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 8 статьи 101.4 НК РФ)

В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (пункт 9 статьи 101.4 НК РФ).

Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом (пункт 11 статьи 101.4 НК РФ).

Между тем, ГУ - Амурское региональное управление ФСС РФ указанные нормы не исполнило: о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки и принятия решения общество не известило, тем самым лишив его возможности участвовать в рассмотрении этих материалов, давать свои объяснения, представлять возражения.

Кроме того, ГУ - Амурское региональное управление ФСС РФ не предприняло мер по надлежащему вручению принятого им решения.

Ссылки органа фонда социального страхования на направление решения по почте 24.06.2009 заказным письмом без уведомления о вручении не могут быть приняты судом во внимание как надлежащее исполнение своих обязанностей.

Положения пункта 11 статьи 101.4
НК РФ предусматривают возможность направления решения и требования по почте заказным письмом только в случае уклонения лица, совершившего правонарушение, от получения решения.

Однако факт такого уклонения каким-либо документом не зафиксирован, следовательно, не доказан. Какой именно документ направлялся заказным письмом от 24.06.2009 неизвестно, уведомление о вручении его отсутствует, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии доказательства вручения спорного решения обществу.

В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Учитывая вышеуказанные нарушения в совокупности: отсутствие акта проверки, неизвещение общества о месте и времени рассмотрения материалов проверки и принятия решения, ненаправление решения в адрес общества, суд приходит к выводу о том, что органом фонда социального страхования допущены существенные нарушения условий процедуры привлечения к ответственности, которые влекут безусловную отмену принятого им решения.

В связи с незаконностью привлечения общества к ответственности, подлежит признанию недействительным и решение от 24.08.2009 N 3729 о взыскании с него штрафа, а также действия по бесспорному списанию со счета общества суммы штрафа.

Доводы ГУ - Амурское региональное отделение ФСС РФ о том, что общество должно было узнать о вынесенном решении в сентябре 2009, в момент
бесспорного списания с его расчетного счета суммы штрафа, подлежат отклонению, поскольку сам по себе факт списания денежных средств не свидетельствует о том, что общество в этот момент узнало о принятом решении, а является лишь основанием для проведения с его стороны проверки причин списания.

По результатам такой проверки, путем соответствующих запросов в орган фонда социального страхования, обществом была получена копия спорного решения, с указанного момента ему стало известно о существовании этого решения.

При этом копия решения получена 05.03.2010, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте и выпиской из журнала входящей корреспонденции ООО “Правовой Лоцман“ от 09.03.2010.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Поскольку общество обратилось в суд 28.04.2010, трехмесячный срок для обжалования решений и действий органа фонда социального страхования, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ им не пропущен.

Кроме того, обществом заявлено требование о взыскании с ГУ - Амурское региональное отделение ФСС РФ денежных средств в сумме 5000 руб., бесспорно списанных с его расчетного счета, которое носит имущественный характер и не подпадает под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 АПК РФ, в том числе с применением части 4 статьи 198 АПК РФ, предусматривающей трехмесячный срок для подачи заявления в арбитражный суд.

Рассмотрев данное требование, суд приходит к выводу о необходимости его удовлетворения по вышеизложенным основаниям, в
связи с нарушениями органом фонда социального страхования требований Закона N 125-ФЗ и 101.4 НК РФ при принятии решения о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 5000 руб., взыскании и списании данной суммы штрафа.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 N 6 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине“ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции не взыскивается с ГУ - Амурское региональное отделение ФСС РФ, поскольку обществу при подаче заявления была предоставлена отсрочка, в связи с чем судебные расходы по ее уплате не были понесены.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат взысканию с ГУ - Амурское региональное отделение ФСС РФ в пользу ООО “Правовой Лоцман“ на основании статьи 110 АПК РФ, пункта 1.1 части 1 статьи 333.37, статьи 333.40 НК РФ, с учетом пункта 47 статьи 2 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“, поскольку НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы по делам, по которым они выступают в качестве ответчиков, в случае фактического несения таких расходов заявителем.

Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный
апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 15 июня 2010 года по делу N А04-1906/2010 отменить.

Признать незаконными действия Фонда социального страхования Российской Федерации в лице государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившиеся в бесспорном взыскании суммы штрафа по решению от 24.06.2009 N 3729, недействительным решения от 24.06.2009 N 3729 и от 24.08.2009 N 3729.

Взыскать с Фонда социального страхования Российской Федерации в лице государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью “Правовой Лоцман“ 5000 руб. и судебные расходы в сумме 1000 руб. по апелляционной жалобе.

Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью “Правовой Лоцман“ излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 руб., перечисленную по квитанции от 15.07.2010.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.

Председательствующий

А.И.МИХАЙЛОВА

Судьи

Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ

Е.А.ШВЕЦ