Решения и определения судов

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2010 N 06АП-1951/2010 по делу N А73-18667/2010 По делу о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в передаче в собственность земельного участка.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2010 г. N 06АП-1951/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2010 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гричановской Е.В.,

судей: Михайловой А.И., Песковой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Баранова В.Н., представителя по доверенности от 15.08.2009 б/н, Тризмина О.Г., представителя по доверенности от 25.06.2009 б/н

от Администрации г.Космосольска-на-Амуре: Гапченко Д.С., представителя по доверенности от 16.11.2009 N 1.1.28/5184

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Востокпромсервис“

на решение от 02.03.2010

по делу N А73-18667/2010

Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривала судья Луговая И.М.

по заявлению общества
с ограниченной ответственностью “Востокпромсервис“

о признании незаконным бездействия Администрации города Комсомольска-на-Амуре в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 27:22:010901:0059 под существующим объектом и обязании заключить договор о передаче в собственность данного земельного участка

Общество с ограниченной ответственностью “Востокпромсервис“ (далее - общество, заявитель, ООО “ВПС“) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия Администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - администрация) в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 27:22:010901:0059 под существующим объектом и обязании заключить договор о передаче в собственность данного земельного участка.

Заявленные требования мотивированы тем, что бездействие администрации не соответствует требованиям действующего законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Решением суда от 02.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилась с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование жалобы ссылается на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора и несоответствие вывода суда материалам дела.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителя доводы жалобы поддержали в полном объеме, настаивали на отмене состоявшегося по делу судебного акта, представитель администрации жалобу отклонил, выразил согласие с решением суда первой инстанции, полагая его законным и обоснованным.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Судом установлено, что ООО “Востокпромсервис“ на основании договоров купли-продажи недвижимости, заключенных с ОАО “Комсомольский сернокислотный
завод“ в лице конкурсного управляющего Морозова В.Ф. приобрело объекты недвижимости, расположенные по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, 61:

- по договору от 19.07.2002 N 16 - здание ремонтно-механического цеха, площадью 2618,80 кв.м;

- по договору от 20.05.2003 N 21/14 - парокотельная инв. N 5200 литер 13, этажность 1, площадью 374 кв.м;

- по договору от 16.06.2003 N 30 - центральная распределительная подстанция, инв. N 5200, литер 12, площадью 149,60 кв.м.

Право собственности на указанные объекты зарегистрировано Хабаровским краевым учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданы соответствующие свидетельства (от 27.08.2002 по договору купли-продажи от 19.07.2002, от 14.10.2003 по договору купли-продажи от 20.05.2003, от 31.10.2003 по договору купли-продажи от 16.06.2003).

Как следует из материалов дела, письмом от 16.09.2008 N 26 ООО “Востокпромсервис“ обратилось в Администрацию г.Комсомольска-на-Амуре с заявлением об утверждении границ земельных участков, занимаемых принадлежащими ему зданиями по Северному шоссе, 61 в г.Комсомольске-на-Амуре с приложением копий договоров, свидетельств о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости и проекта установления границ земельных участков.

И.о. главы администрации города издано распоряжение от 24.10.2008 N 3152-ра об утверждении проекта границ земельного участка, согласно приложению, которым землепользователю предписано установить границы земельных участков на местности с установлением охранных зон и зон технического обслуживания инженерных коммуникаций и предоставить материалы межевания в управление архитектуры и градостроительства.

В декабре 2008 года письмом (вх. N 1-1-34/13828) общество обратилось в администрацию с просьбой о предоставлении правоустанавливающих документов на земельный участок - для использования зданий ремонтно-механического цеха, парокотельной, центральной распределительной подстанции и внесении изменений в распоряжение от 24.10.2008 N 31-52-ра “Об утверждении границ земельного участка“
в части описания смежеств и по площади.

Указанные обществом изменения были утверждены распоряжением и.о. главы администрации города от 22.05.2009 N 992-ра.

25.12.2008 ООО “Востокпромсервис“ обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность под существующими и принадлежащими обществу на праве собственности объектами недвижимости.

Письмом от 11.01.2009 N 1-13/12 Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Комсомольска-на-Амуре направило в адрес директора общества запрос, в котором указало, что для рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого зданиями по Северному шоссе, 61, необходимо представить в земельный отдел УАиГ следующие документы:

- копию документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица;

- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

- копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;

- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;

- кадастровый паспорт земельного участка;

- копию документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное бессрочное пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Кроме того, указано на возможность при предоставлении соответствующих подтверждающих документов приобретения в собственность земельного участка по меньшей цене.

В ответ письмом от 19.01.2009 N 2 обществом в адрес УАиГ Администрации г.Комсомольска-на-Амуре представлены следующие документы:

- копия паспорта директора ООО “ВПС“ Тризмина О.Г.;

- копия свидетельства о государственной регистрации ООО “ВПС“,

- копия решения N 7 от 21.02.2007, удостоверяющего право представителя ООО “ВПС“;

- копия свидетельства о государственной регистрации права на ремонтно-механический цех от 27.08.2002 N 27-01/11-34/2002-1687;

- копия свидетельства о государственной регистрации права на центральную распределительную подстанцию от 31.01.2003 N 27-01/11-34/2003-2542;

-
копия свидетельства о государственной регистрации права на парокотельную от 14.10.2003 N 27-01/04-1/2003-2505;

- копия кадастровой выписки о земельном участке N 22-2/08-3211 от 09.09.2008 листы N 1, 2, 58;

- копии договора купли-продажи недвижимости и акты приема-передачи к договорам от 19.07.2002 N 16, N 21/14 от 20.05.2003, N 30 от 16.06.2003;

кроме того, сообщено, что кадастровый паспорт будет предоставлен позже, так как находится на рассмотрении в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю г.Комсомольска-на-Амуре.

09.04.2009 письмом за N 1-1-21/1336 администрация сообщила обществу, что заявление о предоставлении в собственность земельного участка по Северному шоссе, 61 не рассматривается, поскольку обществом не предоставлен, установленный Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370 пакет документов, необходимый для принятия решения о приватизации земельного участка.

Письмом от 13.08.2009 ООО “ВПС“ обратилось в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Комсомольска-на-Амуре с заявлением, согласно которому просило оказать содействие в постановке на кадастровый учет земельного участка с целью использования объектов промышленности с приложением межевого плана земельного участка.

Согласно ответу от 26.08.2009 за N 1-13/9874 УАиГ удовлетворить просьбу об осуществлении государственного кадастрового учета не представляется возможным, поскольку органу местного самоуправления дано право оказывать содействие по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков граждан, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства“, обществу предложено самостоятельно осуществить государственный кадастровый учет.

Полагая, незаконным бездействие администрации в предоставлении земельного участка под существующими объектами недвижимости заявителя в собственность, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному ненормативному правовому акту, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт или совершили действия (бездействие) в соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, если иное не установлено федеральными законами.

В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в
порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ).

Следовательно, совершение действий, указанных в пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, является обязанностью органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что факт обращения ООО “Востокпромсервис“ в администрацию с соответствующим заявлением подтверждается материалами дела, а также, принимая во внимание, что администрация не оспаривает факт бездействия, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что заявленные обществом требования об оспаривании бездействия подлежат удовлетворению.

Вместе с тем необходимо отметить, что требование о возложении на администрацию обязанности заключить договор о передаче в собственность спорного земельного участка, в рассматриваемом случае при обжаловании бездействия администрации не является способом восстановления нарушенного права, предусмотренным частью 5 статьи 201 АПК РФ. Надлежащим способом восстановления права в данном случае будет возложение на администрацию обязанности по проведению действий указанных в пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ (утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории).

Довод администрации о законности обжалуемого бездействия, со ссылкой на ФЗ от 30.06.2006 N 93-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке граждан на отдельные объекты недвижимого имущества“ является необоснованным, поскольку положения данного закона не регламентируют спорные правоотношения.

Также апелляционной инстанцией отклоняется довод администрации о пропуске заявителем
срока на обжалование, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Материалами дела подтверждено, что 13.08.2009 общество обратилось в администрацию с заявлением об оказании содействия в постановке на кадастровый учет земельного участка с целью использования объектов промышленности. Ответ на данное обращение датирован 26.08.2009, согласно ему удовлетворить просьбу об осуществлении государственного кадастрового учета не представляется возможным.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае имеет место бездействие органа местного самоуправления, о котором обществу стало известно с 26.08.2009.

При этом в силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно штампу Арбитражного суда Хабаровского края с рассматриваемым заявлением общество обратилось 25.11.2009, следовательно, срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.05.2010 по делу N А73-18667/2010 отменить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Комсомольска-на-Амуре по передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 27:22:010901:0059 под объектами недвижимости, расположенными по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, 61.

Обязать Администрацию города Комсомольска-на-Амуре принять меры по восстановлению нарушенных прав заявителя, выразившихся в несоблюдении порядка предоставления земельного участка в собственность: провести действия указанные в пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ.

В остальной части требований отказать.

Взыскать
с Администрации города Комсомольска-на-Амуре в пользу общества с ограниченной ответственностью “Востокпромсервис“ госпошлину по заявлению и по апелляционной жалобе в сумме 3 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий

Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ

Судьи

А.И.МИХАЙЛОВА

Т.Д.ПЕСКОВА