Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 27.09.2010 по делу N А54-1438/2010-С4 Суд правомерно признал недействующим решение органа государственной власти об утверждении тарифов на подключение как не соответствующее требованиям статей 3, 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, пунктам 2, 42 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2010 г. по делу N А54-1438/2010-С4

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рязанской городской Думы на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.06.2010 по делу N А54-1438/2010-С4,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ново-Рязанская ТЭЦ“ (далее - Общество, ТЭЦ) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Рязанской городской Думе (далее - Дума) о признании недействующим решения от 28.01.2010 N 36-I “Об утверждении тарифов на подключение“.

Решением суда от 18.06.2010 заявленное требование удовлетворено. Суд признал оспариваемое решение Думы недействующим как не соответствующее статьям 3, 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об
основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ (далее - Закон N 210-ФЗ), пунктам 2, 42 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520.

В кассационной жалобе Дума просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав в судебном заседании представителя Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в соответствии с техническим заданием на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры города Рязани на 2009 - 2011 годы, утвержденным решением Рязанской городской Думы от 26.02.2009 N 43-I, Рязанским филиалом ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ“ в порядке, установленном распоряжением администрации города Рязани от 01.09.2009 N 1240-р, разработан проект инвестиционной программы по развитию систем коммунальной инфраструктуры города Рязани для подключения тепловых нагрузок микрорайона комплексной застройки “Зиловская бровка“ к центральному теплоснабжению. Проект представлен в администрацию города Рязани.

Согласно паспорту программы, разделам 4, 5 финансовые потребности для реализации инвестиционной программы составляют 16172,6 тыс. руб. (с НДС), исходя из этого рассчитан тариф на подключение в размере 817,31 тыс. руб. (с НДС). Финансирование мероприятий проекта планируется осуществить за счет тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры в соответствии с требованиями Закона N 210-ФЗ.

Для получения заключения проект инвестиционной программы с приложением обосновывающих документов сопроводительным письмом от 05.11.2009 N 20/1/2-18/6892 направлен в Главное управление “Региональная энергетическая комиссия“ Рязанской области (далее - ГУ РЭК).

Согласно заключению от 24.12.2009 N ВП-1652 ГУ РЭК установило, что Обществом понесены дополнительные расходы, не связанные с созданием построенного им имущества,
указанные расходы включены в расчет платы за подключение. В соответствии со ст. 5 Закона N 210-ФЗ вопрос о включении указанных дополнительно фактически понесенных затрат в расчет тарифа на подключение находится в компетенции органов местного самоуправления. В зависимости от принятого решения, согласно заключению ГУ РЭК тариф на подключение к тепловым сетям Рязанского филиала ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ“ строящихся объектов микрорайона комплексной застройки “Зиловская бровка“ может составить от 0,56 до 0,69264 млн. руб. за 1 Гкал/час подключаемой мощности без НДС.

Рассмотрев названную инвестиционную программу ТЭЦ, комиссия администрации города по рассмотрению нормативов, тарифов и цен 30.12.2009 приняла решение N 56 рекомендовать к утверждению тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе теплоснабжения Рязанского филиала ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ“ в размере 563,73 тыс. руб. за 1 Гкал/час (без НДС), тариф Общества на подключение к системе теплоснабжения в размере 563,73 тыс.руб. за 1 Гкал/час (без НДС).

По результатам рассмотрения обращения главы администрации города Рязани от 18.01.2010 N 9-24, решения комиссии администрации города 30.12.2009 N 56, заключения ГУ РЭК от 24.12.2009 N ВП-1652 Рязанской городской Думой 28.01.2010 принято решение N 35-I об утверждении инвестиционной программы Рязанского филиала ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ“, согласно которой финансовые потребности составляют 16172,6 тыс. руб. (с НДС), тариф на подключение - 817,31 тыс. руб. (с НДС).

Одновременно 28.01.2010 Думой принято решение N 36-I об установлении на период действия с 01.03.2010 по 31.12.2015 тарифа на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе теплоснабжения Рязанского филиала ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ“ для подключения тепловых нагрузок микрорайона комплексной застройки “Зиловская бровка“ к центральному теплоснабжению в размере 563,73 тыс. руб. за
1 Гкал/час. (без НДС) (п. 1), пунктом 2 решения на этот же период установлен тариф Рязанского филиала ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ“ на подключение к системе теплоснабжения в размере 563,73 тыс. руб. за 1 Гкал/час. (без НДС). Решение опубликовано в газете “Рязанские ведомости“ от 30.01.2010 N 16.

Посчитав решение Думы от 28.01.2010 N 36-I незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 ст. 194 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к полномочиям органов местного самоуправления в Российской Федерации относится, в том
числе регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Статьей 2 Закона N 210-ФЗ определена взаимосвязь следующих понятий: инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (п. 6);

тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) - ценовая ставка, формирующая плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения указанных объектов недвижимости (п. 9);

тариф организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры - ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса (п. 10);

финансовые потребности организации коммунального комплекса - расчетные значения объема денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, который необходим для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры (п. 18).

В силу п. п. 2, 5 ч. 1 ст. 3 Закона N 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок, в том числе являются: установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями
в области регулирования тарифов и надбавок и в силу ч. 1 ст. 5 вышеуказанного Закона утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Согласно ч. 2 названной статьи Закона, действовавшей в рассматриваемый период, органы местного самоуправления в том числе рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры (п. 5); осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей (п. 6); устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (п. 7).

26 октября 2006 года Рязанским городским Советом принято решение N 696-III, согласно которому администрация города Рязани осуществляет полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, кроме полномочий установленных пунктом 7 части 2 вышеназванной статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 210-ФЗ инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания.

В силу частей 3, 4, 5 указанной статьи подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса.

Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия
проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.

В случае необоснованности предоставленных расчетов, несоответствия рассчитанных финансовых потребностей проекту предоставленной инвестиционной программы или несоответствия проекта указанной программы техническому заданию на ее разработку согласно части 5 указанной статьи орган регулирования муниципального образования вправе вернуть проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей соответствующей организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.

Частями 11, 12 ст. 11 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что инвестиционную программу организации коммунального комплекса рассматривает и утверждает представительный орган муниципального образования.

После ее утверждения орган регулирования муниципального образования устанавливает тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.

В силу п. 25 ст. 30 устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области и решения Рязанского городского Совета от 26.10.2006 N 696-III установление тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тарифов организации коммунального комплекса на подключение отнесено к полномочиям представительного органа города Рязани - Рязанской городской Думе.

Учитывая положения указанных норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что инвестиционная программа не является документом рекомендательного характера. Инвестиционная программа, утвержденная решением Рязанской городской Думы, является правовым актом обязательным к применению при установлении тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифа организации коммунального комплекса на подключение. Иное толкование значения инвестиционной программы приводит к нарушению установленных Законом N 210-ФЗ вышеуказанных обязательных принципов при установлении тарифа.

При этом суд обоснованно отметил, что имеющие место, по мнению Думы и администрации города Рязани, обстоятельства необоснованного включения в сумму
финансовых потребностей инвестиционной программы дополнительных затрат могли быть основанием для возврата проекта этой программы организации коммунального комплекса для устранения несоответствий в порядке, установленном частью 5 ст. 11 Закона N 210-ФЗ.

Поскольку инвестиционная программа утверждена в предложенной редакции, установление тарифов на подключение должно соответствовать названной инвестиционной программе.

Указанный вывод суда подтверждается пунктами 2, 42 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, согласно которым установление надбавок к тарифам и тарифов на подключение осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы и размер тарифа организации коммунального комплекса на подключение определяется как отношение финансовых потребностей, финансируемых за счет тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, к присоединяемой нагрузке.

В соответствии с п. 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила), процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ.

Согласно п. 15 Правил организация коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования способом, позволяющим подтвердить получение извещения, о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок.

Организация коммунального комплекса не позднее чем за 1 день до заседания органа регулирования должна быть ознакомлена с материалами заседания в части, касающейся установления для нее тарифов и надбавок, включая проект соответствующего решения.

Судом установлено, что ни администрацией города Рязани, ни Думой
ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ“ о проведении заседания по установлению тарифов не извещалось, материалы заседания для ознакомления не представлялись.

В силу п. 18 Правил орган регулирования в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении тарифов и надбавок направляет копию решения и копию протокола или выписку из протокола заседания органа регулирования в организацию коммунального комплекса, Доказательства выполнения требований данного пункта Правил суду не представлены.

Разногласия между органами регулирования и организациями коммунального комплекса, связанные с установлением тарифов и надбавок, в порядке п. 19 Правил рассматриваются в соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 208.

Суд обоснованно признал неправомерной ссылку Думы на несоблюдение досудебного порядка рассмотрения разногласий, установленного указанным Постановлением Правительства Российской Федерации N 208, поскольку обязательный досудебный порядок рассмотрения разногласий Законом N 210-ФЗ не установлен.

На основании изложенного суд правомерно признал недействующим решение Рязанской городской Думы от 28.01.2010 N 36-I “Об утверждении тарифов на подключение“, как не соответствующее требованиям статей 3, 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, пунктам 2, 42 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.

Кассационная коллегия считает, что арбитражным судом фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от
18.06.2010 по делу N А54-1438/2010-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.