Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2010 N 06АП-3006/2010 по делу N А37-199/2010 По делу о признании незаконными действий по удержанию суммы вывозной таможенной пошлины.
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2010 г. N 06АП-3006/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потемкиной Н.И.
при участии в судебном заседании:
от Магаданской таможни: Гусевой Е.В. по доверенности от 25.12.2009 N 07-62/30д; Брейкина А.А. по доверенности от 25.06.2010 N 07-62/11д
от общества с ограниченной ответственностью “Скрап-импэкс“: Сергеевой Е.А. по доверенности от 28.07.2010 N 072; Чернышова А.Е. по доверенности от 28.07.2010 N 073
рассмотрев апелляционную жалобу Магаданской таможни
на решение Арбитражного суда Магаданской области от 12.05.2010
по делу N А37-199/2010, принятое судьей Степановой Е.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Скрап-импэкс“
к Магаданской таможне
о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью “Скрап-импэкс“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Магаданской таможни (далее - таможня) по незаконному удержанию суммы вывозной таможенной пошлины в размере 5 398 540, 68 руб. и по понуждению к уплате обеспечения вывозной таможенной пошлины в сумме 5 398 540, 68 руб.; об обязании таможни выплатить проценты в размере 168 705 руб. в связи с невозвратом в установленный срок суммы таможенных платежей.
Решением суда от 12.05.2010 заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными действия таможни по удержанию суммы 5 398 540,68 руб.; в остальной части требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Магаданская таможня заявила апелляционную жалобу, в которой просила его отменить в части удовлетворенных требований общества, так как считает, что ее действия соответствовали статьям 153, 357, 358 Таможенного кодекса РФ.
В судебном заседании представители таможенного органа свои требования и доводы поддержали в полном объеме.
Представители общества в судебном заседании и в отзыве требования заявителя жалобы отклонили.
Исследовав материалы дела, проверив законность решения с учетом доводов апелляционной жалобы в части признания незаконными действий таможни по удержанию суммы 5 398 540,68 руб. и исходя из требований части 5 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, общество на основании лицензии от 24.09.2004 N ЛЧ-49-0010 осуществляет деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов и является участником Особой экономической зоны Магаданской области (далее - ОЭЗ) на основании свидетельства N 000944 от 20.05.2009 серии ОЭЗ N 003950.
Судом установлено, что общество в период 2007-2009 годы производило прием лома черных металлов от физических лиц, проживающих на территории города Магадана, а также от юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории ОЭЗ Магаданской области.
30.09.2009 ООО “Скрап-Импэкс“ на основании ГТД N 10706020/300909/0002096 (далее - ГТД 2096) задекларировало товар - лом черных металлов, заявив в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об особой экономической деятельности в Магаданской области“ (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ), тарифные преференции в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин в размере 100%. Для подтверждения происхождения товара в таможенный орган представлены Реестры покупки лома черных металлов и Сертификат о происхождении товара из ОЭЗ в Магаданской области от 23.06.2009 NMK.R 072-010, выданный Магаданской торгово-промышленной палатой на основании акта экспертизы Уссурийского филиала Приморской ТПП от 09.06.2009 N 0200400722.
В связи с возникшими у таможенного органа сомнениями относительно достоверности Сертификата, являющегося основанием для предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, таможней выставлены требования о предоставлении документов и внесении обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки достоверности Сертификата:
- 02.10.2009 о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости;
- 05.10.2009 о предоставлении документов, послуживших основанием для выдачи Сертификата в целях соблюдения условий выпуска товара;
- 07.10.2009 о предоставлении документов для подтверждения сведений о стране происхождения товара.
Также требованием от 05.10.2009 декларанту предложено представить приемо-сдаточные акты лома черных металлов либо внести обеспечение уплаты таможенных платежей.
Вышеназванные требования исполнены обществом и запрашиваемые документы представлены в таможенный орган в период с 06.10.2009 по 12.10.2009, а письмом от 08.10.2009 N 052 ООО “Скрап-импэкс“ направило в таможенный орган, в том числе, и платежные поручения N 115 и N 116 от 08.10.2009, подтверждающие оплату по обеспечению таможенных платежей по спорной ГТД в размере 5 398 540, 68 руб., внесенных на депозитный счет Магаданской таможни. Выпуск товаров по ГТД N 2096 осуществлен таможенным органом 13.10.2009.
02.11.2009 общество обратилось в Магаданскую таможню с заявлением о возврате сумм денежного залога, оформленного по таможенной расписке ТР 10706020/131009/ТР-1745046 на основании статьи 357 ТК РФ.
Таможенный орган письмом от 16.11.2009 N 16-63/3856 сообщил заявителю о том, что решение по заявлению о возврате будет принято после завершения проверки заявленных сведений о происхождении товара с территории ОЭЗ в Магаданской области.
По результатам проведенной Магаданской таможней проверки составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10706000/400/160210/А0068 от 16.02.2010 и принято решение от 17.02.2010 N 4 о возврате денежных средств в сумме 5 398 540, 68 руб. на банковский счет ООО “Скрап-импэкс“.
Не согласившись с вышеназванными действиями таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. В качестве основных документов представляются, в том числе сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, документы, подтверждающие происхождение товаров. Кроме того, если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
Согласно статье 36 названного Кодекса сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
В соответствии с Совместным Письмом ГТК РФ и Администрации ОЭЗ в Магаданской области от 25.04.2000 N 01-11/10953 “О некоторых вопросах определения происхождения товаров из ОЭЗ в Магаданской области“ Магаданской таможне и участникам ОЭЗ указано применять Методические рекомендации об установлении происхождения товаров из Особой экономической зоны в Магаданской области, согласно которым происхождение товара из ОЭЗ подлежит удостоверению сертификатом о происхождении товара из ОЭЗ в Магаданской области, выдаваемым Магаданской ТПП (далее - МТПП) по установленной форме.
Правильность сведений о товаре в сертификате подлежит удостоверению руководителем организации - отправителя. Сертификат подлежит удостоверению руководителем МТПП или сотрудником, уполномоченным на выдачу сертификата, а также заверению печатью МТПП и регистрации в МТПП. При этом товар не считается происходящим из ОЭЗ до тех пор, пока не будет представлен сертификат, заверенный надлежащим образом.
Судом установлено, что для подтверждения происхождения товара - лома черных металлов, собранного на территории ОЭЗ в Магаданской области и признаваемого произведенным на данной территории, в таможенный орган обществом представлены заверенный надлежащим образом Сертификат о происхождении товара из ОЭЗ в Магаданской области и Реестры по закупке лома черных металлов. При этом представленные Реестры, в соответствии с Письмом ГТК РФ от 25.03.2004 N 01-32/10876, являются документами, подтверждающими покупку лома черных металлов на территории ОЭЗ в Магаданской области.
Таким образом, Сертификат о происхождении лома черных металлов с территории ОЭЗ в Магаданской области N MKR 072-10 от 23.06.2009 удостоверят заявление декларанта о том, что декларируемый товар - лом черных металлов, куплен у физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории ОЭЗ в Магаданской области в установленном законом порядке и произведен на территории ОЭЗ в Магаданской области.
Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ООО “Скрап-импэкс“ при таможенном оформлении товара по ГТД N 2096 представило полный пакет документов, удостоверяющих происхождение товара в ОЭЗ, и соответственно, подтверждающих право декларанта на тарифные преференции в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин в размере 100%
Возражения таможенного органа о недостоверности названного Сертификата в связи с выдачей его Магаданской ТПП на основании Акта экспертизы от 09.06.2009 N 0200400722 Уссурийского филиала Приморской ТПП правомерно отклонены арбитражным судом, так как ни материалами дела, ни в ходе судебного разбирательства не подтверждено наличие достаточных оснований для возникновения у таможенного органа сомнений в достоверности указанного документа, позиция таможни основывается на предположениях, не подтвержденных документально.
Ссылка Магаданской таможни на представленный декларантом в пакете документов акт экспертизы N 0200400722, выданный Уссурийским филиалом Приморской ТПП, как на основание, указывающее на наличие признаков недостоверности заявленных сведений, не принимается во внимание суда апелляционной инстанции, поскольку из заключения эксперта не следует, что декларируемый товар не полностью произведен в ОЭЗ Магаданской области. Кроме того, акт не относится к документам, подлежащим обязательному представлению при декларировании спорного товара, перечень которых установлен действующим законодательством в области спорных правоотношений.
Также отклоняются доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм таможенного законодательства, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ТК РФ при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном Кодексом, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным ТК РФ.
При этом выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки.
Между тем, наличие перечисленных в названной норме права дополнительных условий является обязательным для выпуска товаров в порядке указанной статьи. Отсутствие указанных дополнительных условий, в данном случае недостоверности сведений, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных платежей, свидетельствует о неправомерности выпуска указанного товара на основании пункта 3 статьи 153 ТК РФ при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения проверки.
Вместе с тем, по результатам проведенной таможней проверки документов общества нарушений таможенного законодательства также не установлено, что подтверждается соответствующим актом от 16.10.2009.
Следовательно, доводы заявителя жалобы в данной части отклоняются как необоснованные.
Также несостоятельной признается ссылка таможенного орган на то, что необходимость обеспечения уплаты таможенных платежей обусловлена отсутствием возможности по окончании проверки взыскать подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, поскольку таможенное законодательство предусматривает возможность принудительного взыскания таможенных платежей, регламентированную главой 32 ТК РФ.
Не принимается во внимание суда апелляционной инстанции довод о соблюдении таможенным органом положений статьи 357 ТК РФ.
В силу пункта 1 названной нормы возврат денежного залога осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства.
В обоснование отказа в возврате суммы денежного залога письмом N 16-63/3856 от 16.11.2009 Магаданской таможней указано на необходимость завершения проверки, в то время как указанное основание для возврата суммы денежного залога таможенным законодательством не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 12.05.2010 по делу N А37-199/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА