Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.09.2010 по делу N А35-7734/2009 Учитывая, что антимонопольным органом не представлено суду доказательств злоупотребления заявителем доминирующим положением на рынке путем нарушения порядка ценообразования, повлекшего за собой ущемление интересов других лиц, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2010 г. по делу N А35-7734/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 04.02.2010 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 г. по делу N А35-7734/2009,

установил:

открытое акционерное общество “Курская энергосбытовая компания“ (далее - ОАО “Курская энергосбытовая компания“, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области, антимонопольный орган) от 15.06.2009 г. по делу N 04-05/03-2009.

Решением Арбитражного суда Курской области от 04.02.2010
г. заявленные Обществом требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения.

В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение и постановление суда полагая, что они приняты в нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ОАО “Курская энергосбытовая компания“ кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, приказом УФАС по Курской области от 27.07.2007 г. N 122 ОАО “Курская энергосбытовая компания“ включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35%.

В соответствии с договором энергоснабжения от 01.01.2007 г. N 7898/рэ-01, ОАО “Курская энергосбытовая компания“ оказывает Открытому акционерному обществу “МРСК Центра“ (далее - ОАО “МРСК Центра“) услуги по продаже и поставке электрической энергии и ежемесячно выставляет для их оплаты соответствующие счета.

В предъявленных для оплаты ОАО “МРСК Центра“ за оказанные в январе - феврале 2009 г. услуги энергоснабжения счетах N 1 от 15.01.2009 г. на сумму 8636631,93 руб. и N 35 от 05.02.2009 г. на сумму 8094768,51 руб. не была разделена стоимость оказанных по договору услуг энергоснабжения и не указана помимо суммарного платежа отдельно стоимость отпущенной электроэнергии, стоимость услуг по передаче электроэнергии и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой
частью процесса снабжения энергией потребителей, что послужило основанием для обращения ОАО “МРСК Центра“ в антимонопольный орган.

Приказом руководителя антимонопольного органа от 03.04.2009 г. N 61 возбуждено дело N 04-05/03-2009, в рамках которого, 15.06.2009 г. комиссией УФАС по Курской области принято решение о признании ОАО “Курская энергосбытовая компания“ нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон “О защите конкуренции“) путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в нарушении требований законодательства о разделении стоимости оказанных по договору энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) услуг и обязательном указании в счетах на оплату помимо суммарного платежа отдельно стоимости отпущенной электроэнергии, стоимости услуг по передаче электроэнергии и стоимости услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.

Кроме того, антимонопольным органом было выдано предписание Обществу с требованием прекратить указанное нарушение Закона “О защите конкуренции“.

Не согласившись с названными решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО “Курская энергосбытовая компания“ обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, вынес законные и обоснованные акты по существу спора.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ “О естественных
монополиях“, услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона “О защите конкуренции“ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В силу п. 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, далее - Основы ценообразования) ценообразованием является процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Подпунктом 1 п. 54 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую
и тепловую энергию в Российской Федерации“ и постановлением губернатора Курской области от 21.06.2005 г. N 458, органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирования тарифов (цен), является Комитет по тарифам и ценам Курской области.

Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 г. “О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО “Курская энергосбытовая компания“ потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год“ (далее - постановление о тарифах), утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций для “прочих потребителей“ Курской области (приложение N 2) и тарифы на электроэнергию для “прочих потребителей“ ОАО “Курская энергосбытовая компания“ (приложение N 1), которые представляют собой сумму четырех слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком на оптовом и розничном рынках; сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, за исключением услуги по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; стоимость услуги по передаче электрической энергии (мощности). Тарифы на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей (услуги коммерческого оператора) утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 25.11.2008 г. (далее - приказ ФСТ России от 25.11.2008 г.).

При
принятии тарифов на электроэнергию на 2009 г. в Курской области, тарифы на составляющие не разделялись, так как этого не предусматривала форма постановления, утвержденная Приказом ФСТ РФ от 08.04.2005 г. N 130-э “Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)“ по состоянию на 01.01.2009 г. Разделение на составляющие тарифа предусмотрено названным Регламентом при принятии тарифных решений с 01.01.2010 г.

Установленный уполномоченным государственным органом тариф Общество обязано применять при расчетах с потребителями в силу ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“. При этом возможность применения отдельных слагаемых тарифа на электрическую энергию при расчетах с ее потребителями действующим законодательством не предусмотрена. Нерегулируемые цены на электроэнергию подлежат опубликованию администратором торговой системы оптового рынка, публикуются на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании. Данная информация, является открытой и доступной для заинтересованных в ее получении лиц.

Таким образом, ОАО “МРСК Центра“ обладало соответствующими сведениями, позволяющими проверить правильность расчетов нерегулируемой цены электроэнергии, и на момент его обращения в антимонопольный орган у Общества отсутствовала обязанность
разделять в счетах тариф на составляющие.

Кроме того, применяемый ОАО “Курская энергосбытовая компания“ тариф в установленном законом порядке, оспорен не был, претензии по стоимости электроэнергии (мощности) к гарантирующему поставщику потребителями не предъявлялись.

Учитывая, что антимонопольным органом, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено суду доказательств злоупотребления ОАО “Курская энергосбытовая компания“ доминирующим положением на рынке путем нарушения порядка ценообразования, повлекшего за собой ущемление интересов других лиц, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы кассационной жалобы антимонопольного органа направлены на переоценку доказательств по делу, что находится вне компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения и постановления суда, не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 04.02.2010 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 г. по делу N А35-7734/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.