Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 09.09.2010 по делу N А68-2473/10 Оспариваемые положения нормативного акта признаны недействующими в полном объеме, поскольку суд пришел к обоснованному выводу о том, что установление платы за сброс в составе сточных вод абонентов загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, загрязняющих веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, находится в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, следовательно, оспариваемые положения нормативного акта приняты органом местного самоуправления с превышением полномочий и противоречат постановлениям правительства от 31.12.1995 N 1310 и от 12.02.1999 N 167, имеющим большую юридическую силу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2010 г. по делу N А68-2473/10

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.06.2010 по делу N А68-2473/10

установил:

закрытое акционерное общество “Алексинская бумажно-картонная фабрика“ обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействующими п. 8.2, п. 8.4 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексин, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района Тульской области от 25.12.2009 N 13 (13).7 “Об утверждении Условий приема сточных
вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексин“.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.06.2010 оспариваемые положения нормативного акта признаны недействующими в полном объеме.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятый по делу судебный акт в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 25.12.2009 N 13(13).7, опубликованным в установленном порядке 30.12.2009, утверждены Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексин (далее - Условия).

Пунктом 8.2 Условий утвержден порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими допустимые, как произведение фактического объема сброса сточных вод абонента за контрольный период, тарифа на услуги по приему сточных вод и суммарного коэффициента кратности увеличения тарифа на услуги по приему сточных вод. Предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента, ограничивается трехкратным увеличением тарифа на услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ.

Пунктом 8.4 Условий определены условия, при которых происходит взимание дополнительной платы за каждый вид загрязнения в семикратном размере тарифа, предусмотренного п. 8.1 настоящих Условий приема сточных вод, за фактический объем водоотведения с момента обнаружения и до момента прекращения нарушения по сбросу сточных вод: за сброс загрязняющих веществ, запрещенных к приему в систему канализации, по которым в договоре, заключенном между абонентом и предприятием ВКХ, не установлены нормативы сброса; за залповый сброс.

Считая вышеприведенные нормы несоответствующими законодательству,
ЗАО “Алексинская бумажно-картонная фабрика“ обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Рассматривая настоящий спор, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, одним из оснований для признания оспариваемого нормативного акта недействующим является нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял акт (ч. 6 ст. 194 АПК РФ).

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации
населенных пунктов“, порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Ранее в Тульской области взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов производилось на основании постановления губернатора Тульской области от 08.07.1996 N 408, которое было признано утратившим силу постановлением администрации Тульской области от 20.08.2008 N 476.

Постановлением администрации Тульской области от 22.10.2009 N 823 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов Тульской области (далее по тексту Порядок), в пункте 1 которого указано, что данный Порядок определяет правила взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства или организациями и предприятиями, осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с юридических лиц, а также предпринимателей без образования юридического лица, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунальной канализации, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на прием (сброс) сточных вод (далее - абонент), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Тульской области.

Пунктом 7 данного Порядка предусмотрено, что условия приема, в том числе размер платы за сброс сточных
вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, разрабатываются исходя из технического состояния очистных сооружений и размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, устанавливаемых организациям ВКХ за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

Решением Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам от 15.06.2009 N 71-09.01.01008-Р-РСБХ-С-2009-00031/00 о предоставлении водного объекта в пользование МУП “Водопроводно-канализационное хозяйство“ для водопользования в целях сброса сточных вод в водный объект р. Мышега определены условия для использования водного объекта и предельно допустимые концентрации вредных веществ в сточных водах при воздействии на водный объект.

Согласно пункту 8 Порядка, условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области разрабатываются и утверждаются органами и организациями, определенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 “Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации“.

В соответствии с пунктом 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 71 Правил установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в
водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании вышеприведенных норм, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что установление платы за сброс в составе сточных вод абонентов загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, загрязняющих веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт аварийного сброса для всех видов загрязняющих веществ находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 25.12.2009 N 13(13).7 утвержден порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов с превышением допустимых концентраций (п. 8.2) и плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт залпового сброса для всех видов загрязняющих веществ (п. 8.4).

Следовательно, оспариваемые положения нормативного акта приняты органом местного самоуправления с превышением полномочий и противоречат постановлениям правительства от 31.12.1995 N 1310 и от 12.02.1999 N 167, имеющим большую юридическую силу.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на наличие у органа местного самоуправления полномочий по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями (пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“), подлежит отклонению, так как установление платы за сброс в составе сточных вод загрязняющих веществ регламентируется специальными нормами действующего законодательства.

Таким образом, оспариваемые положения нормативного правового акта приняты неуполномоченным органом и нарушают права и законные интересы ЗАО “Алексинская бумажно-картонная фабрика“, так как устанавливают повышенный размер оплаты за сброс загрязняющих веществ в систему
канализации, а следовательно, арбитражный суд обоснованно признал их недействующими.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 07.06.2010 по делу N А68-2473/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.