Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 05.08.2010 по делу N А68-275/2010 Исходя из материалов дела, суд пришел к правильному выводу о том, что решение по отказу в выдаче долгосрочной лицензии принято неуполномоченным органом, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно признал его незаконным, поскольку лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявки соискателя решения не принимал, и до принятия комитетом названного решения предмет спора, подлежащий рассмотрению, отсутствует.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2010 г. по делу N А68-275/2010

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тульской региональной общественной организации “Общество охотников и рыболовов “Тулачермет“ на решение Арбитражного суда Тульской области от 19.02.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 по делу N А68-275/2010,

установил:

Тульская региональная общественная организация “Общество охотников и рыболовов “Тулачермет“ (далее - Общество, ТРОО “ОО и Р “Тулачермет“) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Тульской области (далее - администрация) в предоставлении долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и
с требованием обязать Комитет Тульской области по охоте и рыболовству (далее - Комитет) выдать Обществу названную лицензию в срок до 01.03.2010.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.02.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал оспариваемый отказ администрации незаконным и обязал администрацию устранить нарушения прав Общества путем передачи заявки пользователя на рассмотрение Комитету в порядке, предусмотренном статьей 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ “О животном мире“. В удовлетворении требования в отношении Комитета отказал.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит указанные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, обязав Комитет выдать Обществу указанную лицензию.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей Общества и Комитета, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, ТРОО “ОО и Р “Тулачермет“ имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира серии XX N 3885, выданную 24.05.2002 Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Тульской области, сроком действия по 01.03.2010.

24 ноября 2009 года Общество направило в администрацию Тульской области заявку на получение долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Тульской области и необходимые документы.

Письмом от 24.12.2009 N 65-К-34/7238-7336и администрация сообщила заявителю, что при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований. В настоящее время основания, установленные ст. 47 Закона о животном мире, для проведения конкурса и выдачи лицензии
отсутствуют. ТРОО “ОО и Р “Тулачермет“ по генеральному договору от 29.11.1993 N 132, заключенному между Управлением охотничьего хозяйства Тульской области, обществом охотников и рыболовов АК “Тулачермет“ и его спонсором АК “Тулачермет“, не является субъектом права, не является юридическим лицом и не обладает юридическими правами и обязанностями. В связи с чем оснований для продления долгосрочной лицензии ТРОО “ОО и Р “Тулачермет“ не имеется.

Считая данный отказ администрации незаконным, Общество обжаловало его в суде.

Удовлетворяя частично заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ “О животном мире“ (далее - Закон N 52-ФЗ) объекты животного мира предоставляются в пользование юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и
о сохранении охотничьих ресурсов.

К видам и способам пользования животным миром в статье 34 названного Закона отнесены охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих.

Согласно части 5 статьи 35 Закона N 52-ФЗ (действовавшей в рассматриваемый период) пользование животным миром осуществляется юридическими лицами на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.

В силу части 2 статьи 36 Закона, действовавшей в рассматриваемый период, долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 37 Закона N 52-ФЗ, действовавшей в спорный период, для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром.

Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.

На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

Порядок выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, установлен Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569 (далее - Положение).

Согласно пункту 3 Положения лицензирующий орган - это специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания.

На территории Тульской области уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира (лицензирующим органом) является Комитет Тульской области по охоте и рыболовству.

В силу пункта 4 Положения для получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными соискатель лицензии подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации документы, перечисленные в п. п. 4.1 - 4.6 Положения.

Пунктом 5 названного Положения установлено, что лицензирующий орган рассматривает поступившие от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации документы соискателя лицензии.

Из пунктов 6, 9 Положения следует, что лицензирующий орган рассматривает поступившие заявки в течение 30 дней с даты их поступления, готовит экспертное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии, вносит
в долгосрочную лицензию условия пользования охотничьими животными.

Долгосрочная лицензия на пользование охотничьими животными выдается лицензирующим органом на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о заключении договора о предоставлении соискателю лицензии территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными.

Лицензирующий орган в письменной форме уведомляет соискателя лицензии о принятии решения о выдаче долгосрочной лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения с указанием реквизитов его банковского счета и срока оплаты сбора или об отказе в выдаче долгосрочной лицензии.

Учитывая вышеуказанные нормы права, суд правомерно указал, что после получения администрацией Тульской области соответствующей заявки организации на получение долгосрочной лицензии она обязана ее передать в лицензирующий орган - Комитет Тульской области по охоте и рыболовству для подготовки экспертного заключения о возможности выдачи долгосрочной лицензии. Самостоятельно указанную заявку администрация не рассматривает и на этапе принятия заявки не делает заключений о возможности либо невозможности предоставления территорий для пользования объектами животного мира и не вправе отказывать в выдаче лицензии, поскольку указанное право предоставлено только лицензирующему органу.

Между тем, как следует из материалов дела, после поступления в администрацию Тульской области заявки ТРОО “ОО и Р “Тулачермет“ на получение долгосрочной лицензии и приложенных к ней документов, администрация, не имея указанного выше экспертного заключения Комитета, самостоятельно отказала в выдаче лицензии.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что решение по отказу в выдаче долгосрочной лицензии принято неуполномоченным органом, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно признал его незаконным.

В части требования об обязании Комитета в срок до 01.03.2010
предоставить ТРОО “ОО и Р “Тулачермет“ долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Тульской области в соответствии с заявкой, поданной 24.11.2009, суд обоснованно указал, что в рассматриваемом случае, признание решения администрации незаконным влечет для последней обязанность передать в Комитет заявку и документы ТРОО “ОО и Р “Тулачермет“ на рассмотрение. Поскольку Комитет Тульской области по охоте и рыболовству как лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявки соискателя решения не принимал, его бездействие в судебном порядке не оспорено, суд обоснованно указал, что до принятия Комитетом названного решения предмет спора, подлежащий рассмотрению по вышеназванному требованию, отсутствует.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Общества, явившиеся обоснованием его позиции, они явились предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу ст. 286 АПК РФ у кассационной коллегии не имеется.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 19.02.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 по делу N А68-275/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.