Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 15.07.2010 по делу N А23-5223/09А-3-265 Поскольку декларантом не было представлено заключение о назначении и возможности эксплуатации транспортного средства и сертификат соответствия с указанием экологического класса, суд пришел к обоснованному выводу о законности бездействия таможенного органа, выразившегося в невыдаче ПТС в отношении данного транспортного средства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2010 г. по делу N А23-5223/09А-3-265

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2010

Полный текст постановления изготовлен 15.07.2010

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО “АвтоДрайв“ на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 по делу N А23-5223/09А-3-265,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “АвтоДрайв“ (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Центральной акцизной таможни в лице Калужского акцизного таможенного поста, выразившегося в невыдаче паспортов транспортных средств на автомобили, оформленные по грузовым таможенным декларациям, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и
законных интересов Общества путем выдачи паспортов транспортных средств на автомобили: CHRYSLER 300, 2006 г. в., vin 2C3KA53GX6H383255; CHRYSLER 300, 2005 г. в., vin 2C3JA53G05H690797; CHRYSLER 300, 2005 г. в., vin 2C3AA53G15H183259; CHRYSLER 300, 2004 г. в., vin 2C3JA53G05H592174.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Бездействие Центральной акцизной таможни, выразившееся в неоформлении и в невыдаче паспортов транспортных средств, оформленных по грузовым таможенным декларациям N N 10009180/090409/0000615, 10009180/020609/0001303, признано незаконным.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Общество обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить в части отказа в удовлетворении заявленных им требований.

Исходя из Письма ФТС России N 01-06/49862 от 26.12.2007 и п. 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России N 496/192/134 от 23.06.2005, податель жалобы полагает, что поскольку таможенное оформление в отношении автомобиля CHRYSLER 300, 2004 г. в., vin 2C3JA53G05H592174, предъявленного по ГТД N 10009182/060709/0000664 было завершено и он был выпущен в свободное обращение, то таможенные органы располагали необходимыми документами и сведениями о ввозимом на территорию Российской Федерации транспортном средстве, которые требуются для оформления ПТС на него.

В связи с этим, таможенные органы должны были выдать ПТС без запроса каких-либо дополнительных документов.

В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в
жалобе.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.

Как следует из материалов дела, между ООО “АвтоДрайв“ (покупатель) и North East Transportation Inc., США (продавец) заключен контракт N 1 от 07.03.2008, согласно п. 1.1. которого продавец обязуется поставить отдельными партиями, а покупатель обязуется принять и оплатить нижеследующие транспортные средства: легковые автомобили, аварийные, внедорожники, грузовые автомобили, седельные тягачи, прицепы (п. 1.1 контракта)

Дополнительным соглашением N 3 от 07.03.2009 внесены изменения в п. 1.1 вышеуказанного контракта, в соответствии с которыми предусмотрена поставка бывших в употреблении транспортных средств (лимузинов с количеством посадочных мест более десяти): CHRYSLER 300 vin 2C3JA53G05H690797 стоимость 13 500 дол.; CHRYSLER 300 vin 2C3KA53GX6H383255 стоимость 17 000 дол.; CHRYSLER 300 vin 2C3AA53G15H183259 стоимость 13 500 дол.; CHRYSLER 300 vin 2C3JA53G05H592174 стоимость 13 000 дол.

С целью таможенного оформления указанного товара ООО “АвтоДрайв“ подало на Калужский акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни грузовые таможенные декларации N 10009180/090409/0000615 (автомобиль для перевозки 12 человек CHRYSLER 300 2006 г. в. vin 2C3KA53GX6H383255 стоимость 17 000 дол.), N 10009180/020609/0001303 (автомобиль для перевозки 12 человек на базе CHRYSLER 300 2005 г. в. vin 2C3AA53G15H183259 стоимость 13 500 дол.; автомобиль для перевозки 12 человек на базе CHRYSLER 300 2005 г. в. vin 2C3JA53G05H690797 стоимость 13 500 дол.), N 10009182/060709/0000664 (автомобиль для перевозки 11 человек на базе CHRYSLER 300 2004 г. в. vin 2C3JA53G05H592174 стоимость 13 000 дол.).

В рамках таможенного оформления на вышеуказанные автомобили декларантом представлялись документы, подтверждающие достоверность поданных сведений. Таможенным органом был
осуществлен таможенный досмотр транспортных средств, о чем составлены соответствующие акты.

По завершении таможенного оформления указанный товар выпущен в свободное обращение соответственно по ГТД N 10009180/090409/0000615 - 10.04.2009, ГТД N 10009180/020609/0001303 - 10.06.2009, ГТД N 10009182/060709/0000664 - 08.07.2009.

При этом паспорта транспортных средств на данные автомобили таможенным органом оформлены и выданы не были.

Полагая, что такое бездействие таможенного органа не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.

Согласно ст. 7 ТК РФ в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.

В соответствии с п. 4 ст. 403 ТК РФ таможенные органы обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Согласно п. 2 ст. 60 ТК РФ таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с названным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или)
распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом (п.п. 23 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

Одним из принципов перемещения товаров через таможенную границу России является соблюдение установленных запретов и ограничений.

Пунктом 1 статьи 13 ТК РФ установлено, что товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных Кодексом, выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ.

В силу ст. 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.

Учитывая положения п.п. 5 п. 2 ст. 13, п.п. “б“ п. 9 ст. 32 Федерального закона N 164-ФЗ от 08.12.2003 “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с ГТД документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

Согласно п. 2 ст. 131 ТК РФ при декларировании товаров среди прочих документов декларант представляет разрешение, лицензию, сертификат и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона N 184- ФЗ от 27.12.2002 “О техническом регулировании“ в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится
обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании (ст. 29 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002).

Специальный технический регламент “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ“, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 609 от 12.10.2005, устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания (п. 2 Регламента).

Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 11 Регламента).

Согласно п. 14 Регламента введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки: экологического класса 2 - с даты вступления в силу указанного регламента (с 01.01.2007); экологического класса 3 - с 01.01.2008.

В силу п. 7 Регламента сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 477 от 18.05.1993 “О введении паспортов транспортных средств“ установлен порядок выдачи паспортов транспортных средств.

В целях реализации данного Постановления, упорядочения
допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации и усиления контроля за перемещением транспортных средств через таможенную границу РФ совместным Приказом МВД РФ, Минпромэнерго РФ и Минэкономразвития РФ N 496/192/134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, пунктом 9 которого предусмотрено, что наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Пунктом 57 указанного Положения предусмотрено, что на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами после завершения их таможенного оформления. Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии Одобрений и Заключений, заявлений на выдачу паспорта (если не производится таможенное оформление), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

В соответствии с п. 59 Положения оформление таможенными органами паспортов производится при условии представления транспортных средств или шасси в таможенные органы.

В соответствии с п. 70 Положения заполнение строки “Экологический класс“ паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС.

В случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ“ паспорта не выдаются.

Технические характеристики, необходимые для оформления паспортов транспортных средств содержатся в заключении о назначении и возможности эксплуатации транспортного средства Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП “НАМИ“, как органа сертификации механических транспортных средств и составных частей.

Как следует из материалов дела, ООО “АвтоДрайв“ ввезло на таможенную
территорию Российской Федерации и предъявило к таможенному оформлению по ГТД N 10009182/060709/0000664 автомобиль для перевозки 11 человек на базе CHRYSLER 300 2004 г. в. vin 2C3JA53G05H592174, в отношении которого установлены ограничения, не носящие экономического характера, заключающиеся в обязанности декларанта представить заключение о назначении и возможности эксплуатации транспортного средства ФГУП “НАМИ“ и сертификат соответствия с указанием экологического класса.

Поскольку в нарушение указанных норм, названные документы Обществом представлены не были, суд пришел к обоснованному выводу о законности бездействия таможенного органа, выразившегося в невыдаче ПТС в отношении транспортного средства, оформленного по ГТД N 10009182/060709/0000664.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Следовательно, у суда было достаточно правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований в рассматриваемой части.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. 1 и ч. 3 ст. 286 АПК РФ).

Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанций, по существу повторяются и сводятся к их переоценке.

Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им
дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления также, не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 по делу N А23-5223/09А-3-265 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО “АвтоДрайв“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.