Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 14.07.2010 по делу N А54-326/2010 Заявленное требование о признании недействующим постановления о тарифах на тепловую энергию для потребителей, как не соответствующее требованиям ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“ и Постановления Правительства РФ “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ“ удовлетворено правомерно, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность региональной энергетической комиссии включать расходы на услуги охраны в состав тарифов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2010 г. по делу N А54-326/2010

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления “Региональная энергетическая комиссия“ Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.04.2010 по делу N А54-326/2010,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ново-Рязанская ТЭЦ“ (далее - Общество, энергоснабжающая организация, ТЭЦ) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании недействующим постановления Главного управления “Региональная энергетическая комиссия“ Рязанской области (далее - Управление, ГУ “РЭК“, Комиссия) от 19.11.2009 N 127 “О тарифах на тепловую энергию для потребителей Рязанского филиала ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ“, как не соответствующее требованиям Федерального закона
от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“.

Дело рассматривалось с участием третьего лица - Федеральная служба по тарифам России.

Решением суда от 13.04.2010 заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального законодательства, за исключением выводов суда в мотивировочной части, касающихся определения расходов на ремонт (материалы и услуги подрядчиков) в общей сумме 94123,9 тыс. руб. и расходов на выплату процентов по кредитам в общей сумме 93850,693 тыс. руб., и направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Управления, Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, 29.04.2009 Общество направило в Управление расчетные материалы для установления тарифов на тепловую и электрическую энергию на 2010 год.

На заседании правления ГУ “РЭК“ 19.11.2009 были рассмотрены предложения энергоснабжающей организации, что отражено в протоколе заседания правления от 19.11.2009. По результатам рассмотрения предложений общества экспертной группой регулирующего органа было отказано во включении в тариф отдельных статей расходов. Конкретные размеры принятых в состав тарифов расходов приведены в экспертном заключении регулирующего органа. Уменьшение расходов по сравнению с заявленными произведено регулирующим органом по следующим статьям затрат (в тыс. руб. без НДС):

1) расходы на ремонт (материалы и услуги подрядчиков)

заявлено - 241 972,20 принято - 166 048,9

2) расходы на оплату труда (из себестоимости и прибыли)

заявлено - 238 939,43 принято
- 218 956,7

3) отчисления с оплаты труда (из себестоимости и прибыли)

заявлено - 61 639,828 принято - 56 405,6

4) средства на страхование

заявлено - 30 939,426 принято - 6 986,2

5) расходы на охрану объектов ТЭЦ

заявлено - 12 089,076 принято - 9 702,3

6) проценты по кредитам

заявлено - 93 850,693 принято - 0

7) сальдо выпадающих доходов и расходов

заявлено - 0 принято - (- 94 123,9)

Из общей суммы заявленных расходов по данным статьям затрат в размере 679,4 млн. руб. регулирующим органом включены в расчет тарифов расходы на общую сумму 363,9 млн. руб.

Управлением принято постановление от 19.11.2009 N 127 об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Рязанского филиала ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ“ в горячей воде в сумме 388,6 руб. за одну Гкал и тепловую энергию в паре в сумме 604,8руб. за одну Гкал. Постановление регулирующего органа было опубликовано в областной газете “Рязанские ведомости“ 01.12.2009.

Посчитав постановление N 127 незаконным, Общество оспорило его в суде.

Принимая решение по спору, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку никем
из участников процесса не оспариваются выводы суда в части обоснованности исключения Комиссией из состава статей расходов затрат на проценты по кредитам, сальдо выпадающих доходов и расходов, а это п. 6 и п. 7 разногласий, то суд кассационной инстанции в силу требований ч. 1 ст. 286 АПК РФ не вправе давать оценку судебному акту в этой части.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (далее - Закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в поименованном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Из содержания ст. 6 Закона N 41-ФЗ следует, что регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, Ф.И.О. выше максимального или ниже минимального уровня, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации
(утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109; далее - Основы ценообразования) предусмотрено применение при регулировании тарифов метода экономически обоснованных расходов (затрат), метода доходности инвестированного капитала и метода индексации тарифов. При этом выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. В рассматриваемой ситуации регулирующим органом для установления тарифов энергоснабжающей организации выбран метод экономически обоснованных расходов.

В силу пунктов 16, 17 и 18 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

К расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, относятся, в частности, расходы на оплату труда и социальные нужды (подп. 6 п. 19 Основ ценообразования). Согласно п. 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде
регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. Аналогичное положение относительно индексации заработной платы предусмотрено трудовым законодательством РФ, в частности, ст. 134 Трудового кодекса РФ. Данной нормой предусмотрено обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, что включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Пункт 3.3 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 - 2011 годы (утвержденный председателем общественного объединения - “Всероссийский Электропрофсоюз“ 27.06.2008) также гарантирует ежеквартальное изменение минимальной месячной тарифной ставки в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации.

Требование учитывать прогнозный индекс прямо учтено в п. 27 Основ ценообразования, как самостоятельное правило формирования расходов, и не поставлено в зависимость от заключения ТЭЦ отраслевого тарифного соглашения.

Применение требований п. 27 Основ ценообразования законодательно не ограничено никакими иными условиями, в том числе Сценарными условиями прогноза социально-экономического развития.

Таким образом, всеми вышеперечисленными нормами права определено, что фонд оплаты труда, включаемый в тарифы, должен учитывать прогнозируемый индекс потребительских цен.

Отсутствие индексации заработной платы при тарифной регулировке на 2010 год на индекс потребительских цен свидетельствует о нарушении РЭК п. 27 Основ ценообразования (п. 1 разногласий).

Размер расходов на обязательные отчисления с фонда оплаты труда во внебюджетные фонды прямо следует из учтенных в составе тарифов средств на оплату труда. Необоснованность решения по фонду оплаты труда прямо влечет необоснованность решения по отчислениям с него. Процент отчислений ни ТЭЦ, ни РЭК не оспаривается (п. 2 разногласий).

Согласно п. 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность.

В силу
п. 18 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг).

В соответствии с п. 29 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются, в том числе, расходы на страхование.

Пунктом 17 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Аналогичные Основам ценообразования требования содержатся в подп. 9 п. 22.1 и п. 16 Методических указаний ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.

Согласно п. 1 ст. 263 Налогового кодекса РФ расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного имущественного страхования: добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Законодательство не накладывает никаких ограничений на расходы по добровольному страхованию. Об этом прямо сказано в п. 3 ст. 263 Налогового кодекса РФ, согласно которому расходы по добровольным видам страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрена экономическая обоснованность добровольных видов страхования в размере фактических затрат, и обязанность РЭК включать данные расходы в состав тарифов (п. 3 разногласий).

Ни в каком из вышеперечисленных нормативных актах, ни в сфере государственного регулирования тарифов, ни в сфере бухгалтерского или налогового законодательства, не содержится права РЭК определять экономическую обоснованность услуг охраны путем применения каких-либо понижающих индексов (коэффициентов).

Таким образом, действующим
законодательством прямо предусмотрена обязанность РЭК включать расходы на услуги охраны в состав тарифов (п. 4 разногласий).

Согласно ст. 4 Закона N 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы: учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

Пункт 10 Основ ценообразования конкретизирует обязанность РЭК учитывать фактические данные прошедшего года: если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирований (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

Аналогичное требование закреплено также в п. 20 Методических указаний ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.

Согласно п. 17 Основ ценообразования и п. 16 Методических указаний ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношении в сфере бухгалтерского учета.

Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность РЭК включать в состав тарифов средства на компенсацию фактически произведенных расходов предыдущих периодов, не учтенных в составе действующих тарифов.

Поскольку фактические расходы в 2008 году были документально подтверждены Обществом как в процессе тарифного регулирования, так и при рассмотрении дела в суде, то вывод суда о незаконности действий РЭК по занижению на отрицательное сальдо выпадающих доходов и расходов в тарифах на 2010 год является обоснованным
(п. 5 разногласий).

Нарушение РЭК при регулировании хотя бы одного из требований указанных нормативных правовых актов означает несоответствие принятого РЭК решения требованиям законодательства, что обоснованно повлекло признание постановления РЭК недействующим согласно ст. 195 АПК РФ.

Кроме того, приводимые РЭК в кассационной жалобе доводы не отражались ни в протоколе, ни в экспертном заключении, ни в оспариваемом акте от 19.11.2009 N 127, то есть указанные доводы не являлись составляющей частью процесса государственного регулирования тарифов.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.04.2010 по делу N А54-326/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.