Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 16.04.2010 по делу N А35-5690/2009 Поскольку вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения ответчиком не доказана, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2010 г. N А35-5690/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 02.11.09 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.10 г. по делу N А35-5690/2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Промстройматериалы“ (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - Управление, административный орган) от 04.06.09 г. N 07-01-112/2009 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП
РФ, в виде штрафа в размере 40000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ОАО “Курскпромбанк“ и Брянская таможня.

Решением Арбитражного суда Курской области от 02.11.09 г. заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.10 г. решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам спора.

Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.

Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление судов следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, 02.04.07 г. между Обществом (покупатель) и ЗАО “Кировоградгранит“ (Украина, продавец) заключен контракт N 20-07, согласно которому покупатель обязуется оплатить и принять товар, а продавец изготовлять поставлять покупателю гранитную каменно-щебеночную продукцию на условиях данного контракта.

По данному контракту Обществом в ОАО “Курскпромбанк“ 02.04.07 г. оформлен паспорт сделки N 07040005/0735/0000/2/0.

Во исполнение контракта Общество ввезло на таможенную территорию РФ товар, оформив его в режиме “импорт“ по ГТД N 10102150/040708/П011179 (согласно отметке таможенного органа на ГТД выпуск товара разрешен 06.07.08 г.); по ГТД N 10102150/060708/ПО11262 (выпуск товара разрешен 07.07.08 г.); по ГТД N N 10102150/060708/П011249, 10102150/060708/П011253 (выпуск товара разрешен 08.07.08 г.); по ГТД N N 10102150/100708/П011581, 10102150/100708/П011584, 10102150/100708/П011585 (выпуск товара разрешен 12.07.08 г.); по ГТД N N 10102150/110708/П011655, 10102150/110708/П011656, 10102150/130708/П011787, 10102150/130708/ПО11798 (выпуск товара разрешен 14.07.08 г.); ГТД N N 10102150/150708/П011952, 10102150/150708/П011940, 10102150/150708/П011944 (выпуск товара
разрешен 18.07.08 г.); ГТД N 10102150/170708/П012004 (выпуск товара разрешен 19.07.08 г.); ГТД N 10102150/180708/П012153 (выпуск товара разрешен 20.07.08 г.).

Справка о подтверждающих документах с приложением необходимых документов представлена Обществом в ОАО “Курскпромбанк“ 30.07.08 г.

Согласно отметкам на накладной N 41743381 товар, оформленный по ГТД N 102150/040708/П011179, ввезен на таможенную территорию РФ 06.07.08 г. (в справке - 04.07.08 г.); согласно отметкам на накладной N 41743391 товар, оформленный по ГТД N 10102150/060708/П011262, ввезен на таможенную территорию РФ 07.07.08 г. (в справке - 06.07.08 г.); согласно отметкам на накладной N 41743407 и счет-фактуре от 05.07.08 г. N 1138 товар, оформленный по ГТД N N 10102150/060708/П011249, 10102150/060708/П011253, ввезен на таможенную территорию РФ 08.07.08 г. (в справке - 06.07.08 г.); согласно отметкам на накладных N N 41743440, 41743439, 41743438 товар, оформленный по ГТД N N 10102150/100708/П011581, 10102150/100708/П011584, 10102150/100708/П011585, ввезен на таможенную территорию РФ 12.07.08 г. (в справке - 10.07.08 г.); согласно отметкам на накладных N N 41897237, 41897236, товар, оформленный по ГТД N N 10102150/110708/П011655, 10102150/110708/П011656, ввезен на таможенную территорию РФ 14.07.08 г. (в справке - 11.07.08 г.); согласно отметкам на накладной N 41743467, счет-фактуре от 12.07.2008 N 1157 товар, оформленный по ГТД N N 10102150/130708/П011787, 10102150/130708/П011798, ввезен на таможенную территорию РФ 14.07.2008 (в справке - 13.07.08 г.); согласно отметкам на накладных N N 41743482, 41743481, 41897294 товар, оформленный по ГТД N N 10102150/150708/П011952, 10102150/150708/П011940, 10102150/150708/П011944, ввезен на таможенную территорию РФ 18.07.08 г. (в справке - 15.07.08 г.); согласно отметкам на накладной N 41897313 товар, оформленный по ГТД N 10102150/170708/ПО12004, ввезен на таможенную территорию РФ 19.07.08 г.
(в справке - 17.07.08 г.); согласно отметкам на накладной N 41743513 товар, оформленный по ГТД N 10102150/180708/П012153, ввезен на таможенную территорию РФ 20.07.08 г. (в справке - 18.07.08 г.).

В ходе осуществления проверочных мероприятий в отношении Общества 22.05.09 г. должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении N 07-01-134/2009.

По результатам рассмотрения дела 04.06.09 г. административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 07-01-134/2009, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 руб.

Общество, полагая, что указанное постановление нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, и неправомерности привлечения последнего к административной ответственности. При этом суд обоснованно исходил из следующего.

На основании ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.03 г. “О валютном регулировании и валютном контроле“ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные
ст. 23 данного Закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.03 г. предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.03 г. издаваемые Центральным банком Российской Федерации акты органов валютного регулирования обязательны для резидентов и нерезидентов.

Указанием ЦБР N 1950-У от 10.12.07 г. “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ установлены формы учета по валютным операциям для резидентов, к которым отнесена справка о подтверждающих документах.

В соответствии с п. 2.1. Положения Банка России N 258-П от 01.06.2004 “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций по внешнеторговым сделкам и осуществлением уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

На основании п. 2.2 Положения резидент представляет в уполномоченный банк подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в
Приложении 1 к названному Положению.

В силу п. 2 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах в графе 1 справки в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, или дата вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (дата ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), или дата оформления документа об исполнении обязательств иным способом, в случаях, указанных в п. 2.17 настоящего Положения.

Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок в виде штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.03 г. валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и
иными федеральными законами.

На основании п. 8 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.03 г. уполномоченными банками признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.03 г. уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, являются агентами валютного контроля.

Пунктом 1 ч. 7 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.03 г. установлено, что агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Пунктами 2.11, 2.12 Положения Банка России N 258-П от 01.06.04 г. предусмотрено, что представленные резидентом справки проверяются сотрудником банка ПС, уполномоченным осуществлять от имени банка ПС предусмотренные настоящим Положением действия по валютному контролю в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления резидентом в банк ПС.

В случае надлежащего заполнения и оформления указанных справок оба экземпляра справок подписываются ответственным лицом банка ПС, заверяются печатью банка ПС, используемой для целей валютного контроля, зарегистрированной в Банке России.

Однако, в случаях, если представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением установленных Положением требований, а также, если информация, указанная в них, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых
заполнены справки, Банк ПС в соответствии с п. 2.14 Положения Банка России N 258-П от 01.06.04 г. возвращает резиденту один экземпляр справок, вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с настоящим Положением.

Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты их получения от банка ПС.

Судом установлено, что справка о подтверждающих документах, представлена Обществом в уполномоченный банк ОАО “Курскпромбанк“ 30.07.08 г., т.е. в установленный законом срок, проверена на соответствие нормам валютного законодательства и принята валютным контролем банка - уполномоченным на то лицом без замечаний к правильности оформления, что подтверждается печатью банка и подписью ответственного лица на экземпляре справки о подтверждающих документах, представленной в материалах дела.

Возврат справки о подтверждающих документах в связи с причинами, указанными в п. 2.14 Положения 258-П от 01.06.04 г., уполномоченным банком не производился.

В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

Таким образом, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения Управлением не
доказана, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях ООО “Промстройматериалы“ состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Управления по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 2 ноября 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2010 года по делу N А35-5690/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.