Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 09.04.2010 по делу N А48-5418/2009 Дело по заявлению о признании недействительным решения налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата) в части отказа в осуществлении зачета по НДФЛ и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы суда о невозможности возникновения переплаты по НДФЛ у налогового агента не основаны на нормах действующего законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2010 г. по делу N А48-5418/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2010

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла“ на решение от 25.12.2009 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-5418/2009,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие “Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла“ (далее - Предприятие, налогоплательщик, налоговый агент) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Орловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 26.08.2009 N 1257 об отказе в осуществлении зачета (возврата) в части
отказа в осуществлении зачета по НДФЛ в общей сумме 3 440 281,30 руб. и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП “Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла“ путем осуществления зачета по НДФЛ в общей сумме 3 440 281,30 руб. в счет предстоящих платежей Предприятия по НДФЛ в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (с учетом уточнения)

Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Предприятие просит отменить принятый по делу судебный акт в связи с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Предприятие обратилось в Инспекцию с заявлением от 11.08.2009 N 697 о проведении зачета по НДФЛ в счет предстоящих платежей в общей сумме 3 700 355,79 руб.

На основании указанного заявления налоговым органом принято решение от 26.08.09 N 1840 о зачете НДФЛ в размере 242074,49 руб.

В остальной части суммы налога решением от 26.08.2009 N 1257 отказано в проведении зачета.

Основанием для отказа в проведении зачета по НДФЛ в размере 468 423,34 руб. явилось истечение установленного п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетнего срока на подачу заявления в осуществлении зачета.

Отказ в зачете НДФЛ в сумме 2 989 857,96 руб. мотивирован отказом решением Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-38/2009 в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции от 24.12.2008 N 52.

Не согласившись
с ненормативным актом налогового органа, налоговый агент обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

Статьей 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации,

В силу п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы - налоговые агенты, обязаны исчислить удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ) и перечислять суммы исчисленного и удержанного налога, не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению - на счета третьих лиц в банках (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Решением Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-1133/2009 от 01.06.2009, вступившим в законную силу, удовлетворено
заявление Предприятия к Инспекции о признании недействительными требований от 20.07.2005 N 1737, от 19.10.2005 N 14941, а также решений от 21.07.2005 N 566 от 20.10.2005 N 927, на основании которых со счета налогового агента взыскан НДФЛ, суммы пени и штрафа в размере 5 246 961,83 руб.

Вместе с тем, решением Арбитражного суда Орловской области от 11.03.2009. по делу N А48-38/2009, вступившим в законную силу, требование налогового агента о признании решении от 24.12.2008 N 52 частично недействительным оставлено без удовлетворения.

Разрешая спор по делу N А48-38/2009, суд указал, что предметом спора в деле N А48-1133/2009 являлись другие ненормативные правовые акты, принятые ответчиком.

Руководствуясь положениями ст. 69 АПК РФ, суд пришел к выводу о недоказанности налоговым агентом факта наличия у него переплаты по НДФЛ на момент обращения в налоговый орган с заявлением от 11.08.2009 N 697.

Кроме того, суд указал, что системный анализ норм статей 24 и 226 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что обязанность по перечислению (уплате) в бюджет налога возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из средств, выплачиваемых налогоплательщику. Соответственно налоговые органы вправе взыскать с налогового агента сумму налога лишь в том случае, когда налоговый агент удержал, но не перечислил в бюджет сумму удержанного налога.

В случае же неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть в рассматриваемом случае должником перед бюджетом является физическое лицо (налогоплательщик), а не работодатель (налоговый агент).

Таким образом, по мнению суда, как при добровольном перечислении налоговым агентом сумм налога, удержанных из доходов, выплаченных
налогоплательщиком так и при принудительном взыскании указанных сумм налоговым органом у налогового агента не может возникнуть переплата по налогу на доходы физических лиц, так как средства, перечисляемые им в бюджет, принадлежат налогоплательщику.

Кассационная коллегия не может согласиться с указанными выводами.

В соответствии с п. 2 ст. 24 НК РФ налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, которые согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Порядок осуществления зачета или возврата излишне взысканных сумм налога установлен ст. 79 НК РФ, правила которой в соответствии с п. 9 данной статьи распространяются, в том числе, и на налоговых агентов.

Согласно п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Положениями ст. ст. 45 - 48 НК РФ установлен порядок взыскания налоговым органом доначисленных налогоплательщику, плательщику сборов, налоговому агенту сумм налогов, пеней и штрафов, включающий в себя взыскание доначисленных сумм за счет денежных средств на счетах в банках, за счет иного имущества, а также путем подачи заявления в суд.

Как указано выше, судебными актами по делу N А48-1133/2009 взыскание в бесспорном порядке с налогового агента НДФЛ, пени и штрафа в общей сумме 5 246 961,83 руб. признано незаконным.

Доказательства того, что доначисленные решением от 29.06.2005 N 33 суммы НДФЛ, пени и штрафа были впоследствии взысканы с
налогового агента в законном порядке, а также доказательства того, что на момент обращения Предприятия с заявлением о зачете сумм НДФЛ Инспекцией не была утрачена возможность их взыскания с налогового агента, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, выводы суда о невозможности возникновения переплаты по НДФЛ у налогового агента не основаны на нормах действующего законодательства.

Согласно ч. 3 ст. 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Часть 3 ст. 15 АПК РФ устанавливает, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Исходя из вышеизложенного, обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным.

Поскольку судебный акт арбитражного суда основан на неправильном толковании норм материального права, он подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, и, правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение от 25.12.2009 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-5418/2009 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области в ином судебном составе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.