Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 по делу N А57-8522/10 По делу о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности за счет средств казны муниципального образования.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 декабря 2010 г. по делу N А57-8522/10

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2010 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,

судей Антоновой О.И., Камериловой В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фроловой Е.К.,

при участии в заседании:

от АТСЖ Ленинского района г. Саратова - Соколова Ю.Ю., доверенность от 04.02.2008,

от Комитета по финансам Администрации муниципального образования “Город Саратов“ - Берестовская С.А., доверенность от 22.05.2009,

от Администрации муниципального образования “Город Саратов“ - не явились, извещены надлежащим образом,

от Муниципального учреждения “Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова“ - не явились, извещены надлежащим образом,

от УФССП
по Саратовской области - не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“ (г. Саратов)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.10.2010 по делу N А57-8522/10 (судья Медникова М.Е.)

по иску ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (г. Саратов)

к администрации муниципального образования “Город Саратов“ (г. Саратов),

комитету по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“ (г. Саратов)

третьи лица:

МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова (г. Саратов)

УФССП по Саратовской области (г. Саратов)

о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 5 907 082 руб. за счет средств казны муниципального образования “Город Саратов“,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - АТСЖ Ленинского района) с иском к администрации муниципального образования “Город Саратов“, комитету по финансам администрации муниципального образования “Город Саратов“ о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 5 907 082 руб. за счет средств казны муниципального образования “Город Саратов“.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01 октября 2010 года с Муниципального образования “Город Саратов“ в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования “Город Саратов“ за счет средств Казны муниципального образования “Город Саратов“ взыскана в пользу АТСЖ Ленинского района в порядке субсидиарной ответственности сумма задолженности в размере 5 907 082 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, Комитет по финансам обжаловал его в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 октября 2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в иске к Комитету отказать.

В обоснование своей апелляционной
жалобы Комитет по финансам указывает на то, что главным распорядителем денежных средств для МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“ является либо Комитет по ЖКХ Администрации Муниципального образования “Город Саратов“, либо Администрация Ленинского района Муниципального образования “Город Саратов“.

Проверив законность вынесенного судебного акт, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 года по делу N А57-609/08 с МУ ДЕЗ по Ленинскому району города Саратова в пользу Ассоциация ТСЖ Ленинского района взысканы денежные средства в сумме 5 907 082 рублей.

На принудительное исполнение судебного акта в порядке ст. 318 АПК РФ был выдан исполнительный лист серии АС N 000791962, который был предъявлен Ассоциацией ТСЖ Ленинского района в Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области.

июня 2010 года Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области своим постановлением возбудил исполнительное производство N 63/46/9493/10/2010.

июня 2010 года постановлением судебного пристава-исполнителя Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области Татаряном А.В. исполнительное производство N 63/46/9493/10/2010 окончено, в связи с отсутствием у Учреждения имущества и денежных средств, на которое может быть обращено взыскание. Исполнительный лист возвращен Ассоциации.

В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный лист был направлен истцом в комитет по финансам администрации МО “Город Саратов“, который 29 июня 2010 года своим письмом N 02-02/817 возвратил его без исполнения, в связи с тем, что Учреждение не имеет лицевого счета получателя средств бюджета города в комитете по финансам
администрации МО “Город Саратов“.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.

Основной должник - МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“, по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.

Собственником имущества МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“ является муниципальное образование “Город Саратов“. Следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“ несет муниципальное образование “Город Саратов“.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета,
определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации“, при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования “город Саратов“ в защиту интересов казны города. Согласно пункта 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.

Комитет осуществляет функции главного распорядителя.

Денежных средств у МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“ либо иного имущества, за счет которого могут быть удовлетворены требования истца к МУ “ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова“ не имеется, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя от 23.06.2010 г.

Таким образом, поскольку
исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника имущества учреждения (должника) является Комитет, суд первой инстанции правомерно указывает в резолютивной части решения на Комитет по финансам как на главного распорядителя денежных средств и на взыскание денежных средств с муниципального образования в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования “Город Саратов“ за счет средств казны муниципального образования “Город Саратов“.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятое по делу решение законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.

Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 октября 2010 года по делу N А57-8522/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции

Председательствующий

Ф.И.ТИМАЕВ

Судьи

О.И.АНТОНОВА

В.А.КАМЕРИЛОВА