Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 по делу N А06-2763/2010 По делу о признании действий по отзыву маршрутной документации на осуществление пассажирских перевозок необоснованными, по отказу в проведении конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута необоснованными, обязании органа власти организовать и провести конкурс на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2010 г. по делу N А06-2763/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Луговского Н.В.,

судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (г. Астрахань)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от “21“ июня 2010 года по делу N А06-2763/2010, принятое судьей Сорокиным Н.А.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (Астраханская область, Наримановский район,
п. Прикаспийский)

к администрации г. Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок (г. Астрахань)

третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань), Квавадзе З.Н. (г. Астрахань), Сенчугов В.В. (г. Астрахань), Балашов В.К. (г. Астрахань), Бобров Н.В. (г. Астрахань), Павленков М.В. (г. Астрахань), Игнатьев А.М. (г. Астрахань), Кортуа З.А. (г. Астрахань), Дарбинов Р.В. (г. Астрахань), Скворцов С.В. (г. Астрахань), Эльмурзаев А.А. (г. Астрахань), Ращепкина Е.Л. (г. Астрахань), Канчиуришвили Ш.В. (г. Астрахань),

о признании действий необоснованными,

установил:

Индивидуальный предприниматель Тастемиров Хасым Хайдарович (далее - ИП Тастемиров Х.Х., Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Астрахани в лице управления транспорта и пассажирских перевозок о признании действий по отзыву маршрутной документации на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 73с необоснованными; о признании действий по отказу в проведении конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута N 73с необоснованными; об обязании Администрации города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок организовать и провести конкурс на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута N 73с в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21 июня 2010 года заявленные требования удовлетворены частично. Действия администрации г. Астрахани в лице управления транспорта и пассажирских перевозок по отказу в проведении конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани N 73с признаны незаконными. Администрация г. Астрахани обязана провести конкурс на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани N 73с в течение сорока пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Производство по
делу в части признания незаконными действий администрации г. Астрахани в лице управления транспорта и пассажирских перевозок по отзыву маршрутной документации у предпринимателя Ф.И.О. на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 73с прекращено в связи отказом от данной части заявленных требований.

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (далее - ИП Ращепкина Е.Л.) с принятым решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции о признании действий администрации г. Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок по отказу в проведении конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани N 73с незаконными и о проведении администрацией г. Астрахани конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани N 73с. В удовлетворении требований ИП Тастемирова Х.Х. Ращепкина Е.Л. просит отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 30.11.2009 г. администрация г. Астрахани (далее - администрация) выдала ИП Тастемирову Х.Х. временную маршрутную документацию на осуществление перевозок пассажиров по регулярному муниципальному маршруту N 73с: маршрутную карту и схему движения автобусов по маршруту (т. 1, л.д. 8 - 9). При этом на маршрутной карте и схеме движения имеется надпись “временная,
до проведения конкурса“.

17.12.2009 г. администрацией в адрес Предпринимателя было направлено уведомление об отзыве ранее выданной маршрутной документации связи с вынесением прокуратурой Астраханской области в адрес администрации представления о нарушении законодательства о конкуренции (т. 1, л.д. 7).

19.03.2010 г. ИП Тастемиров Х.Х. обратился в администрацию с просьбой об организации проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута N 73с, на которое Управление транспорта и пассажирских перевозок Администрации (далее - Управление) письмом от 26.03.2010 г. N 11-12-01-302/100 отказало в удовлетворении просьбы предпринимателя в связи с укомплектованностью данного маршрута подвижным составом (т. 1, л.д. 24).

Не согласившись с действиями администрации в лице Управления по отказу в проведении конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута N 73с, ИП Тастемиров Х.Х. обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, исходил из того, что действия администрации в лице Управления противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Предпринимателя.

Между тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и
иной экономической деятельности.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 для признания ненормативного акта недействительным и действий незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного акта или действия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом (действием) прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 12 Устава г. Астрахани, утвержденного решением Совета муниципального образования “Город Астрахань“ от 06.07.2004 г. N 52/А, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения отнесены к вопросам местного значения.

Решением Совета муниципального образования “Город Астрахань“ от 15.03.2005 г. N 49 утверждены Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах г. Астрахани (далее - Правила).

В силу п. 3.1 Правил привлечение перевозчиков к пассажирским перевозкам автомобильным транспортом по регулярным муниципальным маршрутам осуществляется на основании договора с Заказчиком (организатором), заключенного по результатам конкурсного отбора на использование регулярных муниципальных маршрутов, или на основании ранее утвержденной маршрутной документации.

Автобусный маршрут N 73с включен
в маршрутную сеть городского пассажирского автомобильного транспорта, работающего по муниципальным маршрутам в г. Астрахани, постановлением мэра г. Астрахани от 27.12.2005 г. N 2208-м.

Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, в целях снижения социальной напряженности и законных прав предприятий, организаций и предпринимателей, заключить договора на 2006 год на право использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта с перевозчиками ранее получившими утвержденную маршрутную документацию, чьи транспортные средства соответствуют требованиям Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах г. Астрахани, утвержденных Решением Совета муниципального образования “Город Астрахань“ от 15.03.2005 г. N 49, с последующим приведением их численности в соответствие с утвержденной маршрутной сетью.

Решением Городской Думы муниципального образования “Город Астрахань“ от 10.09.2009 г. N 119 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута г. Астрахани (далее - Положение).

Согласно п. 3.1 Положения конкурс проводится в случае возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут либо утверждения новой маршрутной сети и исключительно только после обследования пассажиропотока.

Разделом 5 Правил предусмотрено право перевозчика участвовать в конкурсном отборе на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирским автотранспортом; вносить предложения по изменению действующих и организации новых маршрутов, по улучшению процесса пассажирских перевозок и повышению его безопасности.

19.03.2010 г. ИП Тастемиров Х.Х. обратился в Управление с заявлением, в котором, сославшись на то, что маршрутная карта была выдана ему до проведения конкурса, просил в соответствии с Решением Городской Думы муниципального образования г. Астрахань, организовать проведение конкурса на маршрут N 73с.

В рассматриваемом случае ИП Тастемиров Х.Х. считает, что организация и проведение конкурса не нарушит охраняемых законом прав и
интересов предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, т.к. в соответствии с действующим п. 1.2 Положения конкурс на право заключения договора является открытым, т.е. в нем может принять участие любое лицо, соответствующее критериям конкурсной документации.

Действительно, каждый перевозчик, имеющий лицензию, имеет право принять участие в конкурсе. Однако наличие лицензии само по себе не означает право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок без учета требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации пассажирских перевозок. Допуск перевозчиков к осуществлению регулярных городских пассажирских перевозок на основании конкурса введен в рамках компетенции органов местного самоуправления и является способом упорядочения транспортного обслуживания населения округа.

Управление письмом N 11-12-01-302/100 от 26.03.2010 г. сообщило ИП Тастемирову Х.Х., что согласно маршрутной сети городского пассажирского транспорта, утвержденной постановлением мэра города от 27.12.2005 года N 2208-м, на маршруте N 73с предусмотрена работа 20 единиц транспорта, в связи с укомплектованностью данного маршрута подвижным составом, необходимость проведения конкурсного отбора перевозчиков в настоящий момент на маршруте N 73с отсутствует.

Таким образом, в отсутствие объективно обоснованной обязанности органа местного самоуправления провести конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по регулярному маршруту N 73 с, в частности, установления в соответствии п. 34 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте (утв. Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 г. N 200) в ходе обследования пассажиропотока необходимости привлечения перевозчиков на существующий маршрут, решение вопроса организации транспортного обслуживания населения исключительно посредством проведения конкурса, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, может повлечь незаконное устранение с указанного рынка субъектов предпринимательской деятельности, заключивших на основании постановления мэра г. Астрахани от 27.12.2005 г. N 2208-м
договоры использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта.

Между тем при отсутствии оснований к изменению численности пассажирского автотранспорта, 30.11.2009 г. администрация выдала ИП Тастемирову Х.Х. временную маршрутную документацию на осуществление перевозок пассажиров по регулярному муниципальному маршруту N 73с: маршрутную карту и схему движения автобусов по маршруту.

Учитывая то, что ИП Тастемиров Х.Х., обращаясь с заявлением в арбитражный суд, не указал, какое положение закона нарушено в результате издания администрацией письма N 11-12-01-302/100 от 26.03.2010 года, апелляционный суд не усматривает оснований для признания отказа Администрации в проведении конкурсного отбора перевозчиков на маршрут N 73с не соответствующим закону.

Кроме того, исходя из положений ст. ст. 198, 201 АПК РФ, обязательным условием для удовлетворения заявления ИП Тастемирова Х.Х. о признании содержащегося в Письме отказа в проведении конкурсного отбора незаконным является наличие у предпринимателя нарушенных в связи с изданием указанного письма прав и законных интересов. Обязанность доказать наличие названных прав в соответствии со ст. ст. 65, 200 АПК РФ возлагается на заявителя.

Таких доказательств в суд апелляционной инстанции ИП Тастемировым Х.Х. не представлено.

В рассматриваемом случае, отказывая в удовлетворении заявления Предпринимателя, администрация действовала в соответствии с п. 3.1 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований ИП Тастемирова Х.Х. о признании действий администрации в лице Управления по отказу в проведении конкурса на право заключения договора использования регулярного маршрута N 73 с и обязании Администрации города Астрахани в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок организовать и провести конкурс на право заключения договора использования регулярного
муниципального маршрута города Астрахани, а именно маршрута N 73с, в течение сорока пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Поскольку в удовлетворении требований ИП Тастемирова Х.Х. отказано, с него подлежит взысканию в пользу ИП Ращепкиной Е.Л. государственная пошлина в размере 100 руб.

Как разъяснено в п. 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 г. N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы ИП Ращепкиной Е.Л. по чеку-ордеру от 29.06.2010 г. была уплачена государственная пошлина в сумме 200 руб., заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета подлежит возврату 100 руб., составляющие излишне уплаченную государственную пошлину.

Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 июня 2010 года по делу N А06-2763/2010 отменить в части удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Ф.И.О. о признании действий по отказу в проведении конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута N 73с необоснованными; об обязании Администрации города Астрахани в лице Управления транспорта
и пассажирских перевозок организовать и провести конкурс на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута N 73с в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении указанной части заявленных требований отказать.

В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. в пользу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 руб.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 29.06.2010 г. государственную пошлину в размере 100 руб., выдав справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.

Председательствующий

Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи

Ю.А.КОМНАТНАЯ

С.А.КУЗЬМИЧЕВ