Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по делу N А57-2605/2010 По делу о признании недействительным договора обязательного медицинского страхования работающих граждан.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2010 г. по делу N А57-2605/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Жаткиной С.А.,

судей Грабко О.В., Камериловой В.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,

при участии в судебном заседании представителей прокуратуры Саратовской области - Занько А.Е. удостоверение N 064001 от 17.12.2008, Министерства здравоохранения Саратовской области - Савченковой И.В. доверенность N 03-05/4197 от 16.09.2009, открытого акционерного общества “РОСНО-МС“ - Минаевой Е.В. доверенность N МС-418 от 05.07.2010,

рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Страховая компания “РОСНО-МС“

на решение арбитражного суда Саратовской области от 11.05.2010 по
делу N А57-2605/2010 (судья Павлова Н.В.),

по иску Прокуратуры Саратовской области, г. Саратов,

к Министерству здравоохранения Саратовской области, г. Саратов,

открытому акционерному обществу “Страховая компания “РОСНО-МС“, г. Москва,

о признании недействительным договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 12.02.2008 г. N 1809,

установил:

Прокуратура Саратовской области в лице заместителя прокурора Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с иском к Министерству здравоохранения Саратовской области, Открытому акционерному обществу “Страховая компания “РОСНО-МС“ (далее ОАО СК “РОСНО-МС“) о признании недействительным договора обязательного медицинского страхования работающих граждан от 12.02.2008 N 1809, заключенного между ОАО “Страховая компания “РОСНО-МС“ и Министерством здравоохранения Саратовской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.05.2010 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО СК “РОСНО-МС“ обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить или изменить полностью, принять новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Министерство здравоохранения Саратовской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Прокуратура Саратовской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные материалы, изучив доводы жалобы, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 12.02.2008 между Министерством здравоохранения Саратовской области (страхователь) и ОАО “РОСНО-МС“ (страховщик) в лице директора филиала “Саратов-РОСНО-МС“ был заключен договор N 1809 обязательного медицинского страхования работающих
граждан, в соответствии с которым страховщик принимает на себя обязательство организовывать и финансировать предоставленным работникам, включенным страхователем в списки застрахованных медицинской помощи определенного объема, качества или иных услуг, с выдачей застрахованным медицинских полисов установленного образца.

В силу пункта 3 договора страхователь принимает на себя уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование своих работников. Порядок, размер и соки уплаты страховых взносов регламентируются действующим законодательством.

Прокуратура Саратовской области, полагая, что договор не соответствует действующему законодательству, вследствие чего является недействительным, обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2007 г. N 386-П Министерство здравоохранения Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Минздрава и социального развития Российской Федерации, Уставом Саратовской области, законами Саратовской области, правовыми актами Губернатора области, органов государственной власти области, а также настоящим положением.

Согласно статьей 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для личного страхования, в том числе медицинского страхования, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность перечисленных субъектов проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования вне зависимости от стоимости таких услуг и статуса самих страхователей. В контексте данной статьи, в области обязательного медицинского страхования, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды и субъекты естественных монополий обозначены, в том числе, и как организации (учреждения) - работодатели.

Данный вывод подтверждается включением в субъектный состав лиц, определенных статьей 18 Закона о защите конкуренции, которые не осуществляют в своей хозяйственной деятельности государственные (муниципальные) полномочия. Таким образом, указанная статья обязывает органы местного самоуправления осуществлять отбор финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика),
на товарных биржах).

Из приведенных норм права следует, что для заключения муниципального контракта по страхованию необходимо проведение открытого конкурса.

Как следует из материалов дела и не опровергается Министерством здравоохранения Саратовской области, спорный договор обязательного медицинского страхования работников заключен без проведения конкурса, что является нарушением действующего законодательства о порядке заключения государственных и муниципальных контрактов.

Поскольку оспариваемый договор заключен с нарушением части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, договор N 1809 обязательного медицинского страхования работающих граждан от 12.02.2008 недействителен (ничтожен) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле документам, судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для его отмены.

Доводы заявителя апелляционной жалобы внимательно изучены судом, однако они подлежат отклонению, поскольку не подтверждены каким-либо доказательствами.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на подателей апелляционных жалоб.

Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 мая 2010 года по делу N А57-2605/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд Саратовской области.

Председательствующий

С.А.ЖАТКИНА

Судьи

О.В.ГРАБКО

В.А.КАМЕРИЛОВА