Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу N 57-23710/2009 По делу о признании недействительным решения о доначислении земельного налога, начислении пени и штрафа.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июня 2010 г. по делу N 57-23710/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Лыткиной О.В.,

судей: Александровой Л.Б., Акимовой М.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Судаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества “Итон“ (с. Большая Каменка Татищевского района Саратовской области) на решение арбитражного суда Саратовской области от 05 марта 2010 г. по делу N А57-23710/2009 (судья Огнищева Ю.П.)

по заявлению закрытого акционерного общества “Итон“ (с. Большая Каменка Татищевского района Саратовской области)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по
Саратовской области (г. Аткарск Саратовской области),

заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (г. Саратов)

о признании недействительным решения от 17.08.2009 N 698,

при участии в судебном заседании представителей:

от налогоплательщика - Коваленко Е.П., по доверенности от 25.12.2009,

от налогового органа - Пантелеевой Я.И., по доверенности от 29.12.2009 N 03-26/017049,

от Управления - Пантелеевой Я.И., по доверенности от 23.11.2009 N 05-17/49,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество “Итон“ (далее - ЗАО “Итон“, заявитель, налогоплательщик, общество) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 13 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) от 17.08.2009 N 698 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда первой инстанции от 05.03.2010 в удовлетворении требований заявителю отказано.

ЗАО “Итон“ не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 05.03.2010 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Налоговый орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области, Управление) отзыв не представило.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной ЗАО “Итон“ уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год.

В ходе данной проверки налоговым органом установлена неполная уплата
земельного налога за 2008 год в связи с неверным указанием кадастровой стоимости земельного участка в представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год.

Указанные нарушения зафиксированы инспекцией в акте налоговой проверки от 23.07.2009 N 722, на который ЗАО “Итон“ не представлено возражений (т. 1 л.д. 52 - 53).

17.08.2009 налоговый орган, рассмотрев акт от 23.07.2009 N 722, вынес решение N 698 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) суммы земельного налога в виде штрафа в сумме 17 873,60 руб.

Кроме того, указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 89 368 руб. и начислены пени в сумме 6562,59 руб. (т. 1 л.д. 45 - 47).

Налогоплательщик не согласился с указанным решением и обратился с жалобой в УФНС России по Саратовской области.

30.09.2009 решением УФНС по Саратовской области жалоба ЗАО “Итон“ оставлена без удовлетворения, решение налогового органа от 17.08.2009 N 698 утверждено (т. 1 л.д. 40 - 43).

Не согласившись с решением налогового органа общество, обжаловало его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ЗАО “Итон“, исходил из недопустимости исчисления земельного налога, исходя из рыночной оценки земельного участка.

Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие
земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного, наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Как видно из материалов дела, в первоначально поданной декларации по земельному налогу за 2008 год налог был исчислен обществом исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:39:040431:2 - 8 797 854 руб. в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области“ и в соответствии со сведениями о кадастровой стоимости, представленными Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.

Впоследствии ЗАО “Итон“ исчислило земельный налог за 2008 год и представило соответствующую уточненную налоговую декларацию на основании кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с рыночной стоимостью данного земельного участка, установленной отчетом ООО “Бюро оценки собственности“ от 22.12.2008 N 0912.08БМ об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества - земельного участка под автозаправочной станцией и ее обслуживанием, площадью 5176 кв. м, кадастровый номер 64:39:040431:2, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Аткарск, въезд-выезд к трассе Саратов-Тамбов.

Суд первой инстанции, признавая необоснованным довод общества об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствии с рыночной стоимостью, установленной отчетом N 0912.08БМ, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового
кодекса Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Судами обеих инстанций установлено, что на кадастровом учете числится земельный участок, принадлежащий ЗАО “Итон“ на праве собственности, с кадастровым номером 64:39:04 04 31:0002, который равнозначен кадастровому номеру 64:39:040431:2, расположенный по адресу: Саратовская область г. Аткарск, въезд-выезд из г. Аткарска к трассе Саратов-Тамбов, площадью 5176 кв. м, кадастровая стоимость 8797 854,24 руб., в т.ч. по состоянию на 01.01.2008 года.

Согласно действующему Постановлению Правительства РФ от 19.08.2004 N 418 “Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости“ (с последующими изменениями) государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Таким образом, уполномоченным органом по государственной кадастровой оценке является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П утверждены результаты
государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области. Данное постановление действовало в спорный период. Доводы общества о его незаконности несостоятельны, поскольку доказательств признания его недействующим, либо его отмены материалы дела не содержат.

В обоснование своих доводов налогоплательщик ссылается на то, что пунктом 1 постановления Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П признаны утратившими силу приложения N 1 и N 2 к постановлению Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, которыми были определены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков.

Однако постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П признано утратившим силу постановление Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П (пункт 3).

Таким образом, ссылка заявителя на постановление Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П несостоятельна, поскольку положения указанного постановления не применимы в связи с его отменой.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, утвержденные настоящим постановлением в размерах, ранее предусмотренных постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, установлены без их пересмотра в сторону увеличения.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 7 Постановления Пленума от 23.07.2009 N 54 “О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога“, если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями законов, согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Между тем, из материалов дела видно, что кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных
правоотношений была установлена.

Согласно частям 11, 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса, которая является определяющей при исчислении земельного налога и авансовых платежей.

Между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой утвержден Порядок обмена сведениями в электронном виде о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС России и Роснедвижимости от 13.09.2007.

Так, согласно кадастровой выписке на 2008 год, представленной в Межрайонную ИФНС России N 13 по Саратовской области и УФНС России по Саратовской области Территориальным (межрайонным) отделом N 6 Управления Роснедвижимости по Саратовской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:39:040431:2, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Аткарск, въезд-выезд из г. Аткарска к трассе Саратов-Тамбов, площадью 5176 кв. м, составляет 8 797 854 руб. (т. 2 л.д. 9).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерном определении обществом кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, установленной отчетом N 0912.08БМ об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, подготовленным ООО “Бюро оценки собственности“.

При указанных обстоятельствах, налоговым органом правомерно определена налоговая база по земельному налогу, исходя из сведений государственного земельного кадастра, а сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, обоснованно исчислена в сумме 131 968 руб. (8 797 854 руб. (кадастровая стоимость земли) x 1,5 (ставка налога) : 100%). Следовательно, доначисление налога в сумме 89 368 руб. и соответствующих сумм пени и штрафных санкций также правомерно.

На основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод,
что спорное решение вынесено налоговым органом с соблюдением требований норм налогового законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу налогоплательщика следует оставить без удовлетворения.

При обращении в суд апелляционной инстанции ЗАО “Итон“ была уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

В связи с тем, что при подаче такого заявления неимущественного характера, как заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, размер государственной пошлины составляет 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт
3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1 000 рублей для юридических лиц.

С учетом изложенного, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату заявителю

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.03.2010 по делу N А57-23710/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО “Итон“ - без удовлетворения.

Вернуть Закрытому акционерному обществу “Итон“ излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 рублей по платежному поручению N 219 от 15.04.2010.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.В.ЛЫТКИНА

Судьи

Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

М.А.АКИМОВА