Решения и постановления судов

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 N 06АП-125/2010 по делу N А04-6841/2009 Заявление о признании недействительными отказов в выборе земельного участка для строительства гаражей удовлетворено, поскольку соответствующие органы власти, имея возможность выбора любого земельного участка, расположенного в пределах территорий, указанных заявителем, ею не воспользовались, иные варианты не рассматривали и не проводили по ним процедур согласования, чем нарушили права и охраняемые законом интересы заявителя.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2010 г. N 06АП-125/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2010 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Балинской И.И.

судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.

при участии в заседании:

от заявителя: представитель не явился;

от ответчиков: представители не явились;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска

на решение от 02.12.2009

по делу N А04-6841/2009

Арбитражного суда Амурской области

принятое судьей Л.Л. Лодяной

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к Администрации города Благовещенска, Министерству имущественных отношений Амурской области

об оспаривании ненормативных правовых актов

Индивидуальный предприниматель Мешков Роман Васильевич (далее - заявитель, предприниматель,
ИП Мешков Р.В.) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными отказов в выборе земельного участка для строительства гаражей боксового типа в районе г. Благовещенска, ул. Горького, д. 190, площадью 48 x 12 м. Администрации г.Благовещенска (далее - администрация) и Министерства имущественных отношений Амурской области, изложенных в письмах от 05.08.2009 N 02-19/4236 и от 24.08.2009 N 07-27/6861.

Решением суда от 02.12.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации. Также суд обязал Администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть вопрос выбора земельного участка по заявлению предпринимателя, поступившее в Министерство имущественных отношений Амурской области 07.05.2009 зарегистрированное за N 3695з.

Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что разрешая спор по существу, суд неполно исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и дал неправильное толкование нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

По мнению заявителя, подача предпринимателем в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка для строительства не влечет безусловной обязанности последнего осуществить выбор земельного участка, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность отказа в осуществлении данного выбора при наличии обстоятельств, прямо
указывающих на невозможность размещения объекта. Администрация также полагает, что законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанности по разработке вариантов выбора земельного участка.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу отклоняет доводы и требования заявителя, считает решение суда законным и обоснованным.

Заявитель, представители Администрации города Благовещенска, Министерства имущественных отношений Амурской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание арбитражного апелляционного суда не прибыли, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явилось препятствием для рассмотрения дела. Предприниматель заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела видно, что 07.05.2009 индивидуальный предприниматель Мешков Р.В. обратился в Минимущество Амурской области с заявлением о выборе земельного участка размером 48 x 12 м., расположенного в г. Благовещенске в районе Горького, д. 190, для строительства гаражей боксового типа и представлении данного земельного участка в долгосрочную аренду. К заявлению предприниматель приложил схему расположения земельного участка.

Рассмотрев обращение индивидуального предпринимателя, Администрация г. Благовещенска письмом от 05.08.2009 N 02-19/4326 отказала предпринимателю в выборе земельного участка, обосновав это тем, что в границах запрашиваемого участка находятся объекты движимого имущества, а именно металлический гараж, установленный на
основании постановления мэра г. Благовещенска N 2393 от 28.07.2008, а также металлические гаражи, информация о законности установки которых отсутствует.

Отказ Министерства имущественных отношений Амурской области, изложенный в письме от 24.08.2009 N 07-27/6861, основан на позиции администрации города.

Не согласившись с решениями органов государственной и муниципальной власти, индивидуальный предприниматель Мешков Р.В. обратился в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок, условия и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьями 29 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ,
решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ оформляются соответствующим актом, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой
карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В соответствии с положениями вышеназванной нормы права мэром города Благовещенска принято постановление от 16.03.2009 N 422 “Об утверждении состава и регламента комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска“ (действовавшее в период обращения предпринимателя с заявлением о выборе земельного участка).

Согласно пункту 1.2. данного постановления процедура выбора земельного участка не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен запрашиваемый участок; при отсутствии утвержденной документации соответствующей комиссией обеспечивает выбор земельного участка для размещения объекта строительства в соответствии с порядком согласования акта о выборе земельного участка членами комиссии (пункт 1.3).

Пунктом 2.5 предусмотрено, что при выявлении в ходе согласования комиссией акта выбора обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, последняя имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка. Измененная (окончательная) схема расположения земельного участка подлежит повторному согласованию.

Анализ изложенных выше нормативных правовых актов свидетельствует о правильности выводов арбитражного суда первой инстанции о наличии у органа местного самоуправления обязанности по обеспечению выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур по согласованию и в необходимых и обоснованных случаях по внесению изменений в схему расположения земельного участка.

Как следует из материалов дела, предпринимателем при обращении с заявлением о
выборе земельного участка для строительства гаражей надлежащим образом выполнены все требования, предусмотренные земельным законодательством. Вместе с тем, органы власти, имея возможность выбора любого земельного участка, расположенного в пределах территорий, указанных заявителем, ею не воспользовались, иные варианты не рассматривали и не проводили по ним процедур согласования с соответствующими компетентными органами и организациями, таким образом, обязанность по обеспечению выбора земельных участков надлежаще не исполнили.

В связи с этим обжалованный отказ не может быть признан законным как по причине несоблюдения процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка, так и в связи с невозможностью проверить наличие оснований для данного отказа.

При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 02 декабря 2009 года по делу А04-6841/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий

И.И.БАЛИНСКАЯ

Судьи

А.И.МИХАЙЛОВА

Т.Д.ПЕСКОВА