Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2010 по делу N А06-7623/2009 По делу о признании недействительным соглашения о дополнительном вознаграждении.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2010 г. по делу N А06-7623/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Антоновой О.И.,

судей Бирченко А.Н., Шалкина В.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью “Южная генерирующая компания - ТГК-8“ Чудутовой М.А. по доверенности N 182 от 28.10.2009 г., Мельникова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Южная генерирующая компания - ТГК-8“ на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 февраля 2010 года по делу N А06-7623/2009, судья
Бочарникова Г.Н.,

по иску общества с ограниченной ответственностью “Южная генерирующая компания - ТГК-8“, г. Астрахань,

к Ф.И.О. г. Омск,

о признании недействительным соглашения о дополнительном вознаграждении от 18.01.2008 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Южная генерирующая компания - ТГК-8“ (далее ООО ЮГК “ТГК-8“) обратилось в арбитражный суд с иском к бывшему члену совета директоров Открытого акционерного общества “Южная генерирующая компания - ТГК-8“ - Ф.И.О. с иском о признании недействительным (ничтожным) Соглашения о дополнительном вознаграждении от 18.01.2008 г., заключенного между Открытым акционерным обществом “Южная генерирующая компания - ТГК-8“ (далее по тексту ОАО ЮГК “ТГК-8“) и членом совета директоров Ф.И.О.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.02.2010 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО ЮГК “ТГК-8“ обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Ответчиком возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Ответчиком заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела пояснений представителя ОАО РАО “ЕЭС России“ Оруджева Э.В.

Судебной коллегией ходатайство отклонено, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для принятия дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции.

Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, и отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, решением
годового Общего собрания акционеров ОАО ЮГК “ТГК-8“ от 27.06.2007 г. Мельников Дмитрий Александрович был избран в состав Совета директоров названного акционерного общества.

Решением общего собрания акционеров ОАО ЮГК “ТГК-8“ от 22.01.2007 была утверждена новая редакция Положения о выплате членам Совета директоров ОАО ЮГК “ТГК-8“ вознаграждений и компенсаций (далее Положение).

Пунктом 4.7 указанного Положения предусмотрена возможность заключения членом Совета директоров с акционерным обществом договора купли-продажи акций Общества с отложенным исполнением обязательств по передаче акций.

Решением Совета директоров ОАО ЮГК “ТГК-8“ 22.06.2007 г. утверждена Опционная программа ОАО “ЮГК ТГК-8“, в соответствии с которой был установлен механизм, условия и порядок выплаты дополнительного вознаграждения участникам Опционной программы.

В соответствии с пунктом 2.1 Опционной программы ее участниками могли являться в числе прочих члены Совета директоров общества.

Согласно пункту 3.1 Опционной программы порядок участия членов Совета директоров в данной программе и количество акций, отражаемых в их опционных договорах, определяется решением Совета директоров общества по предложению Правления акционерного общества, согласованного с комитетом по кадрам и вознаграждениям Совета директоров общества.

В Опционной программе был применен порядок расчетов с использованием “виртуальных акций“, распределяемых между участниками опционной программы, и установлен механизм определения вознаграждения, исходя из размеров рыночной капитализации общества с использованием величины изменения средневзвешенной цены акций общества на торговых площадках ОАО “РТС“ и ЗАО “ММВБ“.

В пункте 3.4 Опционной программы установлено, что максимальное количество обыкновенных акций, участвующих в расчетах дополнительного вознаграждения для члена Совета директоров составляет 0,1% от общего количества размещенных акций общества.

Решением Совета директоров от 15.08.2007 г. были внесены изменения в Опционную программу, устанавливающие, что:

- период для начисления дополнительного вознаграждения (период Вестинга) определяется с 01.08.2006 г.
по 31.07.2009 г.

- порядок определения размера вознаграждения для участника Опционной программы, рассчитывается по формуле: В = (Ц2 - Ц1) x К, где В - дополнительное вознаграждение; Ц1 - средневзвешенная цена одной обыкновенной именной акции ОАО “ЮГК ТГК-8“ за период с 01.08.2006 г. по 01.02.2007 г., определяемая по официальным данным ОАО “РТС“ и ЗАО “ММВБ“; Ц2 - средневзвешенная цена одной обыкновенной именной акции ОАО “ЮГК ТГК-8“ за период равный шести месяцам, предшествующим дате - 31.07.2009 г.; К - расчетный коэффициент для определения индивидуального объема участия участника в Опционной программе.

Общим собранием акционеров ОАО “ЮГК ТГК-8“ от 03.09.2007 было принято решение о внесении изменений в Положение о выплате членам Совета директоров ОАО “ЮГК ТГК-8“ вознаграждений и компенсаций путем изложения п. 4.7 в следующей редакции:

“Члены Совета директоров имеют право на участие в Опционной программе, утвержденной Советом директоров Общества. Максимальный размер договора для Председателя Совета директоров Общества составляет 0.15%, для члена Совета директоров - 0,10% от общего размера размещенных обыкновенных акций Общества“.

Решением Совета директоров ОАО “ЮГК ТГК-8“ от 11.10.2007 г. утвержден расчет участия в Опционной программе ОАО “ЮГК ТГК-8“, в который были включены члены Совета директоров общества.

Решением Совета директоров ОАО “ЮГК ТГК-8“ от 28.12.2007 г. были внесены изменения в пункт 3.1 Опционной программы, согласно которым было исключено положение о согласовании с Комитетом по кадрам и вознаграждениям Совета директоров Общества участия членов Совета директоров в Опционной программе и количестве акций в опционных договорах

Кроме того, указанным решением утвержден новый список участников Опционной программы и количество распределяемых между ними “виртуальных акций“, в соответствии с которым участником Опционной программы
стал ответчик - Мельников Д.А. с количеством “виртуальных акций“ равным - 1 865 731 742 шт.

По условиям Опционной программы 18.01.2008 г. между ОАО “ЮГК ТГК-8“, в лице генерального директора и Мельниковым Д.А. было подписано Соглашение о дополнительном вознаграждении.

ООО ЮГК “ТГК-8“, полагая, что Соглашение о дополнительном вознаграждении от 18.01.2008 противоречит нормам Федерального закона “Об акционерных обществах“, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.

Суд первой инстанции, исходя из заявленных требований, правомерно квалифицировал спор как подведомственный арбитражному суду и, отказывая в удовлетворении исковых требований, обосновано исходил из следующего.

Согласно пункту 4.3 Положения о выплате членам Совета директоров ОАО ЮГК “ТГК-8“ вознаграждений и компенсаций, утвержденного общим собранием акционеров размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого членам совета директоров, в случае увеличения размера рыночной капитализации общества за период работы совета директоров, при этом прирост рыночной стоимости общества определяется с момента избрания члена совета директоров до момента избрания нового состава совета директоров.

Пунктом 4.7 Положения установлено, что члены Совета директоров имеют право на участие в Опционной программе, утвержденной Советом директоров Общества. Максимальный размер договора для Председателя Совета директоров Общества составляет 0,15%, члена Совета директоров - 0,10% от общего размера размещенных обыкновенных акций Общества.

При этом в Положении специально оговорено, что в случае участия в Опционной программе члены совета директоров утрачивают право на получение дополнительного вознаграждения предусмотренного пунктом 4.3 Положения.

Оценив указанные пункты Положения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что для расчета размера дополнительного вознаграждения используются величины средней хронологической рыночной капитализации общества, которые рассчитываются исходя из общего количества выпущенных обыкновенных акций и средневзвешенной ценой акций общества, определяемой по результатам биржевых торгов на
торговых площадках ММВБ и РТС. Общим собранием акционеров были установлены альтернативные варианты определения размера выплачиваемого членам совета директоров вознаграждения, либо в порядке установленном в п. 4.3 Положения, либо в порядке, установленном условиями утвержденной Опционной программы с ограничением размера опционного договора, заключаемого с членами совета директоров.

Как следует из материалов дела, на момент принятия решения внеочередным общим собранием акционеров ОАО “ЮГК-ТГК-8“ (03.09.2007) опционная программа Общества была утверждена в редакции от 15.08.2007 и содержала положения, позволяющие определить конкретный размер вознаграждения каждого члена Совета директоров, следовательно, акционерам было известно, что по условиям Опционной программы размер вознаграждения определялся исходя из средневзвешенной цены одной обыкновенной именной акции ОАО “ЮГК ТГК-8“ рассчитанной за период с 01.08.2006 г. по 01.02.2007 г. и определяемой по официальным данным ОАО “РТС“ и ЗАО “ММВБ“, и средневзвешенной цены одной обыкновенной именной акции ОАО “ЮГК ТГК-8“ за период равный шести месяцам, предшествующим 31.07.2009.

Поскольку в Положении и в Опционной программе размер дополнительного вознаграждения находится в прямой зависимости от величины изменения средневзвешенной цены одной обыкновенной именной акции общества за определенный период, соответственно, был применен одинаковый механизм определения размера вознаграждения в зависимости от прироста рыночной стоимости общества.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что общее собрание акционеров ОАО “ЮГК-ТГК-8“, принимая решение о возможности участия члена совета директоров в Опционной программе, утвердило альтернативный порядок определения размера вознаграждения, выплачиваемого членам наблюдательного органа, основанный на динамике изменения одной и той же экономической величины, характеризующей динамику развития и инвестиционную привлекательность компании.

Кроме того, акционерами был установлен механизм контроля за условиями опционных договоров, поскольку в пункте 4.8 указано, что индивидуальный
размер опционного договора каждого члена совета директоров раскрывается в материалах к ежегодному собранию.

Общим собранием акционеров ОАО “ЮГК-ТГК-8“ было принято решение о размере выплачиваемого члену совета директоров дополнительного вознаграждения, который может быть установлен условиями опционного договора, заключаемого в соответствии с утвержденной советом директоров общества Опционной программы.

Как следует из заявленных требований, истцом оспаривается тот факт, что решением Совета директоров ОАО “ЮГК-ТГК-8“ была установлена заниженная базовая величина средневзвешенной цены акций, используемая для расчета величины рыночной капитализации.

Между тем, судом первой инстанции установлено, что общим собранием акционеров фактически был одобрен механизм расчета величины рыночной капитализации общества, основанный на средневзвешенной цене акций, определяемой за период с 01.08.2006 г. по 01.02.2007 г., поскольку решение общего собрания акционеров от 03.09.2007 г., содержащее отсылку к условиям Опционной программы было принято тогда, когда данное условие уже было отражено в тексте Опционной программы, о чем акционерам должно было быть известно на момент принятия указанного решения

Кроме того, указанные решения Совета директоров ОАО “ЮГК ТГК-8“ не были оспорены акционерами в установленном законом порядке и не признаны недействительными.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле документам, судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для его отмены.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на подателей апелляционных жалоб.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда
Астраханской области от 27 февраля 2010 года по делу N А06-7623/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через Арбитражный суд Астраханской области.

Председательствующий по делу

О.И.АНТОНОВА

Судьи

А.Н.БИРЧЕНКО

В.Б.ШАЛКИН