Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 по делу N А12-727/2009 По делу о взыскании солидарно убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2010 г. по делу N А12-727/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шалкина В.Б.,

судей Антоновой О.И., Бирченко А.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Успановой Д.Г.

при участии в заседании представителей:

от истца - не явились, надлежащим образом извещены,

от Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области - Мелешкина Т.С., по доверенности N 1 от 11.01.2010 г.,

от Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области - не явились, надлежащим образом извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (р.п. Городище
Волгоградской области)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 января 2010 года по делу N А12-727/2009, судья Тазов В.Ф.,

по иску МП ЖКХ “Котлубанское“ в лице конкурсного управляющего Слушкина Е.Ю.

к МО - Городищенский муниципальный район Волгоградской области в лице Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (р.п. Городище Волгоградской области) и Волгоградской области в лице финансового органа - Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (г. Волгоград)

о взыскании убытков в сумме 27 500 руб.,

установил:

Муниципальное предприятие “Жилищно-коммунальное хозяйство “Котлубанское“ обратилось с иском в суд к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области и Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области с требованием о взыскании солидарно своих убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг за 2005 г. в общей сумме 27 500 руб.

В ходе рассмотрения спора, истец в суде первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований до 1 080 275,94 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 28 января 2010 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С муниципального образования - Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области за счет казны Городищенского муниципального района Волгоградской области взыскано 1 080 275 руб. 94 коп. в пользу МП ЖКХ “Котлубанское“, а также 30 000 руб. 00 коп. в пользу ООО “РЕСПЕКТ АУДИТ“ понесенных расходов по проведению экспертизы.

В иске к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области отказано.

Не согласившись с данным решением ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новое
решение.

Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области с решением суда первой инстанции не согласилась, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Податель жалобы считает, что иск не подлежит удовлетворению в связи с отсутствием доказательств понесенных истцом убытков.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, муниципальное предприятие “Жилищно-коммунальное хозяйство “Котлубанское“ является организацией, осуществляющей услуги по техническому обслуживанию, горячему холодному водоснабжению, отоплению, приему сточных вод, вывозу твердых бытовых отходов населению, проживающему в поселке Котлубань Городищенского района Волгоградской области.

Являясь обслуживающей организацией, муниципальное предприятие в 2005 году производило реализацию услуг по утвержденным тарифам, предоставляла гражданам, проживающим в жилых домах на территории поселка Котлубань льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

В период 2005 г. МП ЖКЖ “Котлубанское“ являясь обслуживающей организацией, производило реализацию коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилых домах на территории пос.Котлубань по тарифам, установленным:

- распоряжением администрации Городищенского района Волгоградской области от 26.09.2003 г. N 694-р;

- распоряжением администрации Городищенского района Волгоградской области от 24.12.2003 г. N 895-р;

- постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 29.10.2004 г. N 34/3;

- постановлением Региональной службы по тарифам Волгоградской области от 29.10.2004 г. N 34/4.

Реализация истцом вышеуказанных услуг производилась по ценам, ниже себестоимости.

В результате оказания таких услуг в 2005 г., у истца возникли убытки в сумме 1 080 275,94 руб., которые представляют собой разницу между утвержденными тарифами и себестоимостью производства соответствующих услуг.

В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N
6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 г. “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, установлено, что требования, связанные с возмещением убытков, причиненных юридическим лицам нарушением их прав, должны подтверждаться документами, показывающими объем оказанных услуг, их стоимость, расчетом размера убытков и доказательства, подтверждающие обоснованность и правильность произведенного расчета исковых требований, а также договорами на оказание услуг и первичной бухгалтерской документацией.

Ст. 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации или казны субъектов Российской Федерации. Убытки причинены в результате несвоевременного и неполного финансирования Российской Федерацией оказанных истцом льгот.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование,
то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации, вне зависимости от того были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта федерации или муниципального образования.

Возможность компенсации расходов, понесенных МП ЖКХ “Котлубанское“, оказывающим услуги льготным категориям населения, предусмотрена законодательством РФ.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Статья 5 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“ относит вопросы ценовой и тарифной политики Ф.И.О. к компетенции органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ (в редакции постановления от 12.07.2005 г. N 424) утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации.

В силу ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) утверждается органами местного самоуправления.

Таким образом, в силу вышеназванных правовых актов, орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа, обязан был обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации (предприятию), предоставляющей населению такие услуги.

В суде первой инстанции была проведена судебно-бухгалтерская экспертиза для определения
суммы не возмещенных расходов МП ЖКХ “Котлубанское“, возникших при предоставлении льгот и услуг, предусмотренных вышеуказанными законами. Указанная сумма согласно заключению экспертизы составила 1 080 275,94 руб.

Суд первой инстанции счел правомерной сумму убытков в размере 1 080 275,94 руб., и взыскал с муниципального образования - Городищенский муниципальный район Волгоградской области в лице Администрации Городищенского муниципального района убытки за счет средств казны Городищенского муниципального района.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

По результатам проведенной по делу экспертизы обществом с ограниченной ответственностью “Респект Аудит“ представлено заключение. В соответствии с выводами эксперта сумма разницы между доходами, исчисленными по тарифам на техническое обслуживание и коммунальные услуги, утвержденными для населения (2 767 858,62 руб.), а также суммой льгот за 2005 г. (393 387,84 руб.) и предоставленных населению субсидий (100 351,91 руб.), подлежащих возмещению за счет бюджета, и фактическими затратами на производство жилищно-коммунальных услуг, понесенными предприятием в 2005 г. (4 341 874,31 руб.), составил 1 080 275,94 руб.

При этом экспертизой установлено, что бюджет финансировал расходы предприятия в 2005 году в размере 1 010 951,91 руб., таким образом, разница между доходами по тарифам и финансированием расходов предприятия в 2005 году составляет 69 324,03 руб.

Размер причиненных истцу убытков подтвержден заключением судебной экспертизы, которая в соответствии со ст. 82 АПК РФ является одним из доказательств по делу.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятое по делу решение подлежащим изменению в части взыскания убытков.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 января 2010 года по делу
N А12-727/2009 в части взыскания убытков изменить.

Взыскать с муниципального образования - Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области в пользу МП ЖКХ “Котлубанское“ за счет казны Городищенского муниципального района Волгоградской области 69 324,03 руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Взыскать с муниципального предприятия “Жилищно-коммунальное хозяйство “Котлубанское“ в пользу ООО “РЕСПЕКТ АУДИТ“ 28 074 руб. 83 коп. понесенных расходов по проведению экспертизы.

Взыскать с муниципального образования - Городищенского муниципального района Волгоградской области в лице Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области за счет казны Городищенского муниципального района Волгоградской области в пользу ООО “РЕСПЕКТ АУДИТ“ 1 925 руб. 17 коп. понесенных расходов по проведению экспертизы.

В остальной части решение оставить без изменения.

Взыскать с муниципального предприятия “Жилищно-коммунальное хозяйство “Котлубанское“ в доход федерального бюджета Российской Федерации 15 816 рублей 78 копеек государственной пошлины по иску, государственную пошлину в размере 1 871 рублей 66 копеек за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.

Председательствующий по делу

В.Б.ШАЛКИН

Судьи

О.И.АНТОНОВА

А.Н.БИРЧЕНКО