Решения и определения судов

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 N 06АП-157/2010 по делу N А73-5188/2009 В удовлетворении иска о взыскании убытков, возникших в результате перевозки истцом граждан по единому социальному проездному билету, отказано ввиду полного профинансирования спорных расходов, понесенных истцом.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2010 г. N 06АП-157/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2010 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Малышевой Л.Г.

судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грачевым В.А.

при участии в заседании:

от истца: Сбоев В.П., представитель по доверенности от 12.01.2010 б/н;

от Министерства финансов Хабаровского края: Белоножко Т.Г., представитель по доверенности от 30.06.2008 N 19-06/1077;

от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края: Маевская О.Б., представитель по доверенности от 01.08.2008 N 6929-12;

от Финансового управления администрации города Хабаровска: Малашкин Д.Л., представитель по доверенности от 22.12.2009 N 04-02/3444;

от Министерства финансов
Российской Федерации: не явились,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска “Трамвайно-троллейбусное управление“

на решение от 21 декабря 2009 года

по делу N А73-5188/2009

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Соколовым В.Ф.

по иску Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска “Трамвайно-троллейбусное управление“

к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации

о взыскании 44 002 326 руб. 34 коп.

третье лицо: Финансовое управление администрации города Хабаровска

установил:

Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска “Трамвайно-троллейбусное управление“ (далее - истец, МУП г. Хабаровска “ТТУ“) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края (далее - Минфин Хабаровского края) о взыскании 44 002 326 руб. 34 коп. убытков за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.

В обоснование иска истец указал, что ответчиком не возмещены в полном объеме убытки, возникшие в результате перевозки истцом граждан по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ) во исполнение Постановления Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 и Соглашения об организации перевозки в городском транспорте общего пользования отдельных категорий граждан по ЕСПБ в 2008 году от 15.01.2008.

Определениями от 02.06.2009 и от 24.06.2009 суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков Министерство социальной защиты населения Хабаровского края и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России); в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Финансовое управление администрации города Хабаровска.

До принятия судебного акта истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил взыскать с Минфина России 33 929 049 руб. 37 коп., с Министерства финансов Хабаровского
края - 1 135 967 руб. 49 коп.

Определением от 21.12.2009 суд, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в части требований МУП г. Хабаровска “ТТУ“ к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края прекратил в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Решением от 21.12.2009 Арбитражный суд Хабаровского края в удовлетворении иска к Минфину Хабаровского края и Минфину России отказал, мотивируя тем, что расходы, понесенные истцом в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, пользующихся льготой, профинансированы в полном объеме.

МУП г. Хабаровска “ТТУ“, не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционный суд. При этом истец указал, что взысканию подлежит разница между фактически выплаченной за перевозку граждан по ЕСПБ и причитающейся ему суммы, из расчета установленного постановлением мэра г. Хабаровска от 17.02.2006 N 214 тарифа за одну поездку и количества совершенных льготниками поездок. Податель жалобы считает, что стоимость проезда по ЕСПБ, установленная постановлением Губернатора N 122 не подлежит применению, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 органам исполнительной власти субъекта РФ предоставлено право только регулировать цены (тариф), а не устанавливать их.

В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил судебный акт первой инстанции отменить и вынести новый, которым удовлетворить исковые требования. Представитель Минфина Хабаровского края доводы апелляционной жалобы отклонил, просил в ее удовлетворении отказать. Представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края доводы апелляционной жалобы отклонил, просил в ее удовлетворении отказать. Представитель Финансового управления администрации города Хабаровска доводы апелляционной жалобы поддержал, просил судебный акт первой инстанции
отменить. Представитель Минфина России, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направил. В порядке статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия его представителя.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого судебного акта.

Материалами дела установлено, что истец в 2008 году во исполнение постановления Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 “Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края“ (далее - Постановление N 122) и на основании заключенного с Администрацией города Хабаровска соглашения от 15.01.2008 N 1.1-22/14 об организации перевозки в городском транспорте общего пользования отдельных категорий граждан по единому социальному проездному билету в 2008 году, осуществлял перевозку граждан, имеющих право на бесплатный проезд в общественном транспорте на основании ЕСПБ.

Полагая, что расходы, возникшие в связи с перевозкой льготных категорий граждан, возмещены не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков в сумме 35 065 016 руб. 86 коп. Согласно расчету истца (с учетом уточнений исковых требований), затраты на перевозку льготных категорий граждан в спорный период определены им исходя из 40 поездок в месяц при стоимости проезда, установленной постановлениями мэра города Хабаровска от 17.02.2006 N 214 и от 08.04.2008 N 894 (10 руб. - в период с 01.01.2008 по 14.03.2008 и 12 руб. - в период с 15.03.2008 по 31.12.2008) с учетом установленного соглашением от 16.06.2008, заключенным между истцом и МУП “ХПАТП N 1“ распределения финансирования за перевозку льготных категорий граждан между предприятиями в
процентном соотношении к перевезенным пассажирам льготной категории (40,5% - МУП г. Хабаровска “ТТУ“ и 59,5% - МУП “ХПАТП N 1“) (т. 3, л.д. 115-116).

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Во исполнение указанного Федерального закона Губернатором Хабаровского края принято постановление от 17.05.2005 N 122 “Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края“, согласно которому с 01.07.2005 на территории Хабаровского края установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством.

На Министерство социальной защиты населения Хабаровского края указанным постановлением возложены обязанности:

подпункт 7.3 - обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации ЕСПБ, в пределах средств, предусмотренных на эти цели;

подпункт 7.4 - направлять средства, указанные в подпункте 7.3 настоящего постановления и приходящихся на межмуниципальные пригородные перевозки, непосредственно
предприятиям по представленному министерством промышленности, транспорта и связи края реестру, а средства, приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в администрации муниципальных образований для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях.

Постановлением N 122 утверждена стоимость проезда по ЕСПБ в месяц, которая составила в период с 01.01.2008 по 31.07.2008 - 375 руб. (в редакции постановления от 25.05.2007 N 78) и с 01.08.2008 по 31.12.2008 - 430 руб. (в редакции постановления от 04.08.2008 N 106).

Согласно утвержденному Постановлением N 122 порядку обеспечения отдельных категорий граждан ЕСПБ для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края продажа ЕСПБ производится предприятиями (организациями), признанными победителями по итогам размещения заказов для государственных краевых нужд, на основании контрактов (договоров), заключаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Обязательство по продаже ЕСПБ с 01.01.2008 по 01.01.2009 возложено на ФГУП “Почта России“ по договору от 28.01.2008 N 67-2008 по обеспечению отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом по проезду на городском транспорте общего пользования, автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения, заключенного между Министерством социальной защиты населения Хабаровского края и ФГУП “Почта России“ (т. 3, л.д. 20-26).

Согласно отчетам ФГУП “Почта России“, представленным в материалы дела, в 2008 году было реализовано 890 862 единых социальных проездных билетов, в том числе за период с января по июль 2008 года - 517 601 ЕСПБ, за период с августа по декабрь 2008 года - 373 261 ЕСПБ. Указанное обстоятельство сторонами по делу не оспорено.

Учитывая фактическую стоимость проезда по ЕСПБ в размере 375 руб. (в период с
01.01.2008 по 31.07.2008) и 430 руб. (в период с 01.08.2008 по 31.12.2008), транспортным предприятиям для возмещения расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан должно быть направлено 354 602 605 руб. (517 601 x 375 + 373 261 x 430), из которых 42 906 915,21 руб. (12,1% от общей суммы) - непосредственно предприятиям, осуществляющим пригородные перевозки в соответствии с пунктами 4 и 7.4 Постановления N 122 и 311 695 689,8 руб. - транспортным предприятиям за перевозку на городских маршрутах.

Как следует из материалов дела, от ФГУП “Почта России“ в соответствии с пунктом 8 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан ЕСПБ на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края, утвержденного Постановлением N 122, Управлению социальной защиты населения администрации города Хабаровска перечислены средства от реализации отдельным категориям граждан ЕСПБ в сумме 84 769 500 руб., из которых 4 200 965,20 руб. были перечислены ФГУП “Почта России“ в счет оплаты за выполненную работу по реализации ЕСПБ.

Таким образом, в Управление социальной защиты населения администрации города Хабаровска для взаимозачета с транспортными предприятиями должно было быть направлено 231 127 155 руб. (311 695 689,8 - 84 769 500 + 4 200 965,2).

Согласно отзыву Финансового департамента администрации города Хабаровска и приложенного к нему расчета, Министерством социальной защиты населения Хабаровского края в 2008 году на компенсацию расходов предприятий пассажирского транспорта за организацию льготного проезда отдельных категорий граждан по ЕСПБ Городскому округу “Город Хабаровск“ в лице Управления социальной защиты населения администрации города Хабаровска перечислено 231 127 155 руб., в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - субвенция на обеспечение равной доступности
услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в сумме 21 571 510,90 руб.;

- из краевого бюджета средства на компенсацию разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготной категории граждан, и суммой, полученной от реализации ЕСПБ, в размере 209 555 644,10 руб.

Судом установлено, что вышеназванные денежные средства перечислены в соответствии с Постановлением N 122 на основании заявок Управления социальной защиты населения администрации города Хабаровска (т. 1, л.д. 140-149, т. 2, л.д. 1-16).

Таким образом, расходы, связанные с перевозкой отдельных категорий граждан, пользующихся льготой, в том числе понесенные истцом профинансированы в соответствии с Постановлением N 122 в полном объеме.

В связи с указанным суд первой инстанции правомерно оставил без удовлетворения исковые требования.

Расчет затрат на перевозку льготных категорий граждан в спорный период, произведенный истцом, не может быть принят во внимание, поскольку не предусмотрен Постановлением N 122, установившим порядок возмещения транспортным предприятиям спорных расходов.

Довод подателя жалобы со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 о том, что стоимость проезда по ЕСПБ, установленная постановлением Губернатора N 122 не подлежит применению, является несостоятельным.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ к полномочиям исполнительных органов власти субъектов РФ отнесено государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, а также на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси.

В связи с чем, рассматриваемые по делу отношения могут регулироваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поэтому постановление от 17.05.2005 N 122 принято в пределах предоставленных законодательством
губернатору Хабаровского края полномочий.

Постановление N 122 в установленном порядке не признано недействительным, в связи с чем возмещение спорных расходов правомерно произведено в порядке и размере, предусмотренными указанным постановлением.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Расходы по госпошлине возложить на подателя апелляционной жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 декабря 2009 года по делу N А73-5188/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий

Л.Г.МАЛЫШЕВА

Судьи

М.О.ВОЛКОВА

И.В.ИНОЗЕМЦЕВ