Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 по делу N А06-8305/2009 По делу о признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2010 г. по делу N А06-8305/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.

с участием представителя Департаменту Федеральной службы - Гвиниашвили Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО “Бункерная компания “Вагна-Бункер“, г. Астрахань

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 12 января 2010 года по делу N А06-8305/2009 (судья Н.Н. Колмакова)

по заявлению ООО “Бункерная компания “Вагна-Бункер“, г. Астрахань

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу,
г. Ростов-на-Дону

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

В арбитражный суд Астраханской области обратилось ООО “Бункерная компания “Вагна-Бункер“ с заявлением о признании незаконным постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу о привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 12 января 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано, постановление признано законным.

С вынесенным решением суда первой инстанции общество не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, административным органом с 20.10.2009 г. по 27.10.2009 г. проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом законодательства РФ в сфере природопользования.

В ходе проверки установлено, что обществом несвоевременно внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2008 г., за 1-й и 2-й квартал 2009 года.

27 октября 2009 года составлен акт проверки, в котором зафиксирован выявленные нарушения законодательства.

27 октября 2009 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, которым зафиксировано существо правонарушения.

05 ноября 2009 года вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением общество, обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании его незаконным, а также малозначительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд
первой инстанции, указал на то, что в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения и оснований для признания его малозначительным не имеется.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия по апелляционным делам считает обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, загрязнение недр и почв; размещение отходов производства и потребления.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, а также нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации: от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“, от 12.06.03 N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ
стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“.

Согласно пунктам 1 и 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06 N 557 “Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду“ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает у физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.

Из материалов дела видно, что общество осуществляет деятельность, в результате которой происходит негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, а также размещения отходов производства и потребления.

В акте проверки
зафиксирован факт загрязнения в районе отстоя плавсредств акватории р. Волга нефтепродуктами.

Кроме того, проведено оперативное расследование, которым установлено, что предприятие является источником загрязнения.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель является лицом, ответственным за размещение таких отходов и, как следствие обязанным исчислять и вносить в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.02 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.41 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что в установленные законодательством сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2008 г., за 1-й и 2-й квартал 2009 года им не вносилась.

Следовательно, в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и имеется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В апелляционной жалобе общество указывает на то, что совершенное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, в связи с чем, судом первой инстанции не правомерно отказано в применении ст. 2.9 КоАП РФ, то есть признании его малозначительным.

Суд апелляционной инстанции считает, что вывод сделанный об отказе в признании правонарушения малозначительным является обоснованным и переоценки не подлежит.

Как
разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Заявителем не представлено в материалы дела непреодолимые обстоятельства о невозможности соблюдения обществом установленного законодательства, что могло бы явиться основанием для применения малозначительности.

Так же следует заметить, устранение нарушений послуживших основанием для возбуждения административного правонарушения в отношении общества на момент составления протокола не является обстоятельством, исключающим производства по делу, либо признания постановления незаконным или малозначительным.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене принятого решения.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 12 января 2010 года по делу N А06-8305/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи

Ю.А.КОМНАТНАЯ

М.Г.ЦУЦКОВА