Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 по делу N А55-34661/2009 По делу о признании незаконными решений налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения и об отказе в возмещении частично суммы НДС, решения вышестоящего налогового органа, принятого по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, а также обязании налоговый орган возместить НДС.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2010 г. по делу N А55-34661/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2010 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Горяевой Н.Н.,

с участием в судебном заседании:

представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по

Самарской области - Тимохановой Е.Г. (доверенность от 02 июня 2009 года N 04-05/16290),

представителя Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Селянской Т.Л. (доверенность от 05 декабря 2007 года N 12-19/330),

представителя общества с ограниченной ответственностью “Транс-Флот“ - Танаевой Л.В. (доверенность от 11 января 2010
года),

представитель открытого акционерного общества “НК “Роснефть“ - не явился, извещен надлежащим образом,

представитель открытого акционерного общества “ТАИФ-НК“ - не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2010 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2010 года по делу N А55-34661/2009 (судья Корнилов А.Б.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Транс-Флот“, г. Самара,

к Межрайонной ИФНС N 18 по Самарской области, г. Самара,

к Управлению ФНС России по Самарской области, г. Самара,

третьи лица: открытое акционерное общество “НК “Роснефть“, г. Москва,

ОАО “ТАИФ-НК“, Республика Татарстан, г. Нижнекамск,

о признании недействительными решений,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Транс-Флот“ (далее - ООО “Транс-Флот“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 10.07.2009 N 10083 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 10.07.2009 N 22 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, а также решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 01.09.2009 N 03-15/20884 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы и обязании Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области возместить ООО “Транс-Флот“ налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 711784 руб. (т. 1 л.д. 3 - 10, т. 2 л.д. 89 - 91).

Определением суда от 10.12.2009 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - открытое акционерное общество “НК “Роснефть“,
ОАО “ТАИФ-НК“ (т. 2 л.д. 80).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2010 по делу N А55-34661/2009 признаны недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.07.2009 N 10083; решение об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 10.07.2009 N 22, решение Управления ФНС России по Самарской области по результатам рассмотрения апелляционной жалобы от 01.09.2009 N 03-15/20884. Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, приняв решение о возмещении ООО “Транс-Флот“ НДС в сумме 711784 руб. (т. 3 л.д. 58 - 60).

В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 63 - 66).

ООО “Транс-Флот“ апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

ОАО “ТАИФ-НК“ апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в пояснениях по делу.

Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области апелляционную жалобу поддержало по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

ОАО “НК “Роснефть“ отзыв на апелляционную жалобу не представило.

На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.

Представитель Управления поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

Представитель Общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив
обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 19.02.2009 ООО “Транс-Флот“ представлена в Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области уточненная налоговая декларация по НДС за декабрь 2007 года, в которой по разделу 5 заявлена к возмещению из бюджета сумма НДС в размере 1227923 руб.

По представленной декларации налоговым органом проведена проверка и составлен акт от 02.06.2009 N 12573.

По результатам рассмотрения материалов дела, налоговым органом вынесены решения от 10.07.2009 N 10083 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 10.07.2009 N 22 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Не согласившись с принятыми решениями, Обществом подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Самарской области.

Решением Управления ФНС России по Самарской области от 01.09.2009 N 03-15/20884 в удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

В ходе камеральной проверки декларации налоговым органом установлено, что ООО “Транс-Флот“, оказывая услуги по транспортировке груза в соответствии с договором чартер-партия N 03/07-07 от 03.07.2007 с “Naron Oil Group Limited“, Британские Виргинские острова, чартер-партия N 05/07-07 от 05.07.2007 с “Naron Oil Group Limited“, Британские Виргинские острова осуществляло транспортировку грузов (мазут), не помещая их под таможенный режим экспорта на момент оказания услуг по перевозке (так как принятие груза в порту Самара, произведено до оформления разрешения на помещение его под таможенный режим экспорта), в связи с чем, по мнению налогового органа, груз не может считаться экспортным. Соответственно, применение ООО “Транс-Флот“
ставки 0 процентов, согласно пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неправомерно, поскольку ООО “Транс-Флот“ оказывало услуги по транспортировке товаров, не помещенных под таможенный режим экспорта на момент оказания услуг по перевозке.

Выводы налогового органа основаны на толковании положений ст. 164 НК РФ, связывающем применение ставки НДС в размере 0% с наступлением факта помещения товара, по поводу которого оказываются услуги по транспортировке, под таможенный режим экспорта, считая, что днем начала периода, в котором груз будет считаться экспортным, будет день выпуска товаров таможенным органом в соответствии со ч. 3 ст. 157 Таможенного Кодекса Российской Федерации.

Общество считает, что проверяющие, делая такие выводы, необоснованно сузили понятие “товара, вывезенного в таможенном режиме экспорта“, а также услуг, оказываемых российскими организациями, непосредственно связанных с экспортом таких товаров, по сравнению с понятием, содержащимся в НК РФ.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 164 НК РФ с учетом положений Таможенного кодекса Российской Федерации и в связи с положениями ст. 165 НК РФ (порядок и состав представления подтверждающих документов) предусмотрено, что условием применения налоговой ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, включая работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги) является факт вывоза
указанных товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации и представление в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Требования об обязательном помещении товара под таможенный режим экспорта до момента начала оказания рассматриваемых услуг указанная норма не содержит.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что материалы камеральной проверки полностью подтверждают, что товар фактически был вывезен за пределы Российской Федерации и Обществом представлен в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ, поэтому отказ в применении ООО “Транс-Флот“ налоговой ставки 0 процентов, является незаконным и противоречащим пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ в случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами осуществляется вне региона деятельности пограничного таможенного поста, для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговый орган представляются следующие документы: копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с отметкой “Погрузка разрешена“ российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров, а также с отметкой пограничного таможенного органа, подтверждающей вывоз товара за пределы территории Российской Федерации, копию коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе “Порт разгрузки“ указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Налогоплательщиком представлены все поручения на отгрузку экспортных товаров с отметкой пограничного таможенного органа, однако, в акте, и в решении налогового органа указано, что такие документы обществом не представлены.

При подаче апелляционной жалобы в Управление ФНС России по Самарской
области Обществом были приложены реестры документов, прикладываемых к декларации, из которых видно, что ООО “Транс-Флот“ представлены поручения на отгрузку экспортных товаров с отметкой пограничного таможенного органа, осуществившего выпуск товара, несмотря на это, в решении УФНС России по Самарской области сделана ссылка, что представленные Обществом поручения на отгрузку не содержат отметок таможенного органа “Погрузка разрешена“, что не соответствует фактическим документам.

Как видно из материалов дела, ООО “Транс-Флот“, заключив контракт с покупателем (экспортером), как перевозчик, оказывающий услуги по транспортировке нефтепродуктов (экспортного товара), дополнительно к цене реализуемых услуг в соответствии со ст. ст. 168, 169 НК РФ предъявил к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0%.

Данная ставка налога установлена нормами налогового кодекса и налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Следовательно, выводы, содержащиеся в решении налогового органа, о том, что операции по транспортировке (перевозке) нефтепродуктов, вывезенных в таможенном режиме экспорта, по контрактам, заключенным с “Naron Oil Group Limited“, Британские Виргинские острова, должны облагаться НДС по ставке 18%, судом первой инстанции правильно признаны ошибочными и не соответствующими НК РФ.

Исходя из смысла налогового законодательства, применение ставки НДС в размере 0% при оказании услуг по перевозке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта по контрактам, заключенным с покупателем экспортером за пределы таможенной территории Российской Федерации, является не правом налогоплательщика при условии последующего документального подтверждения, а его обязанностью, установленной ст. 164 НК РФ.

Операции, названные в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежат налогообложению по ставке 0% при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим
экспорта на момент совершения данных операций либо, если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

Согласно представленного налогоплательщиком пакета документов, а именно поручений на отгрузку экспортных товаров, то видно, что по своему характеру операции, осуществленные ООО “Транс-Флот“, относятся к операциям, осуществленным только в отношении экспортных товаров.

Как видно из материалов дела, ООО “Транс-Флот“ были представлены все необходимые товаросопроводительные документы, исходя из содержания ст. 165 НК РФ, которая гласит, что при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено п. 5 ст. 165, представляются в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации в соответствии с пп. 2 и 3 п. 164 НК РФ) (пп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ). Положения этого подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных пп. 4 п. 1 настоящей статьи. То есть, налогоплательщик при вывозе товара в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации обязан представить в налоговый орган:

копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта погрузки с отметкой “Погрузка разрешена“ пограничной таможни Российской Федерации;

копию коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе “Порт разгрузки“ указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Предоставление этих документов обязательно, но не исключительно. Вводя понятие
иных документов в пп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ, и в сочетании со смыслом пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, законодатель обязывает налогоплательщика доказать, что работа (услуга) была оказана по транспортировке или перевозке товара, который был вывезен в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что ООО “Транс-Флот“ были представлены документы в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ, а именно поручения на погрузку судов в порту Санкт-Петербурга с отметкой Балтийской таможни “Погрузка разрешена“, в которых есть отметка о том, с каких судов перегружен был товар по пути следования в порт Санкт-Петербурга для дальнейшего следования за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также коносаменты, содержащие сведения в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ. Кроме того, перевалку именно этого груза с судов ООО “Транс-Флот“ подтверждают следующие документы:

акты приема нефтепродуктов на хранение, где указаны отправитель/грузовладелец - ОАО “НК “Роснефть“ и грузополучатель - компания “Уотервей Петролеум Лтд.“, Британские Виргинские острова, оформляемые при погрузке нефтепродукта на суда ООО “Транс-Флот“;

накладные на перевозку нефтепродуктов наливом, оформляемые при перевалке нефтепродукта на суда, следующие рейсом до порта Санкт-Петербург, где указано, с каких судов осуществлена перевалка нефтепродукта.

Указанные документы соответствуют понятию иные документы, содержащемуся в пп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ.

В решении налогового органа подлинность вышеуказанных документов и реальность произведенных в рамках генерального контракта между ОАО “НК “Роснефть“ и Компания “Уотервей Петролеум Лтд.“, Британские Виргинские острова, хозяйственных операций не оспаривается, при этом не оценивается вся хозяйственная операция по экспорту мазута в целом.

В
соответствии с генеральным контрактом между ОАО “НК “Роснефть“ и Компания “Уотервей Петролеум Лтд.“, Британские Виргинские острова, мазут считается поставленным на экспорт и принятым покупателем с момента передачи Товара речному перевозчику в портах Самара, Нижнекамск. Следовательно, как уже говорилось выше, заключив контракт с покупателем (экспортером), ООО “Транс-Флот“, как перевозчик, оказывающий услуги по транспортировке нефтепродуктов (экспортного товара), дополнительно к цене реализуемых услуг был обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки 0%.

Таким образом, в налоговый орган представлены поручения на погрузку экспортного груза, на которых наличествует отметка таможенного органа “Погрузка разрешена“. В поручениях на погрузку судов ООО “Транс-Флот“ в портах Самара, Нижнекамск не может быть такой отметки, поскольку в этих городах нет пограничного таможенного органа (и такая ситуация прямо предусмотрена НК РФ), но налоговый орган данного обстоятельства при вынесении оспариваемых решений не учел.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ООО “Транс-Флот“ представлены все документы в соответствии с требованиями НК РФ, подтверждающие оказание услуг по перевозке ООО “Транс-Флот“ экспортного товара, то есть товара, вывезенного в таможенном режиме экспорта, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, в связи с чем, заявленная к вычету сумма НДС в разделе 5 уточненной декларации по НДС за декабрь 2007 года в размере 1227923 руб. подлежит возмещению ООО “Транс-Флот“ за период декабря 2007 года в полном объеме.

В рамках генерального контракта от 21.03.2005 N 0000705/0416К, между ОАО “НК “Роснефть“ и Компанией “Утервей Петролеум Лтд.“, Британские Виргинские острова заявитель выполнял услуги по сопровождению и транспортировке нефтепродуктов на протяжении всего 2007 года и представлял в инспекцию налоговые декларации по налоговой ставке 0 процентов в течении всего года и налоговым органом был сделан вывод о правомерности применения ставки 0 процентов за период октябрь 2007 года.

Аналогичные хозяйственные операции, осуществленные Обществом по аналогичному пути следования и с идентичным пакетом документом в соответствии со ст. 165 НК РФ были признаны налоговым органом экспортными и сделан вывод о правомерности применения ставки 0%.

Аналогичные вводы содержатся в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу А55-20246/2009, по спору между теми же сторонами и о том же предмете.

Удовлетворяя заявленные требования, в части признания недействительным решения Управления ФНС России по Самарской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. Порядок рассмотрения жалобы регулируется статьями 139 - 141 НК РФ.

Как следует из содержания ч. 2 ст. 140 НК РФ, по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа, отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении, изменить решение или вынести новое решение.

Возможность апелляционного обжалования предусмотрена законодателем в целях дополнительной защиты прав налогоплательщика. Очевидно, что в случае установления нарушений требований законодательства, вышестоящий налоговый орган должен отменить (изменить) проверяемый акт нижестоящей инспекции. В оспариваемом решении по апелляционной жалобе, Управления ФНС России по Самарской области, утвердила решение нижестоящей инспекции.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что признавая недействительным решение Межрайонной ИФНС N 18 по Самарской области, следует признать неправомерным также и решение Управления ФНС России по Самарской области.

Положениями ч. 4 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом. Как указывалось выше, оспариваемые решения вынесены налоговым органом 10.07.2009, с заявлением о признании их недействительными Общество обратилось 12.11.2009 (т. 1 л.д. 3).

Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что срок на подачу заявления не пропущен Обществом, поскольку до принятия решения вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе, то есть до 01.09.2009, Общество не мог знать о нарушении его прав налоговым органом.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил Обществу заявленные требования.

Суд первой инстанции правильно указал, что Общество, в качестве устранения допущенных нарушений своих прав и законных интересов, просит обязать налоговый орган возместить ему НДС в сумме 711784 руб., однако, возмещение налога возможно при наличии заявления налогоплательщика, подаваемого после принятия решения о его возмещении.

Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ налоговый орган следует обязать принять решение о возмещении соответствующей суммы налога на добавленную стоимость.

Ссылка налогового органа в апелляционной жалобе на судебную практику, является необоснованной, так как данные судебные акты не имеют отношение к рассматриваемому спору.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 НК РФ относятся на налоговый орган, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2010 года по делу N А55-34661/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

В.Е.КУВШИНОВ

Судьи

Е.Г.ФИЛИППОВА

В.С.СЕМУШКИН