Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 по делу N А46-6212/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за невыполнение обязанности по очистке от снежно-ледяных образований до усовершенствованного покрытия территории, прилегающей к водоразборной колонке в радиусе пяти метров.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2010 г. по делу N А46-6212/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Кливера Е.П., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания: Моисеенко Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4584/2010) открытого акционерного общества “ОмскВодоканал“ на решение Арбитражного суда Омской области от 20.05.2010 по делу N А46-6212/2010 (судья Голобородько Н.А.), по заявлению открытого акционерного общества “ОмскВодоканал“ к Административной комиссии Ленинского Административного округа г. Омска

о признании незаконным протокола об административном правонарушении N ЛБЛ-236-10 от 18.03.2010,

при участии в судебном заседании представителей:

от
ОАО “ОмскВодоканал“ - Пархомчук И.В. по доверенности N 15/172 от 14.07.2010 сроком действия до 13.10.2010 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от Административной комиссии ЛАО г. Омска - Матвеев В.С. по доверенности N 735-АК/1 от 11.03.2010, действительной в течение 1 года (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения),

установил:

Решением от 20.05.2010 по делу N А46-6212/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований открытого акционерного общества “ОмскВодоканал“ (далее - заявитель, Общество, ОАО “ОмскВодоканал“) о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Ленинского Административного округа города Омска (далее - административный орган, комиссия) N ЛБЛ-236-10 от 18.03.2010.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции, исходил из того, что материалами дела подтвержден факт наличия в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 32 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ “Кодекс Омской области об административных правонарушениях“, привлечение ОАО “ОмскВодоканал“ к административной ответственности административным органом осуществлено в рамках представленных ему полномочий, с соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности, обществу назначен штраф в минимальном размере, установленном санкцией статьи 32 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ “Кодекс Омской области об административных правонарушениях“.

Кроме того, судом первой инстанции был отклонен довод подателя жалобы о том, что протокол, составленный на основании данной проверки не может служить доказательством по делу об административном правонарушении в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в нарушение части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ у административный органа отсутствовали
основания для проведения внеплановой проверки указанные в означенной норме. Суд первой инстанции, отклоняя указанный довод, исходил из того, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не распространяются на проверки, проводимые без содействия с проверяемым лицом.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что к спорной ситуации должны быть применимы положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а именно, проверка соблюдения Обществом Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Омска, на основании результатов которой Общество было привлечено к административной ответственности подлежит проведению в строгом соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Поскольку оснований для проведения внеплановой проверки деятельности заявителя, установленных названным законом не имелось, то и не имелось оснований для составления протокола на основании результатов нелегитимной проверки.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.

20.01.2010 ведущим специалистом отдела контроля Административно-технической инспекции Администрации города Омска было выявлено нарушение Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, а именно, было установлено, что по состоянию на 15 час. 58 мин территория в радиусе 5 метров, прилегающая к водоразборной колонке по адресу: улица 10-я Чередовая - 2-й Украинский переулок, не очищена от снежно-ледяных образований до усовершенствованного покрытия.

В связи с указанными обстоятельствами 22.01.2010 Административно-технической инспекцией Администрации города Омска в отношении ОАО “ОмскВодоканал“ был составлен протокол N 73 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена
статьей 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N ЛБЛ-236-10 18.03.2010 административной комиссией Ленинского административного округа города Омска вынесено постановление по делу об административном правонарушении N ЛБЛ-236-10, согласно которому ОАО “ОмскВодоканал“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.

Полагая, что привлечение к административной ответственности незаконно, ОАО “ОмскВодоканал“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.03.2010, вынесенного по делу об административном правонарушении N ЛБЛ-236-10.

20.05.2010 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

Согласно статье 137 Решения Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 45 “О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска“ обязанность по очистке территории около водоразборных колонок от мусора, а в зимний период от снежно-ледяных образований до усовершенствованного покрытия, в радиусе пяти метров несут собственники водоразборных колонок либо лица, которым данное имущество передано в хозяйственное ведение, оперативное управление либо аренду.

В соответствии со статьей 32 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ “Кодекс Омской области об административных правонарушениях“ нарушение установленных органами местного самоуправления Омской области правил, норм, требований по обеспечению чистоты и порядка на территориях общего пользования муниципальных образований Омской области, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 41 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических
лиц в размере от трех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует и заявителем по существу не оспорено, что в ходе проверки административным органом было установлено, что по состоянию 15 час. 58 мин. ОАО “ОмскВодоканал“ не очищена от снежно - ледяных образований до усовершенствованного покрытия территория, прилегающая к водоразборной колонке в радиусе пяти метров, расположенной по адресу: 10-я Чередовая - 2-й Украинский переулок.

Указанные обстоятельства административный орган подтвердил протоколом об административном правонарушении от 22.01.2010 N 73, приложенными к нему фотоматериалами и объяснением ведущего специалиста отдела контроля Административно - технической инспекции Администрации г. Омска Яковлева В.И.

При названных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что обществом было допущено нарушение требований статьи 137 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска.

Апелляционная коллегия находит несостоятельным утверждение заявителя о том, что протокол об административном правонарушении не является доказательством по делу об административном правонарушении, поскольку составлен по результатам проверки, оснований, для осуществления которой у административного органа не было.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Пунктом 3 названной статьи установлено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно положениям пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Между тем частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются
к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Поскольку подателем жалобы не представлено в материалы дела доказательств направления в ходе проведения проверки административным органом в адрес Общества каких-либо обязательных к исполнению предписаний, требований и осуществления иных мероприятий, требующих от заявителя осуществления мероприятий направленных на обеспечение осуществления инспекцией проверки, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в ходе проверки взаимодействия административного органа с Обществом.

В силу того, что сотрудником Административно-технической инспекции Администрации г. Омска была проведена проверка по вопросу соблюдения и исполнения правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, проведение которой не предполагало взаимодействия с проверяемыми лицами, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у административного органа оснований проводить означенную проверку в порядке, предписанном положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

При названных обстоятельствах апелляционная коллегия находит протокол об административном правонарушении допустимым доказательством по делу об административном правонарушении, а приведенные доводы заявителя ошибочными.

При этом также необходимо отметить, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены основания для возбуждения дела об административном правонарушении, в числе которых указано непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 1 статьи 28.1).

Поскольку сотрудником Административно-технической инспекции Администрации г. Омска в ходе проверки были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о
совершении Обществом административного правонарушения, апелляционный суд приходит к выводу о наличии у Административно-технической инспекции правовых оснований для составления протокола об административном правонарушении. Иной подход противоречил бы общему порядку производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованны.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 20.05.2010 по делу N А46-6212/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи

Е.П.КЛИВЕР

О.А.СИДОРЕНКО