Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 по делу N А46-24728/2009 По делу об обязании (понуждении) заключить договор на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства - жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания на предложенных условиях и произвести подключение систем водоснабжения и водоотведения от вышеуказанного объекта капитального строительства к соответствующим сетям инженерно-технического обеспечения города.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2010 г. по делу N А46-24728/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.П.,

судей Гергель М.В., Глухих А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3816/2010) открытого акционерного общества “Омск Водоканал“ на решение Арбитражного суда Омской области от 02.04.2010, принятое по делу N А46-24728/2009 (судья Аристова Е.В.) по иску закрытого акционерного общества “Завод сборного железобетона N 6“ к открытому акционерному обществу “ОмскВодоканал“, третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города
Омска об обязании заключить договор,

при участии в судебном заседании представителей:

от закрытого акционерного общества “Завод сборного железобетона N 6“ - Масорова И.В., доверенность от 30.12.2009; Масоров В.В., доверенность от 30.12.2009; Полубоярских Д.С., доверенность от 04.09.2010; Токарев Д.Н., доверенность от 01.06.2010;

от открытого акционерного общества “ОмскВодоканал“ - Доминяк Е.Н, доверенность N 15/8 от 11.01.2010; Квитко В.В., доверенность N 15/138 от 31.05.2010;

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - не явились;

установил:

Закрытое акционерное общество “Завод сборного железобетона N 6“ (далее - ЗАО “ЗСЖБ N 6“, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском об обязании (понуждении) открытого акционерного общества “ОмскВодоканал“ (далее - ОАО “ОмскВодоканал“, ответчик) заключить договор от 01.08.2009 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства - жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания, расположенного в городе Омске по адресу: ул. Поселковая (1-я очередь: жилые дома стр. N 1, 2 и газовая котельная). В исковом заявлении истец также просил обязать (понудить) ответчика произвести подключение систем водоснабжения и водоотведения от вышеуказанного объекта капитального строительства к соответствующим сетям инженерно-технического обеспечения города.

Определением Арбитражного суда Омской области от 01.03.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.

До принятия решения арбитражным судом истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил предмет иска и просил обязать (понудить) ОАО “ОмскВодоканал“ заключить договор от 01.08.2009 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства - жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания, расположенного в городе Омске по
адресу: ул. Поселковая (1-я очередь: жилые дома стр. N 1, 2 и газовая котельная) на следующих существенных условиях:

1. В соответствии с настоящим договором заказчик принимает на себя обязательства по строительству за свой счет необходимых сетей водопровода и канализации (согласно согласованного проекта 108/5-07-НВК), предоставлению возможности для подключения строящегося (реконструируемого, построенного, но не подключенного) объекта капитального строительства жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания по ул. 1-я Поселковая (1-я очередь: жилые дома стр. N 1, 2 и газовая котельная) в Советском административном округе города Омска, а исполнитель обязуется подключить заказчика к сетям водоснабжения и водоотведения без взимания платы.

2. Заявленная нагрузка составляет: вода - 313,21 куб. м/сут., стоки - 290,27 куб. м/сут.

3. Местоположение точек подключения к городской сети диаметром Д=400 мм, проложенной по ул. 4-я Поселковая (1-й ввод), к городской сети диаметром Д=300 мм, проложенной по ул. Блюхера (2-й ввод).

4. Присоединение (врезка) внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта осуществляется заказчиком на основании отдельного договора, заключаемого преимущественно с исполнителем. Плата за указанные работы по присоединению не входит в состав платы за подключение.

5. Дата подключения объекта не ранее 01.11.2009.

6. Стоимость услуг по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя по настоящему договору приравнивается к стоимости работ по строительству необходимых сетей водоснабжения и водоотведения, выполненных заказчиком по согласованной проектной документации с ОАО “ОмскВодоканал“.

7. Обязанность по приобретению и установлению в точках подключения приборов (узлов) учета ресурсов несет заказчик,

и на иных условиях, предложенных ЗАО “ЗСЖБ N 6“ в направленном в адрес ОАО “ОмскВодоканал“ (и полученном им) проекте договора от 01.08.2009 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения
объекта капитального строительства (оферте).

Также истец просил обязать (понудить) ответчика произвести подключение систем водоснабжения и водоотведения от вышеуказанного объекта капитального строительства - жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания, расположенного в городе Омске по адресу: ул. Поселковая (1-я очередь: жилые дома стр. N 1, 2 и газовая котельная), к соответствующим сетям инженерно-технического обеспечения города.

В обоснование требования о понуждении ответчика к заключению договора истец указывал на уклонение последнего от заключения публичного договора.

ОАО “ОмскВодоканал“ возражало против удовлетворения заявленных требований ввиду отсутствия оснований для рассмотрения спора по существу, ссылаясь на предоставление в установленный законом срок протокола разногласий к направленному истцом проекту договора. При этом ответчик указывал на отсутствие соглашения по существенным условиям договора, в частности о цене договора на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, что влечет его незаключенность.

Решением от 02.04.2010 по делу N А46-24728/2009 Арбитражный суд Омской области обязал ОАО “ОмскВодоканал“ заключить с ЗАО “ЗСЖБ N 6“ договор на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения на условиях, изложенных в резолютивной части судебного акта.

В удовлетворении исковых требований в части обязания (понуждения) ответчика произвести подключение систем водоснабжения и водоотведения от вышеуказанного объекта капитального строительства - жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания, расположенного в городе Омске по адресу: ул. Поселковая (1-я очередь: жилые дома стр. N 1, 2 и газовая котельная), к соответствующим сетям инженерно-технического обеспечения города, суд первой инстанции отказал.

Этим же решением суд взыскал с ответчика в пользу истца 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Не соглашаясь с решением суда в части удовлетворения иска, ОАО “ОмскВодоканал“ в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый
судебный акт об отказе в удовлетворении требования ЗАО “ЗСЖБ N 6“ о понуждении ОАО “ОмскВодоканал“ к заключению договора на подключение.

В апелляционной жалобе ответчик указывает, что суд первой инстанции фактически рассмотрел спор о разногласиях по договору (преддоговорный спор), самостоятельно изменив предмет заявленного истцом иска в части требования о понуждении к заключению договора.

Ответчик считает, что основания для удовлетворения требования истца о понуждении к заключению договора отсутствуют, поскольку отсутствует факт уклонения ответчика от заключения договора. Ответчик также ссылается на то, что суд в обжалуемом решении не определил существенные условия договора на подключение, а именно: местоположение точек подключения на границах земельного участка; условия подключения в виде документа, определяющего объем технических мероприятий, выполнение которых обеспечит технологическую возможность подключения заказчика к сетям водоснабжения и водоотведения; размер платы и порядок ее внесения.

ЗАО “ЗСЖБ N 6“ в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.

В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителя третьего лица.

Представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представители истца высказались согласно отзыву на апелляционную жалобу.

Стороны не заявили суду апелляционной инстанции возражений относительно проверки законности и обоснованности принятого судом решения только в обжалуемой части.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, а также выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции в соответствии с правилами части 5 статьи 268 АПК РФ проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части и пришел к выводу, что судебный акт
в данной части подлежит изменению.

Как следует из материалов дела, 18.01.2007 ОАО “ОмскВодоканал“ выдало ЗАО “ЗСЖБ N 6“ технические условия N 7/28-07 на водоснабжение и канализацию объекта - жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания по ул. 1-я Поселковая, 1 в, в объеме 1880 куб. м /сутки с подключением к городской сети диаметром 400 мм, проложенной по ул. 4-я Поселковая (1-й ввод), к городской сети диаметром 300 мм, проложенной по ул. Блюхера (2-й ввод). Как следует из указанного документа, пьезометрический напор воды в точке подключения - 25 м водяного столба; канализование надлежит осуществить подключением в ближайший колодец городского коллектора диаметром 2000 мм, проложенного по ул. Блюхера.

В соответствии с выданными ОАО “ОмскВодоканал“ техническими условиями и информацией о плате за подключение к сетям водоснабжения и канализации от 18.03.2009 N 2-1/225-09 подключение объекта - жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания по ул. 1-я Поселковая (1-я очередь: жилые дома стр. NN 1, 2 и газовая котельная) возможно к коммунальной системе водоснабжения и коммунальной системе канализации с максимальной нагрузкой в точках подключения: водопотребление - 313,21 куб. м /сутки; водоотведение - 290,21 куб. м /сутки.

Срок подключения объекта капитального строительства - до 31.12.2010, но не более срока действия настоящих технических условий (пункт 1 технических условий).

В силу пункта 6 указанных технических условий срок действия последних - 2 года с момента выдачи.

21.08.2008 ЗАО “ЗСЖБ N 6“ выданы разрешения на строительство N 55-538, 55-541 жилого квартала (1 очередь) (жилые дома N 2, 1 (соответственно)), расположенного по ул. 1-я Поселковая в Советском административном округе города Омска, сроком действия до 21.10.2009.

05.11.2009 ЗАО “ЗСЖБ N
6“ выдано разрешение на строительство N 55-829 жилого квартала (газовая котельная), расположенного по ул. 1-я Поселковая в Советском административном округе города Омска, сроком действия до 05.09.2010.

Письмом исх. от 01.09.2009 б/н ЗАО “ЗСЖБ N 6“ обратилось к ответчику с просьбой подписать договор на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения. К данному письму истец приложил проект договора и иные документы, необходимые для рассмотрения вопроса. Указанное письмо получено ответчиком 08.09.2009, о чем свидетельствует штамп регистрации входящей документации (N 11155).

Сопроводительным письмом от 08.10.2009 исх. N 4-9/7887/11155 ОАО “ОмскВодоканал“ направило истцу протокол разногласий к представленному проекту договора.

Письмом исх. от 12.10.2009 N 1236 истец возвратил ответчику протокол разногласий, указав на нарушение ОАО “ОмскВодоканал“ установленного законом срока на рассмотрение вопроса о заключении договора. При этом в данном письме истец выразил просьбу предоставить условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и канализации.

В ответ на указанное обращение истца ответчик информировал последнего об отказе в выдаче условий подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и канализации (письмо исх. от 10.11.2009 N 9-1/9106/09).

Отсутствие действий со стороны ответчика по подписанию представленного проекта договора послужило основанием обращения истца в суд с иском о понуждении к заключению договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (статья 421 ГК РФ).

Согласно статье 426 ГК
РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Договор о подключении к системам коммунальной инфраструктуры является публичным договором и заключается в порядке, установленном ГК РФ, с соблюдением особенностей, определенных Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктур) (пункт 5 названных Правил).

Договор о подключении заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон (пункт 6 названных Правил).

По смыслу пунктов 2, 3 названных Правил, пункта 3 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила подключения), договор о подключении заключается между заказчиком - физическим или юридическим лицом, осуществляющим на принадлежащем ему на
праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, и исполнителем - организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившей технические условия подключения (в данном случае - ОАО “ОмскВодоканал“).

В силу пункта 1 статьи 160, статьи 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Согласно пункту 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Офертой признается адресованное одному или нескольким лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, его сделавшего, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Оферта (предложение заключить договор) не может быть направлена заказчиком исполнителю ранее получения заказчиком технических условий, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение таких условий (пункт 7 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры).

Как указывалось выше, ЗАО “ЗСЖБ N 6“ располагает техническими условиями на водоснабжение и канализацию объекта, выданными ОАО “ОмскВодоканал“.

Судом первой инстанции установлено и ответчиком не оспаривается, что ЗАО “ЗСЖБ N 6“ направило ОАО “ОмскВодоканал“ проект договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения от 01.08.2009 с приложением документов (оферту). Согласно почтовому уведомлению (т. 1, л.д. 8) оферта была получена ответчиком 08.09.2009.

В соответствии с пунктом 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта,
либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Согласно пункту 11 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры исполнитель обязан в течение 30 дней с даты получения оферты и документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, направить заказчику подписанный со своей стороны проект договора о подключении (протокол разногласий по условиям оферты - при наличии разногласий) либо мотивированный отказ от заключения договора.

Из материалов дела не следует, что ОАО “ОмскВодоканал“ в установленный срок подписало проект договора или предложило заключить договор на иных условиях, чем было предложено в оферте.

Ответчик, заявляя о составлении протокола разногласий к проекту договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, не представил доказательства его направления либо вручения истцу в установленный срок.

На сопроводительном письме ОАО “ОмскВодоканал“ от 08.10.2009 исх. N 4-9/7887/11155 имеется отметка о вручении его представителю истца только 12.10.2009 по истечении установленного срока. Доводы апелляционной жалобы ответчика о вручении протокола разногласий истцу 08.10.2009 не нашли подтверждения в материалах дела.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с утверждением истца об уклонении ответчика от заключения договора.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что протокол разногласий как полученный за пределами установленного срока был возвращен истцом ответчику сопроводительным письмом от этой же даты и получен ответчиком 23.10.2009.

В силу пункта 2 статьи 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами (пункт 3 статьи 445 ГК РФ).

Ответчик не заявил о возникновении между сторонами преддоговорного спора, подлежавшего разрешению судом по правилам статьи 446 ГК РФ.

Таким образом, нельзя считать, что ответчик, действуя добросовестно, выполнил предписания изложенных выше норм права и надлежащим образом осуществил все необходимые действия для заключения договора с истцом.

Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Право заказчика обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора о подключении при необоснованном уклонении исполнителя от заключения договора предусмотрено пунктом 18 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.

Истец в соответствии с правилами пункта 4 статьи 445 ГК РФ обратился в арбитражный суд с иском о понуждении ответчика к заключению договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения.

В силу статьи 4 АПК РФ выбор способа защиты нарушенного права принадлежит заинтересованному лицу.

В соответствии со статьями 49, 125 АПК РФ истец определяет предмет и основания иска, суд по свой инициативе не вправе изменить предмет или основание иска.

В определении от 11.02.2010 по делу N А46-24728/2009 суд первой инстанции предложил истцу уточнить предмет исковых требований с учетом положений статей 445, 446 ГК РФ. Однако истец не изменял предмет иска.

Рассмотрение судом спора о понуждении к заключению договора предполагает вынесение решения о понуждении или отказе в понуждении к заключению договора на определенных существенных условиях.

По спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор (статья 173 АПК РФ).

Принимая решение о понуждении ответчика к заключению договора, суд первой инстанции в резолютивной части судебного акта изложил редакцию договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, высказался по всем предложенным истцом условиям договора и рассмотрел при этом по существу возражения, заявленные ответчиком в протоколе разногласий относительно условий предложенного истцом проекта договора.

Суд первой инстанции определил условия договора, в том числе и те, которые не являются существенными, несмотря на то, что стороны не заявляли требование об урегулировании разногласий по договору, не передавали разногласия (преддоговорный спор) на разрешение суда в установленном порядке.

Таким образом, суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, что привело к принятию по делу в обжалуемой части неправильного судебного акта. Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 270 АПК РФ является основанием для изменения решения в данной части.

Принимая в обжалуемой части новый судебный акт, суд апелляционной инстанции учитывает следующие обстоятельства.

В силу пункта 2 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, принятых в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является процессом, дающим возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

Пунктом 4 названных Правил установлен порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включающий следующие этапы: подачу заказчиком заявления о подключении; заключение договора о подключении; выдачу исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для присоединения), которые не противоречат техническим условиям, ранее полученным заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек; выполнение заказчиком условий подключения; проверку исполнителем выполнения заказчиком условий подключения; присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении; выполнение условий подачи ресурсов.

Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83).

Наличие обстоятельств, препятствующих заключению договора о подключении с истцом, судом апелляционной инстанции не установлено.

Основаниями для отказа от заключения договора о подключении являются: отсутствие у заказчика технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение таких условий); истечение срока действия технических условий, в том числе в течение 30 дней с даты получения исполнителем оферты; превышение заявленной в оферте нагрузкой максимальной нагрузки, указанной в технических условиях, выданных заказчику, при отказе заказчика уменьшить эту нагрузку до величины, установленной техническими условиями (пункт 17 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры).

Судом установлено, что 18.01.2007 истцу были выданы технические условия N 7/28-07 на водоснабжение и канализацию объекта - жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания по ул. 1-я Поселковая, 1в, в объеме 1880 куб. м /сутки с подключением к городской сети диаметром 400 мм, проложенной по ул. 4-я Поселковая (1-й ввод), к городской сети диаметром 300 мм, проложенной по ул. Блюхера (2-й ввод).

В дальнейшем, 18.03.2009 истцу выданы технические условия N 2-1/225-09, согласно которым подключение объекта - жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания по ул. 1-я Поселковая возможно к коммунальной системе водоснабжения и коммунальной системе канализации.

Выдача истцу ответчиком технических условий на подключение свидетельствует о технической возможности подключения объекта строительства и возможности заключения договора на подключение. В силу пункта 13 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствие на момент запроса технических условий резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса, или резерва мощности либо отсутствие возможности устранения ограничений является основанием для отказа в выдаче технических условий. Доказательств наличия технических препятствий для подключения спорного объекта строительства к системе водоснабжения и канализации в материалы дела не представлено.

Исследовав в совокупности представленные в дело доказательства и принимая во внимание фактические основания выдачи истцу технических условий от 18.01.2007 N 7/28-07 и технических условий от 18.03.2009 N 2-1/225-09, суд критически оценивает довод ответчика о том, что названные документы не являются основаниями для определения необходимых условий в целях заключения договора на подключение.

В силу пункта 18 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры бремя доказывания наличия оснований для отказа от заключения договора о подключении лежит на исполнителе. Ответчик в нарушение требований статьи 65 АПК РФ наличие таких оснований не доказал.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Предмет договора о подключении определен в пункте 2 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.

Согласно положениям названного пункта Правил по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

Как следует из уточненного искового заявления (т. 1, л.д. 121 - 124), истец просил обязать ответчика заключить договор, в соответствии с которым заказчик принимает на себя обязательства по строительству за свой счет необходимых сетей водопровода и канализации (согласно согласованного проекта 108/5-07-НВК), предоставлению возможности для подключения строящегося (реконструируемого, построенного, но не подключенного) объекта капитального строительства жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания по ул. 1-я Поселковая (1-я очередь: жилые дома стр. N 1, 2 и газовая котельная) в Советском административном округе города Омска (далее - “объект“), а исполнитель обязуется подключить заказчика к сетям водоснабжения и водоотведения без взимания платы. Данная формулировка предмета договора предложена в пункте 1.1. проекта договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения от 01.08.2009.

Суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 4 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, пункта 2 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения подготовка системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и предоставление возможности для подключения объекта предусматривается как обязательство исполнителя. В то же время суд апелляционной инстанции принимает во внимание обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что истец помимо действий по подготовке объекта строительства к подключению принял на себя осуществление мероприятий по прокладке необходимых сетей.

В связи с изложенным и в соответствии с пунктом 2 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры предмет договора между сторонами следует определить следующим образом: “В соответствии с настоящим договором заказчик принимает на себя обязательства по строительству за свой счет необходимых сетей водопровода и канализации (согласно согласованного проекта 108/5-07-НВК) для подключения строящегося (реконструируемого, построенного, но не подключенного) объекта капитального строительства жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания по ул. 1-я Поселковая (1-я очередь: жилые дома стр. NN 1, 2 и газовая котельная) в Советском административном округе города Омска (далее - “объект“), а исполнитель обязуется подключить объект к сетям водоснабжения и водоотведения“.

В силу статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, пункта 12 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон по следующим существенным условиям: размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения; местоположение точек подключения на границах земельного участка; условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства; размер платы за подключение и порядок ее внесения.

При проверке обоснованности требования истца о понуждении ответчика к заключению договора на определенных существенных условиях суд апелляционной инстанции считает необходимым руководствоваться техническими“условиями, выданными ответчиком истцу, поскольку последние в силу пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должны содержать данные о максимальной нагрузке в возможных точках подключения, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Размер нагрузки, определенный в оферте истца (пункт 1.3 проекта договора) составляет 313,21 куб. м /сут. на водопотребление, 290,27 куб. м /сут. на водоотведение и не превышает максимальный размер нагрузки, указанный в технических условиях от 18.03.2009 N 2-1/225-09, что соответствует пункту 13 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.

Дата подключения объекта не ранее 01.11.2009 (пункт 1.8. проекта договора), указанная истцом в качестве существенного условия договора, не может быть использована для целей договора, поскольку она не позволяет определенно установить момент подключения и на день рассмотрения спора судом уже наступила. В технических условиях 18.03.2009 N 2-1/225-09 указан срок подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и канализации до 31.12.2010. Ответчик против указанной даты возражений в суде не высказал.

В соответствии с пунктом 2 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения точка подключения представляет собой место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Местоположение точек подключения определено в проекте 108/5-07-НВК, который согласован истцом с ответчиком, иными заинтересованными организациями и зарегистрирован в Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска как уполномоченном органе местного самоуправления. В названном проекте предусмотрены и согласованы схемы прокладки систем водоснабжения и канализации (план сетей водопровода и канализации), используемых при подключении объекта строительства - жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания по ул. 1-я Поселковая в САО г. Омска.

Согласованный сторонами настоящего спора проект 108/5-07-НВК предусматривает строительство силами истца сетей водопровода и канализации до точек подключения, определенных соответствующими техническими условиями и графически обозначенных в данном проекте.

Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что местоположение точек подключения согласовывалось при выдаче технических условий 2007 года, которые в силу пункта 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации входят в состав проектной документации.

В соответствии с пунктом 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения точки подключения были определены на границе существующих сетей инженерно-технического обеспечения города и сетей, строительство которых обеспечивалось истцом.

Согласно пункту 16 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения точка присоединения к системам водоснабжения и (или) водоотведения, а также очистки сточных вод (адрес, номер колодца или камеры) указывается в условиях подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, предоставляемых заказчику исполнителем.

Согласно пункту 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения выдача исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для присоединения) является следующим этапом после заключения договора о подключении.

Суд апелляционной инстанции учитывает, что сам ответчик, составляя протокол разногласий, ведя переписку с истцом и при рассмотрении дела в суде (т. 2 л.д. 124, 126), исходил из того, что условия подключения будут выданы исполнителем заказчику после заключения договора о подключении и будут являться неотъемлемой частью договора (приложением).

Доводы ответчика о том, что при выдаче условий подключения местоположение точек подключения может быть изменено, не является основанием считать, что такое существенное условие договора о подключении в настоящее время не может быть установлено.

Условия подключения не должны противоречить техническим условиям, ранее полученным заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка (пункт 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения).

По смыслу пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения срок действия технических условий составляет не менее 2 лет, параметры выданных технических условий могут быть изменены по истечении срока их действия. Сведений об изменении параметров, указанных в технических условиях 2007 года, не представлено.

При выдаче технических условий по заявлению правообладателя земельного участка по истечении срока действия прежних организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия с учетом принятых в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 12 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения).

Суд апелляционной инстанции полагает возможным понудить ответчика к заключению договора о подключении с учетом согласования точек подключения в проекте N 108/5-07-НВК, на который имеется ссылка в формулировке предмета договора.

В соответствии с установленной в нормативном акте процедурой подключения объекта капитального строительства к сетям коммунальной инфраструктуры и пунктом 2 технических условий от 18.03.2009 N 2-1/225-09 стороны не лишены возможности вносить изменения в согласованный проект (план) сетей водопровода и канализации и договор с учетом условий подключения объекта капитального строительства. Согласно пункту 24 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры изменение условий договора о подключении осуществляется по согласию сторон и оформляется дополнительным соглашением.

Порядок установления платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, размер и основания ее внесения регулирует статья 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“.

В силу подпункта 11 статьи 2, пункта 1 статьи 12 указанного Федерального закона плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - это плата, которая устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.

Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта (пункт 2 статьи 12 Закона).

В соответствии с пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры размер платы за подключение определяется одним из следующих способов:

1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.

2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка;

3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.

Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается (пункт 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения).

Плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей построенного (реконструированного) объекта капитального строительства в точке подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в состав платы за подключение не включается. Указанные работы могут осуществляться на основании отдельного договора, заключаемого заказчиком и исполнителем, либо в договоре о подключении должно быть определено, на какую из сторон возлагается обязанность по их выполнению. В случае если выполнение этих работ возложено на исполнителя, размер платы за эти работы определяется соглашением сторон (пункт 15 Правил).

Суд апелляционной инстанции исходит из того, что в соответствии с пунктами 1, 2 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в систему коммунальной инфраструктуры входят сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод. Таким образом, к объектам системы коммунальной инфраструктуры можно отнести сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, канализационно-насосные станции, очистные сооружения и другие объекты, обеспечивающих в совокупности водоснабжение конкретных объектов. Согласно пункту 2 названных Правил под сетями инженерно-технического обеспечения в данном случае понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что сторонами предусматривались мероприятия по созданию заказчиком (истцом) сетей для подключения строящегося объекта к системам коммунальной инфраструктуры (водопровод, канализация). Суд апелляционной инстанции учитывает, что истец в рамках настоящего дела потребовал обязать ответчика заключить договор о подключении с указанием максимальной нагрузки, предусмотренной выданными техническими условиями. Таким образом, подпункт 3 пункта 14 названных выше Правил не может быть применен к отношениям сторон.

Между тем, из материалов дела с очевидностью не следует, что меры по созданию, увеличению мощности, пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения, к которым планируется подключение объекта - жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания по ул. 1-я Поселковая (в том числе 1, 2 очередь строительства), были предусмотрены инвестиционной программой ОАО “ОмскВодоканал“.

Инвестиционная программа ОАО “ОмскВодоканал“ по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2010 года (далее - Инвестиционная программа) утверждена решением Омского городского Совета от 13.02.2008 N 102. Одним из оснований разработки Инвестиционной программы явилось Техническое задание по разработке данной программы, утвержденное постановлением мэра города Омска от 10.10.2007 N 780-п, сформированное на основании Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области и Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Омска на период до 2010 года, утвержденной решением Омского городского Совета от 16.05.2007 N 11.

Ответчик ссылается на то, что Инвестиционная программа предусматривает строительство внеплощадочных сетей к Северной зоне застройки города Омска (к микрорайонам), а также мероприятия, связанные с увеличением мощности и (или) пропускной способности сетей в указанной зоне, в которой расположен строящийся объект.

Однако, из плана по строительству внеплощадочных сетей к северным зонам застройки (пункт 2.4.1 Приложений NN 1, 2 к Инвестиционной программе) не следует, что указанные мероприятия необходимы для подключения создаваемых истцом объектов недвижимости к сетям водоснабжения и водоотведения.

Сети инженерно-технического обеспечения в контексте Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должны пониматься не как сети инженерно-технического обеспечения города Омска в целом, а как сети (совокупность имущественных объектов, используемых в процессе водоснабжения и водоотведения), к которым планируется подключение объекта истца.

Поэтому суд апелляционной инстанции не может принять доводы ответчика о том, что в городе Омске требуется модернизация всей сети инженерно-технического обеспечения (сетей ОАО “ОмскВодоканал“) в целом и в Инвестиционную программу включены общесистемные мероприятия по увеличению мощности северной зоны застройки.

Суд первой инстанции в определении от 01.03.2010 по настоящему делу предлагал ответчику представить документы, послужившие основанием для включения в Инвестиционную программу затрат по созданию внеплощадочных сетей (пункт 2.4.1), в том числе соотнести необходимость создания данных сетей с обстоятельствами строительства истцом жилого комплекса с предоставлением соответствующих доказательств.

В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не доказал включение в Инвестиционную программу мероприятий по модернизации, увеличению мощности и (или) пропускной способности объектов коммунальной инфраструктуры в связи с подключением к системе коммунальной инфраструктуры жилого квартала по ул. 1 Поселковая в САО г. Омска. Ответчик также не представил в материалы дела документы, подтверждающие его доводы об отнесении спорного объекта строительства к Северной зоне застройки города Омска применительно к содержанию Инвестиционной программы.

В силу Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ плата за подключение является источником финансирования Инвестиционной программы, реализация которой направлена на обеспечение потребителей соответствующими услугами надлежащего качества.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что Инвестиционной программой, утвержденной для ОАО “ОмскВодоканал“, не предусматриваются мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения в районе жилой застройки по ул. 1 Поселковая, реконструкция, строительство сетей с учетом подключения такого объекта, у суда отсутствуют основания считать, что к правоотношениям сторон подлежит применению подпункт 1 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров, предусматривающий внесение платы за подключение, определяемой как произведение тарифа на нагрузку.

Поэтому суд апелляционной инстанции не может признать, что плату за подключение следует определять из утвержденных тарифов на подключение и заявленной истцом нагрузки.

Подпунктом 2 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры установлена возможность определения размера платы за подключение по соглашению сторон, исходя из расходов по созданию сетей инженерно-технического обеспечения для подключения объекта капитального строительства при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться такой объект.

В материалы дела истцом представлены доказательства выполнения работ по прокладке сетей водоснабжения, канализации, строительству канализационной насосной станции, коллектора (локальные сметные расчеты, акты формы КС-2 и справки формы КС-3 (т. 1 л.д. 127 - 146, т. 2 л.д. 1 - 112)).

Ответчик, указывая на непредоставление истцом документов о согласовании работ, разрешительной документации, результатов испытаний, ссылаясь на проведение работ за пределами предоставленного истцу земельного участка, в суде первой инстанции не оспорил сам факт выполнения работ, а также их выполнение именно в порядке исполнения обязательств заказчика в отношениях по подключению объекта строительства к системам водоснабжения и канализации.

Возражения апелляционной жалобы ответчика относительно реализации истцом обязательств по строительству объектов коммунальной инфраструктуры для подключения объекта строительства опровергаются материалами дела.

С учетом изложенного договор о подключении подлежит заключению сторонами на условиях о плате за подключение, определяемых подпунктом 2 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.

Поскольку судом принято решение о понуждении ответчика к заключению договора, ответчик должен выполнить предусмотренные законом процедуры, необходимые для заключения договора.

Таким образом, иск ЗАО “ЗСЖБ N 6“ в части понуждения к заключению договора подлежит удовлетворению на предложенных истцом и определенных судом существенных условиях. Решение суда первой инстанции в данной части следует изменить.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика, поскольку требование апелляционной жалобы ответчика об отмене решения суда в обжалуемой части и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска о понуждении к заключению договора оставлено судом апелляционной инстанции без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 части 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 02.04.2010 по делу N А46-24728/2009 в обжалуемой части изменить.

Обязать открытое акционерное общество “ОмскВодоканал“ (исполнителя) в течение месяца со дня изготовления настоящего постановления в полном объеме заключить с закрытым акционерным обществом “Завод сборного железобетона N 6“ (заказчиком) договор о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения на следующих существенных условиях:

1. В соответствии с настоящим договором заказчик принимает на себя обязательства по строительству за свой счет необходимых сетей водопровода и канализации (согласно согласованного проекта 108/5-07-НВК) для подключения строящегося (реконструируемого, построенного, но не подключенного) объекта капитального строительства жилого квартала с комплексом социально-бытового обслуживания по ул. 1-я Поселковая (1-я очередь: жилые дома стр. NN 1, 2 и газовая котельная) в Советском административном округе города Омска (далее - “объект“), а исполнитель обязуется подключить объект к сетям водоснабжения и водоотведения.

2. Заявленная нагрузка составляет: вода - 313,21 м 3/сут., стоки - 290,27 м 3/сут.

3. Дата подключения объекта до 31.12.2010.

4. Стоимость услуг по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя по настоящему договору приравнивается к стоимости работ по строительству необходимых сетей водоснабжения и водоотведения, выполненных заказчиком по согласованной с открытым акционерным обществом “ОмскВодоканал“ проектной документации.

При незаключении договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения в указанный срок договор считается заключенным на условиях проекта договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения от 01.08.2009, представленного закрытым акционерным обществом “Завод сборного железобетона N 6“ в материалы дела (т. 1, л.д. 11 - 12).

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Т.П.СЕМЕНОВА

Судьи

М.В.ГЕРГЕЛЬ

А.Н.ГЛУХИХ