Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А46-4150/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение правил, норм, требований по обеспечению чистоты и порядка на территории общего пользования (прилегающая территория к водоразборной колонке не очищена от снежно-ледяных образований до усовершенствования покрытия).

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2010 г. по делу N А46-4150/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3933/2010) (регистрационный номер 08АП-3933/2010) открытого акционерного общества “ОмскВодоканал“ на решение Арбитражного суда Омской области от 26.04.2010 по делу N А46-4150/2010 (судья Суставова О.Ю.), принятое по заявлению открытого акционерного общества “ОмскВодоканал“ к Административной комиссии Центрального Административного округа г. Омска о признании незаконным и отмене постановления N ЦБЛ-434-10 от
10.03.2010 о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества “ОмскВодоканал“ - Чекалдина М.В. (по доверенности N 15/15 от 11.01.2010 сроком действия до 31.12.2010),

от Административной комиссии Центрального Административного округа города Омска - Давыдова Е.В. (удостоверение <...>, доверенность N 2171-АК/2 от 12.08.2009);

установил:

Решением от 26.04.2010 по делу N А46-4150/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований открытого акционерного общества “ОмскВодоканал“ (далее по тексту - ОАО “ОмскВодоканал“, Общество) о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии по Центральному административному округу г. Омска (далее по тексту - Административная комиссия по ЦАО г. Омска, Административная комиссия) по делу об административном правонарушении N ЦБЛ-434-10 от 10.03.2010 о привлечении ОАО “ОмскВодоканал“ к административной ответственности, предусмотренной статьей 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 3000 рублей.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, что выразилось в нарушении Обществом правил, норм, требований по обеспечению чистоты и порядка на территории общего пользования (по состоянию на 26.01.2010 с 10.00 до 13.00 прилегающая территория к водоразборной колонке в радиусе 5 метров, находящейся в ведении Общества, расположенной по адресу: ул. Луганская - 5-й Армии, не очищена от снежно-ледяных образований до усовершенствования покрытия), наличия вины Общества в его совершении, а также из того, что привлечение Общества к административной ответственности осуществлено административным органом в рамках его полномочий, с соблюдением срока давности и порядка привлечения к административной ответственности.

Суд первой инстанции не принял доводы Общества о нарушении
Административной комиссией части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“, указав, что данные положения не подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку специалистами Административно-технической инспекции Администрации города Омска была проведена проверка по вопросу выполнения ОАО “ОмскВодоканал“ Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45, то есть на территории общего пользования, при этом в рамках проверки не требовалось взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на ОАО “ОмскВодоканал“ не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы Общество ссылается на необоснованность отклонения судом первой инстанции доводов о нарушении положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“, поскольку проверка проводилась именно в отношении ОАО “ОмскВодоканал“, а не по вопросу соблюдения Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска в местах общего пользования.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.

Представитель Административной комиссии в устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил
следующие обстоятельства.

Специалистом 1 категории отдела контроля Административно-технической инспекции Администрации города Омска Репиной Л.В. была проведена проверка соблюдения и исполнения ОАО “ОмскВодоканал“ Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45.

В ходе проверки было установлено, что ОАО “ОмскВодоканал“ допустило нарушение правил, норм, требований по обеспечению чистоты и порядка на территории общего пользования. Так, по состоянию на 26.01.2010 с 10.00 до 13.00 прилегающая территория к водоразборной колонке (в радиусе 5 метров), находящейся в ведении ОАО “ОмскВодоканал“, расположенной по адресу: ул. Луганская - 5-й Армии, не очищена от снежно-ледяных образований до усовершенствования покрытия.

Поскольку Общество указанными действиями нарушило статьи 2, 4, 137 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45, Административно-техническая инспекция Администрации города Омска 28.01.2010 составила протокол об административном правонарушении N 72.

10.03.2010 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Административной комиссией ЦАО г. Омска было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N ЦБЛ-434-10, которым ОАО “ОмскВодоканал“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Общество, полагая, что указанное постановление Административной комиссии не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании постановления незаконным и отмене.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований Общества отказано.

Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Омской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Омской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Омской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений был принят Закон Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ “Кодекс Омской области об административных правонарушениях“ (далее по тексту - Кодекс Омской области об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях нарушение установленных органами местного самоуправления Омской области правил, норм, требований по обеспечению чистоты и порядка на территориях общего пользования муниципальных образований Омской области, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 41 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в
размере от ста до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от трех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 (далее по тексту - Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска), юридические и физические лица:

1) обязаны соблюдать чистоту и порядок на всей территории города Омска, в том числе на прилегающих и закрепленных территориях, в соответствии с настоящим решением;

2) обеспечивают содержание и уборку прилегающей и (или) закрепленной территории самостоятельно либо путем заключения договоров со специализированными организациями.

В соответствии со статьей 4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска уборка городских территорий проводится до 8 часов с поддержанием чистоты и порядка в течение рабочего дня.

Согласно статье 137 данных Правил обязанность по очистке территории около водоразборных колонок от мусора, а в зимний период от снежно-ледяных образований до усовершенствованного покрытия, в радиусе пяти метров несут собственники водоразборных колонок либо лица, которым данное имущество передано в хозяйственное ведение, оперативное управление либо аренду.

Материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 28.01.2010 N 72, подтверждается, факт нарушения Обществом статей 2, 4, 137 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, что выразилось в том, что по состоянию на 26.01.2010 с 10.00 до 13.00 прилегающая территория к водоразборной колонке (в радиусе 5 метров), находящейся в ведении ОАО “ОмскВодоканал“, расположенной по адресу: ул. Луганская - 5-й Армии, не была очищена
от снежно-ледяных образований до усовершенствования покрытия.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

У Общества имелась возможность по соблюдению требования Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска. Доказательств наличия невозможности их соблюдения Обществом не представлено.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действия Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях.

Нарушений порядка и срока давности привлечения Общества к административной ответственности суд апелляционной инстанции не находит.

Доводы Общества о нарушении Административной комиссией требований частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ суд апелляционной инстанции отклоняет по тем же основаниям, по которым суд первой инстанции не принял эти доводы.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ (далее по тексту - Федеральный закон N 294-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Часть 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ предусматривает, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В данном случае в ходе проведенной Административной комиссией проверки не требовалось и не осуществлялось взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на ОАО “ОмскВодоканал“ не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Соответственно, положения Федерального закона N 294-ФЗ в данном случае не подлежат применению.

То обстоятельство, что проверка проводилась именно в отношении ОАО “ОмскВодоканал“, на что делает акцент податель апелляционной жалобы, не меняет изложенных выводов об основаниях применения Федерального закона N 294-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального
права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 26.04.2010 по делу N А46-4150/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Ю.Н.КИРИЧЕК

Судьи

Н.Е.ИВАНОВА

О.Ю.РЫЖИКОВ