Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 по делу N А75-11391/2009 По делу о взыскании ущерба, причиненного почве лесного фонда вследствие разлива нефти.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2010 г. по делу N А75-11391/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Глухих А.Н.

судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания: Мокшиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2630/2010) общества с ограниченной ответственностью “РН-Юганскнефтегаз“ на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 февраля 2010 года по делу N А75-11391/2009 (судья Дроздов А.Н.), принятое по иску Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к обществу с ограниченной ответственностью “РН-Юганскнефтегаз“ о взыскании ущерба в сумме
9 245 600 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью “РН-Юганскнефтегаз“ - представитель Павлова А.Н. (доверенность N 6/10 от 01.01.2010 сроком действия по 31.12.2010);

от Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры - представитель Плотников А.А. (доверенность N 122 от 12.01.2010 сроком действия по 31.12.2010); представитель Шершнев О.М. (доверенность N 198 от 11.03.2010 сроком действия по 31.12.2010);

установил:

Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью “РН-Юганскнефтегаз“ (далее - ООО “РН-Юганскнефтегаз“, ответчик) о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 9 245 600 руб.

До принятия судом решения по делу Департамент лесного хозяйства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать в доход федерального бюджета 8 805 888 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства. Считает, что ответчик не представил доказательств, подтверждающих понесенные им затраты на приведение лесного участка в состояние, пригодное для использования, то есть для осуществления рекультивации, поскольку не представлены проект рекультивации нефтезагрязненного участка, доказательства, подтверждающие возмещение вреда в натуральном виде.

Суд первой инстанции принял уточнение исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, поскольку это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и не нарушает права третьих лиц.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.02.2010 по делу N А75-11391/2009 исковые требования Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к ООО “РН-Юганскнефтегаз“ удовлетворены частично. Взыскано
с ООО “РН-Юганскнефтегаз“ в пользу Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 462 075 руб. 58 коп. в счет возмещения ущерба. Взыскана с ООО “РН-Юганскнефтегаз“ в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2 885 руб. 12 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Возражая против принятого судом решения в части взыскания 462 075 руб. 58 коп. ущерба, ООО “РН-Юганскнефтегаз“ в апелляционной жалобе (с дополнениями) просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение норм материального права.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, на отсутствие в материалах дела доказательств совершения ООО “РН-Юганскнефтегаз“ такого лесонарушения как уничтожение или порча почв.

Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Департамент лесного хозяйства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить полностью.

Представители истца в заседании суда апелляционной инстанции высказались согласно отзыву на апелляционную жалобу.

Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Истец возражал против рассмотрения дела в апелляционной инстанции в пределах заявленной апелляционной жалобы, что повлекло в соответствии со статьей 268 АПК РФ рассмотрение дела в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу (с дополнениями), письменный отзыв на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены или изменения.

Как следует
из материалов дела, 02.09.2008 в районе куста 52 т. 4 - т. 6 нефтесборного трубопровода Приразломного месторождения произошел некатегорийный отказ, повлекший разлив нефти и, следовательно, порчу почв.

Совершенное ООО “РН-Юганскнефтегаз“ лесонарушение установлено при проверке специалистами отдела Ханты - Мансийского участкового лесничества Территориального управления - Самарское лесничество объектов ООО “РН-Юганскнефтегаз“, расположенных в Самарском лесничестве, квартал N 633 выдел 16, на предмет соблюдения требований лесного законодательства. Проверка была внеплановой, проводилась на основании приказа директора Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 223-ЛК от 25.05.2009 в целях проверки поступившего 20.05.2009 сообщения от гр. Ломакина А.Н. о разливе нефти на участке от границы с Нефтеюганским районом до реки М. Волысьях (том 1 л.д. 24).

Для участия в осмотре места лесонарушения и составлении акта о лесонарушении извещением N 83 от 01.06.2009 был приглашен представитель организации - лесонарушеля - ООО “РН - Юганскненфтегаз“ (том 1 л.д. 19).

О факте получения ответчиком указанного извещения свидетельствуют квитанция органа почтовой связи с отметкой о направлении 01.09.2009 в адрес ООО “РН - Юганскненфтегаз“ указанной корреспонденции заказным письмом N 62801114726400 (том 1 л.д. 18), а также ответ Управления Федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономного округа - Югра - Филиал ФГУП “Почта России“, согласно которому 04.09.2009 представитель ответчика по доверенности Ф.И.О. получила заказное письмо N 62801114726400 от 01.06.2009 (том 1 л.д. 21).

По результатам проверки соблюдения требований лесного законодательства начальником отдела Ханты - Мансийского участкового лесничества Территориального управления - Самарское лесничество составлен акт о лесонарушении N 11 от 09.06.2009 (том 1 л.д. 13 - 16) и акт проверки N 14 от 09.06.2009 (том 1 л.д.
25 - 27).

В акте о лесонарушении N 11 от 09.06.2009 и акте проверки N 14 от 09.06.2009 отражены нарушения лесохозяйственных требований, допущенные ответчиком на территории Ханты-Мансийского участкового лесничества территориального управления Самаровского лесничества кварталы N 633 выдел 16, а именно порча почв. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена пунктом 5 Приложения 4 Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 N 273.

При проверке на месте лесонарушения и составлении акта о лесонарушении представитель ООО “РН - Юганскненфтегаз“ не присутствовал.

На основании акта проверки и акта о лесонарушении Департаментом лесного хозяйства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры представителю ООО “РН - Юганскненфтегаз“ выдано предписание N 18 от 09.06.2009 по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства, о проведении в срок до 01.09.2009 рекультивации почвы в квартале N 633, выдел 16 “Нялинского“ урочища (том 1 л.д. 22). Кроме того, в адрес ООО “РН - Юганскненфтегаз“ 10.09.2008 направлено претензионное письмо исх. 533/3 от 28.07.2009 с предложением уплатить 9 245 600 руб. в счет возмещения причиненного ущерба в срок до 28.08.2009 в добровольном порядке, а также копии акта о лесонарушении N 11 от 09.06.2009, акта проверки N 14 от 09.06.2009, ведомости расчета суммы ущерба, ведомости перечета, схема лесонарушения, извещение (том 1 л.д. 29 - 30).

Поскольку направленную ему претензию ответчик не удовлетворил, причиненный лесному фонду ущерб не возместил, Департамент лесного хозяйства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры обратился в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее
- ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие самих убытков, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившими убытками.

Таким образом, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ Департамент лесного хозяйства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, обращаясь с требованием о возмещении ущерба, должен доказать факт причинения ущерба противоправными действиями ответчика, а также размер ущерба.

Факт совершения ответчиком - ООО “РН - Юганскненфтегаз“ лесонарушения и размер ущерба, причиненного уничтожением или порчей почв на площади 0.6676 кв. м подтверждены оформленными в соответствии с установленными требованиями сообщением о лесонарушении гр. Ломакина А.Н. от 25.05.2009, актом N 14 от 09.06.2009 проверки соблюдения требований лесного законодательства (со схемой лесонарушения), актом о лесонарушении N 11 от 09.06.2009 (том 1 л.д. 13 - 16, 25 - 27, 35).

Факт совершения ответчиком лесонарушения последним не оспаривается.

Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении ответчика о времени и месте составления акта о лесонарушении судом апелляционной инстанции отклоняется.

Согласно пунктам 5.1.1, 5.1.3, 5.1.7 и 5.1.8 Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной Постановлением Госкомлесхоза СССР от 22.04.1986 N 1, о каждом лесонарушении составляется протокол. В тех случаях, когда лесонарушителями являются предприятия, учреждения, организации, для подписания протокола должны быть приглашены их представители. Однако неявка в срок этих лиц
не препятствует составлению протокола. В случае если лесонарушитель установлен, но его не оказалось на месте совершения лесонарушения и его местонахождение известно, лесонарушителю вручается под расписку либо направляется заказным письмом с сохранением почтовой квитанции извещение о времени и месте составления протокола. При неявке лесонарушителя письменное доказательство вручения ему извещения прилагается к протоколу как необходимое дополнение к нему. При необнаружении лесонарушителя, отказе явиться для участия в составлении протокола, а также при отказе от подписания протокола об этом делается в нем оговорка, причем такой протокол считается надлежаще оформленным.

По смыслу приведенных положений Инструкции основным доказательством совершенного нарушения лесного законодательства является протокол, который должен быть подписан непосредственно представителем лесонарушителя.

Положения пункта 5.1.7 Инструкции о направлении уведомления о месте и времени составления протокола (акта) заказным письмом с сохранением почтовой квитанции направлены на возможность обеспечения доказательств уведомления лесонарушителя о составлении протокола (акта).

Как указывалось выше, для участия в осмотре места лесонарушения и составлении акта о лесонарушении извещением N 83 от 01.06.2009 был приглашен представитель организации - лесонарушеля - ООО “РН - Юганскненфтегаз“ (том 1 л.д. 19).

О факте получения ответчиком указанного извещения свидетельствуют квитанция органа почтовой связи с отметкой о направлении 01.09.2009 в адрес ООО “РН - Юганскненфтегаз“ указанной корреспонденции заказным письмом N 62801114726400 (том 1 л.д. 18), а также ответ Управлением Федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономного округа - Югра - Филиал ФГУП “Почта России“, согласно которому 04.09.2009 представитель ответчика по доверенности Ф.И.О. получила заказное письмо N 62801114726400 от 01.06.2009 (том 1 л.д. 21).

Однако при проверке на месте лесонарушения и составлении акта о лесонарушении представитель ООО “РН - Юганскненфтегаз“ не
присутствовал, доводов относительно произошедшей аварии не представил.

По результатам проверки соблюдения требований лесного законодательства начальником отдела Ханты - Мансийского участкового лесничества Территориального управления - Самарское лесничество составлен акт о лесонарушении N 11 от 09.06.2009 (том 1 л.д. 13 - 16) и акт проверки N 14 от 09.06.2009 (том 1 л.д. 25 - 27).

В акте проверки соблюдения требований лесного законодательства N 4 от 09.06.2009 установлено, что при прорыве нефтепровода были выявлены следующие нарушения лесного законодательства российской федерации: 1) нефтерозлив в квартале N 633 выдел 16 площадью 0,5 га; 2) нефтерозлив в квартале N 633 выдел 16 площадью 0,7 га; 3) нефтерозлив в квартале N 633 выдел 25 площадью 0,1 га; 4) нефтерозлив в квартале N 633 выдел 25 площадью 1,4 га; 5) нефтерозлив в квартале 632 выдел 17,51 площадью 0,2 га. На вышеуказанных площадях производится частичная рекультивация (засыпка нефтезагрязненных участков песком, затем отсыпка торфом) без разрешительных документов. В результате разлива нефти были уничтожены почвы на участках “ защитные полосы вдоль дорог“ в квартале 633, 632 “Приразломного“ месторождения нефти, расположенного на территории Ханты-Мансийского участкового лесничества Территориального управления - Самаровское лесничество, что является нарушением лесного законодательства.

В акте о лесонарушении N 11 от 09.06.2009 квалифицирован данный вид нарушения как порча почв согласно пункту 5 Приложения 4 Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 N 273.

С учетом изложенного, довод ответчика о несоблюдении требований лесного законодательства со стороны истца по извещению ответчика о проведении проверки и также несоблюдении процедуры самой проверки, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения проверки соблюдения
лесного законодательства и составлении акта о лесонарушении, не воспользовался своим правом на присутствие при проведении указанной проверки и составлении данного акта, не заявил возражений относительно результата проверки, не представил доводов относительно произошедшей аварии, проявив недобросовестность.

Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.05.2007 N 273 “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства“, которым утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно Приложению N 1; Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно Приложению N 2; Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно Приложению N 4.

Ущерб лесному фонду причинен ответчиком на сумму 9 245 600 руб., исходя из следующих показателей: 7000 кв. м - площадь повреждения; стоимость по таксе - 165,1 руб.; кратность - 4; сумма ущерба в эксплуатационных лесах - 4 622 800 руб. (том 1 л.д. 17).

Расчет причиненного ущерба лесному фонду ответчиком не оспаривается.

На основании пункта 3 статьи 77 Закона РФ N 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды“, вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера
вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ предусмотрено, что до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.

С целью ликвидации последствий аварии ответчиком проведены восстановительные работы, что подтверждается договором N 4-ЛА от 01.01.2008 между ООО “РН - Юганскнефтегаз“ и ООО “Ламор - Югра“ о проведении работ: по погрузке, завозу и планировке грунта для отсыпки подъездных путей к месту ликвидации отказа, обустройству переходов через трубопроводы (коммуникации связи), необходимых для данных видов работ и проведение всех необходимых мероприятий для локализации аварийного разлива, с целью его нераспространения, сбору, откачке и транспортировке водонефтяной эмульсии с мест проведения первичных мероприятий по ликвидации последствий отказа на трубопроводе к местам сдачи; механизированной зачистке замазученного участка, погрузке и вывозу замазученного грунта с мест проведения первичных мероприятий по ликвидации последствий отказа на трубопроводе к местам утилизации; биологической обработке замазученных участков препаратом Файрзайм (том 1 л.д. 109 - 115).

Материалами дела подтверждаются произведенные ООО “РН - Юганскнефтегаз“ затраты на производство работ с 02.09.2008 в период ликвидации последствий аварии, согласно счетов-фактур, платежных поручений, актов зачета взаимных требований, актов выполненных работ, справок завоза и стоимости материалов (том 1 л.д. 116 - 143, том 2 л.д. 1 - 145, том 3 л.д. 1 - 65)).

Поскольку ответчиком представлены доказательства производимого им с 02.06.2009 устранения последствий разлива водонефтяной эмульсии, приведшего к загрязнению почв лесного участка на территории Ханты-Мансийского участкового лесничества, “Нялинское“ урочище, квартал N 633 выдел 16, суд первой инстанции обоснованно учел расходы ответчика на восстановление почв (завоз песка, вывоз водонефтяной эмульсии, нефтезагрязненного грунта, транспортные расходы, услуги персонала) в размере 7 936 225 руб. 60 коп., взыскав на основании статьи 1064 ГК РФ в судебном порядке в доход федерального бюджета 462 075 руб. 58 коп. при этом, для определения размера ущерба обоснованно учтен топографический план нарушенного земельного участка в результате отказа нефтепровода, составленный 02.09.2009.

Департамент лесного хозяйства ХМАО - Югры не представил доказательств того, что в результате проведенных ООО “РН - Юганскнефтегаз“ мероприятий по рекультивации ущерб в размере 7 936 225 руб. 60 коп., причиненный почвам в результате разлива нефтепродуктов, не компенсирован ответчиком..

Кроме того, истце в акте проверки подтвердил, что на нефтезагрязненном участке истцом проводятся работы по частичной рекультивации в виде засыпки данных участков песком, затем отсыпкой торфом.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы истца о том, что работы по рекультивации земель, выполненные без проекта рекультивации нефтезагрязненного участка, не свидетельствуют об устранении последствий разлива нефтепродуктов.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования с учетом расходов, понесенных ответчиком на приведение земельного участка в состояние, пригодное для дальнейшего использования, в размере 462 075 руб. 58 коп.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется. Апелляционная жалоба ООО “РН - Юганскнефтегаз“ оставляется без удовлетворения.

Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 февраля 2010 года по делу N А75-11391/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н.ГЛУХИХ

Судьи

Л.И.ЕНИКЕЕВА

Т.А.ЗИНОВЬЕВА