Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 по делу N А72-401/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ за непредставление в срок предложения об установлении тарифов.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2010 г. по делу N А72-401/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бажана П.В.,

судей Драгоценновой И.С., Кузнецова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,

с участием:

от заявителя - Савченко Л.А., доверенность от 11.01.2010 г.,

от ответчика - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 апреля 2010 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства экономики Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 2 февраля 2010 года по делу N А72-401/2010 (судья Ипполитова И.В.)

по заявлению открытого акционерного общества “Континент“, город
Ульяновск,

к Министерству экономики Ульяновской области, город Ульяновск,

об отмене постановления от 24 декабря 2009 года N 47-ц о привлечении к административной ответственности,

установил:

открытое акционерное общество “Континент“ (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству экономики Ульяновской области (далее - Министерство) об отмене постановления от 24 декабря 2009 года N 47-ц о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.

Решением суда требования Общества удовлетворены полностью.

Суд первой инстанции исходил, из недоказанности наличия обязанности Общества по обращению в Министерство экономики Ульяновской области с заявлением об установлении тарифов.

Министерство, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе Министерство указывает, что Общество было намерено выступать в 2010 году в качестве теплоснабжающей организации, в связи с чем обязано было представить материалы на утверждение тарифов.

Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В своем отзыве Общество ссылается на неустановление Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, полномочий по понуждению организаций к обращению с заявлением в органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.

Представитель Министерства в судебное заседание не явился. Поскольку в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции,
руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел жалобу в отсутствие его представителя.

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 25 ноября 2009 года Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области направил в адрес ОАО “Континент“ уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по факту непредставления в срок до 01 мая 2009 года сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов (Министерство экономики Ульяновской области) необходимых для установления тарифов на тепловую энергию на 2010 год.

02.09.2009 года Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области оформило в адрес ОАО “Континент“ запрос о предоставлении в департамент в срок до 15 сентября 2009 года расчетных и обосновывающих материалов необходимых для установления тарифа па тепловую энергию на 2010 год для котельной ОАО “Континент“. Доказательства отправки, вручения корреспонденции в суд представлены не были.

10 декабря 2009 года заместителем директора начальником отдела регулирования топливно-энергетического комплекса департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области в отношении ОАО “Континент“ составлен протокол N 41-ир об административном правонарушении ответственность, за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ (л.д. 40 - 41).

24 декабря 2009 года исполняющим обязанности Министра экономики Ульяновской области вынесено постановление N 47-ц по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности ОАО “Континент“ по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50
000 руб. (л.д. 6 - 8).

Основанием вынесения явилось непредставление материалов, необходимых для установления тарифа па тепловую энергию на 2010 год, предусмотренного Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 109 от 26 февраля 2004 года, приказом Министерства экономики Ульяновской области от 07 февраля 2008 года N 06-5 (в ред. приказа от 29 июля 2009 г. N 06-62), ОАО “Континент“ в Министерство в срок до 01 мая 2009 года.

Запросы департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области о необходимости представления документов для утверждения тарифа на тепловую энергию на 2010 год ОАО “Континент“ не выполнены.

В соответствии с п. 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 года N 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.

Согласно ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения ответственность, за совершение которого, предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП
РФ являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.

Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений, либо представлений их с нарушением установленного срока, или представлении заведомо недостоверных сведений в Федеральную службу по тарифам, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

Из оспариваемого постановления следует, что Общество привлечено к административной ответственности за неисполнение требования п. 8 Правил государственного регулирования утвержденных постановлением Правительства РФ N 109 от 26 февраля 2004 года, а именно за непредставление ОАО “Континент“ в срок до 01 мая 2009 года предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.

Общество факт неподачи заявления об установлении тарифа на 2010 год не оспаривает.

Однако административным органом при проведении административного расследования не выяснен вопрос о намерении ОАО “Континент“ в 2010 году выступать в качестве теплоснабжающей организации, в связи с чем, суд посчитал не доказанным наличие обязанности у ОАО “Континент“ предоставить Министерству экономики Ульяновской области предложение (заявление) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования в срок до 01 мая года предшествующего периоду регулирования.

Согласно п. 5.1 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 109 от 26 февраля 2004 года, регулирующий орган вправе по результатам проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также в случае непредставления организациями,
осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, рассмотреть вопрос об установлении тарифов (цен) в отношении указанных организаций, исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих тарифов.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что наличие заявительного порядка не предполагает права государственного органа требовать подачи заявления (предложения) в принудительном порядке, либо под угрозой штрафа. Не предпринимая действий направленных на установление тарифа Общество при выполнении услуг, оплата которых может быть осуществлена по тарифу, несет риск соответствующих последствий. Тем самым законодательно урегулирована ситуация, когда организация не представляет материалы для установления тарифа.

В соответствии с п. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

На основании п. 1 ст. 28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу.

Суд апелляционной инстанции не принимает довод Министерства в апелляционной жалобе о том, что оспариваемое постановление от 24 декабря 2009 года N 47-ц было вынесено в рамках сроков исковой давности, так как в данном случае оспариваемое правонарушение не подпадает под понятие “нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)“, поскольку в соответствии со ст. 19.7.1 КоАП РФ ОАО “Континент“ привлечено к ответственности, за необращение в Министерство экономики Ульяновской области с заявлением об установлении тарифа, о
чем был сделан правильный вывод судом первой инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, составляет 2 месяца.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ“ от 24 марта 2005 г. N 5 срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого, предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Следовательно, срок давности привлечения Общества к административной ответственности по данному делу начал исчисляться с 1 мая 2009 г. и истек 1 июля 2009 г.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.

Доводы, приведенные административным органом в жалобе, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, так как они не влияют на выводы о законности оспариваемого решения по признанию незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.

Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.

Таким образом, решение
суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба, не подлежит удовлетворению.

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 февраля 2010 года по делу N А72-401/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий

П.В.БАЖАН

Судьи

И.С.ДРАГОЦЕННОВА

В.В.КУЗНЕЦОВ