Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 по делу N А55-32262/2009 По делу о признании действий Министерства транспорта,связи и автомобильных дорог по истребованию дополнительных документов для согласования открытия межрегиональных маршрутов противоречащими законодательству РФ и обязании Министерства согласовать открытие данных маршрутов.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2010 г. по делу N А55-32262/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2010 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,

с участием:

от Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области - представитель Аксенова И.П. (доверенность от 03.03.2010 N 28-07/17),

от ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“ - представитель Максарев Е.Н. (доверенность от 06.05.2008 N 10),

от Ассоциация “Межрегиональный автотранспортный союз“ - представитель Максарев Е.Н. (доверенность от 02.03.2009),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта, связи и автомобильных
дорог Самарской области, Самарская область, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 января 2010 года по делу N А55-32262/2009 (судья Стенина А.В.), рассмотренному по заявлению открытого акционерного общества “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“, Самарская область, г. Самара,

к Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Самарская область, г. Самара,

третье лицо: Ассоциация “Межрегиональный автотранспортный союз“, Самарская область, г. Самара,

о признании противоречащими Порядку формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации действий по истребованию дополнительных документов для согласования открытия межрегиональных маршрутов,

установил:

открытое акционерное общество “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“ (далее - ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании противоречащими Порядку формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденному Приказом Минтранса России от 14.08.2003 N 178 и пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“, пункту 2 статьи 15 Закона “О защите конкуренции“, действий по истребованию дополнительных документов для согласования открытия межрегиональных маршрутов, перевозчиком по которым выступает ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“ и об обязании Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области согласовать открытие следующих межрегиональных маршрутов: Самара-Казань (через Чистополь), Самара-Казань (через Базарные Матаки), Самара-Саратов, Самара-Москва, Самара-Киров, Самара-Анапа, Самара-Таганрог.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2010 заявленные ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“ требования удовлетворены. Действия Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области по истребованию дополнительных документов для согласования открытия межрегиональных маршрутов: Самара-Казань (через Чистополь), Самара-Казань (через Базарные Матаки), Самара-Саратов, Самара-Москва, Самара-Киров, Самара-Анапа, Самара-Таганрог, перевозчиком по которым
выступает ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“, признаны незаконными. На Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“ путем согласовании открытия межрегиональных маршрутов: Самара-Казань (через Чистополь), Самара-Казань (через Базарные Матаки), Самара-Саратов, Самара-Москва, Самара-Киров, Самара-Анапа, Самара-Таганрог.

Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 20.01.2010, принять по делу новый судебный акт.

ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 20.01.2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Представитель ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“ и Ассоциации “Межрегиональный автотранспортный союз“ в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области без удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как усматривается из материалов дела, ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“ является организацией, осуществляющей перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных
с открытием этих маршрутов, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 утвержден Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза (далее - РАС) и других организаций.

Более детально порядок и последовательность оформления документации на открытие и переоформление действующих маршрутов, а также взаимодействия при этом с инициаторами открытия регулярных маршрутов, перевозчиками, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определены Методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178, утвержденными РАС и согласованными с Министерством транспорта Российской Федерации 16.10.2003 (далее - Методические рекомендации).

Согласно пункту 1.2 Методических рекомендаций регулярные пассажирские перевозки между субъектами Российской Федерации организуются по согласованию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территории которых проходит маршрут и расписанием предусматриваются остановочные пункты. Для решения вопроса об открытии или по переоформлению действующего маршрута инициатором (перевозчиком) разрабатываются и предоставляются в ассоциации (союзы уполномоченные РАС) документы, перечисленные в пунктах 6 и 7 Порядка (схемы маршрута, расписания движения автобусов, размер платы за проезд и провоз багажа, график работы водителей, заявка на открытие маршрута, копии учредительных документов, копия лицензии, документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств).

В соответствии с названным Порядком 20.05.2009 г. ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“ обратилось в ассоциацию “Межрегиональный Автотранспортный Союз“ с документами на открытие следующих межрегиональных маршрутов:

Самара-Казань (через Чистополь), Самара-Казань (через Базарные Матаки), Самара-Саратов, Самара-Москва, Самара-Киров, Самара-Анапа, Самара-Таганрог.

Согласно пункту 3 Порядка открытие маршрутов
производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 8 того же Порядка представленные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном заключении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия.

Ассоциацией после проведения установленной указанным выше Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 экспертизы в Министерство транспорта письмами N 34-36 от 21.05.2009 г. и N N 37-40 от 09.06.2009 г. были направлены материалы на открытие вышеуказанных межрегиональных автобусных маршрутов, где перевозчиком выступает ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“.

Письмом от 24.07.2009 г. N 28/1934, направленным в адрес Ассоциации “MAC“, Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, со ссылками на Приказ Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 г. N 200, сообщило о необходимости предоставления дополнительных документов, предусмотренных (т. 1 л.д. 33).

Посчитав, что документы в полном объеме были представлены ОАО “АВ и АС“ в ассоциацию “МАС“ и направлены в Министерство, заявитель обратился в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Основанием для требования представления дополнительных документов, Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области указало, что в соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 г. N 200, для решения вопроса целесообразности открытия указанных маршрутов необходимо определить потребность в перевозках пассажиров по этим маршрутам и составить технико-экономическое обоснование целесообразности их открытия, проинформировать Министерство о предпринятых мерах по: -наличию средств контроля за регулярностью движения; - обеспечению координированного движения автобусов на вновь открываем
маршруте движением автобусов на существующих маршрутах, а также с работой других видов пассажирского транспорта; - применению на данных маршрутах эффективных систем организации движения.

Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденный приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. N 178, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для открытия новых межрегиональных автобусных маршрутов, поскольку ни “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрическою транспорта“ N 259-ФЗ, ни Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 не содержат дополнительного перечня документов, необходимых для открытия межрегиональных маршрутов.

Данная позиция нашла отражение и в письмах Министерства транспорта РФ N НН-17/4962 и Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта N 03-01/05-86ис от 20.05.2009.

Ссылка Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области на Правила организации пассажирских перевозок, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 200 от 31.12.1981 правомерно отклонена судом как необоснованная.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 г. N 112 Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 утратил силу.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“, правила перевозок пассажиров и багажа утверждаются Правительством Российской Федерации на основании настоящего Федерального закона. В связи с этим, Правила организации пассажирских перевозок, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 200 от 31.12.1981 г. не соответствуют указанному выше Федеральному закону N 259-ФЗ и не могут применяться к правоотношениям, возникшим после его принятия.

Кроме того,
в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию

В силу статьи 2 названного Закона при осуществлении лицензируемою ним деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).

Согласно п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Следовательно, соблюдение перевозчиками правил, установленных Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. N 178. является обязательным лицензионным требованием, установленным действующим законодательством.

Поскольку основной (уставной) деятельностью заявителя является осуществление и организация перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, истребование Министерством дополнительных документов для согласований открытия вышеуказанных маршрутов препятствует осуществлению Обществом законной предпринимательской деятельности, чем нарушаются его законные права и интересы.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“ и Ассоциацией в Министерство были представлены все документы, перечисленные в пунктах 6 и 7 названного Порядка.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что действия Министерства транспорта,
связи и автомобильных дорог Самарской области по истребованию дополнительных документов для согласования открытия новых межрегиональных маршрутов являются незаконными и нарушают права ОАО “Автовокзалы и Автостанции Самарской области“ в сфере предпринимательской деятельности.

Аналогичные выводы были сделаны судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении дела N А55-11824/2009, в котором участвовали те же лица, что и в настоящем деле.

В силу частей 2 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

При таких обстоятельствах заявленные требования обоснованно удовлетворены судом.

Судебная коллегия считает ошибочными доводы апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не содержит понятия “межрегиональные маршруты“ и Министерство не уполномочено на согласование их открытия.

Согласно пункту 5.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997, межрегиональное сообщение - это сообщение между городами (населенными пунктами) по маршруту, пересекающему административные границы субъектов Российской Федерации. Таким образом, понятия “межсубъектные автобусные маршруты“ и “межрегиональные автобусные маршруты“ тождественны.

Необоснованным является и довод Министерства о том, что оно уполномочено на согласование открытия только таких межсубъектных автобусных маршрутов, как межобластные, межкраевые и межреспубликанские, поскольку существуют и другие вариации межсубъектных (межрегиональных) автобусных маршрутов: между краем и областью, между республикой и краем, между областью и
республикой.

Иные доводы апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения суда, не установлено.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 20 января 2010 года по делу N А55-32262/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

Е.Г.ПОПОВА

Судьи

А.А.ЮДКИН

В.С.СЕМУШКИН