Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 N 18АП-5546/2010 по делу N А07-5997/2010 По делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности заявителя по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, за недостоверность заявленных в таможенной декларации сведений.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июля 2010 г. N 18АП-5546/2010

Дело N А07-5997/2010

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Костина В.Ю., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Плотниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Башкортостанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.05.2010 по делу N А07-5997/2010 (судья Кутлин Р.К.), при участии: от Башкортостанской таможни - Вострова С.П. (доверенность то 11.03.2010 N 01-17/3256), Кравцевой О.В. (доверенность от 25.01.2010 N 01-17/723); от открытого акционерного общества “Салаватнефтеоргсинтез“ - Горошко Н.В. (доверенность от 22.06.2009),

установил:

открытое акционерное общество “Салаватнефтеоргсинтез“ (далее - заявитель, ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“, общество) обратилось в Арбитражный
суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2010 N 10401000-97/2010 Башкортостанской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России (далее - заинтересованное лицо, таможня, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности заявителя по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 1269,5 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.05.2010 (резолютивная часть решения объявлена 11.05.2010) требования общества удовлетворены.

Административный орган, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что товар, вывезенный по железнодорожной накладной N 33474305, был задекларирован по временной грузовой таможенной декларации (ГТД) 17.12.2009 и фактически вывезен с территории Российской Федерации 25.12.2009. 28.02.2010 обществом были поданы полные ГТД на товары ввезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации с приложением железнодорожных накладных. Товар по железнодорожной накладной N 33474305 общество указало как вывезенный в период с 02.01.2010 по 08.01.2010. Таким образом, обществом были заявлены недостоверные сведения, что повлекло неуплату таможенных платежей в размере 2538,99 руб. Фактический вывоз товара по накладной N 33474305 25.12.2009 подтверждается ответом таможенного поста Лужайка, а также штампами железнодорожных станций отправления, после чего товар потерял статус товара находящегося под таможенным контролем и не считается российским. Дальнейшие действия по ввозу указанного товара регулируются главой 9 Таможенного кодекса Российской Федерации. Полагает событие и состав административного правонарушения установленными.

Представители административного органа в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение
суда первой инстанции законным и обоснованным.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации по временной грузовой таможенной декларации N 10401040/171209/0006174 задекларирован товар “Вакуумный газойль (топлива жидкие)“ в количестве 8828976 кг, поставляемый по контракту N 022-2567794 от 26.11.2009, заключенному между ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ (продавец) и фирмой “SVL Activ Trading Ltd“ (Финляндия).

28.02.2010 заявителем поданы две полные грузовые таможенные декларации N 10401040/280210/0000860 (с заявленной таможенной пошлиной 103,5 долларов США за одну тонну, действовавшей с 01.01.2010) и N 10401040/280210/0000861 (с заявленной таможенной пошлиной 105 долларов США за 1 тонну, действовавшей в период с 01.12.2009 по 01.01.2010) с приложением комплекта железнодорожных накладных, по которым осуществлялась международная перевозка товаров.

В графе 44 полной ГТД N 10401040/280210/0000860 указана в том числе, железнодорожная накладная N 33474305.

Башкортостанской таможней проведена проверка достоверности заявленных в декларациях сведений. Учитывая отсутствие в части представленных железнодорожных накладных отметок таможенных органов, расположенных в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, разрешающих убытие товаров, таможней произведен запрос о датах фактического вывоза товара у таможенного органа места убытия товара с территории Российской Федерации - ЖДПП Лужайка

В связи с поступившим от ЖДПП Лужайка ответом, содержащим сведения о фактическом вывозе с таможенной территории Российской Федерации товара по накладной N 33474305 25.12.2009 таможней сделан вывод о представлении заявителем недостоверных сведений о количестве товара, вывезенного в декабре 2009 года
по временной ГТД N 10401040/171209/0006174, повлекшем неуплату таможенных платежей в размере 2538,99 руб.

10.03.2010 административным органом в отношении заявителя в отсутствие представителя общества, но при надлежащем его уведомлении (что подтверждается уведомлением, полученным обществом 09.03.2010), составлен протокол N 10401000-97/2010 об административном правонарушении, по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Определением от 11.03.2010 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 24.03.2010. копия определения направлялась заявителю по почте и получена им 16.03.2010, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением.

По результатам произведенного в отсутствие представителя заявителя рассмотрения дела об административном правонарушении 24.03.2010 таможней вынесено постановление N 10401000-97/2010 о привлечении ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, что и послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом состава вмененного заявителю административного правонарушения.

Вывод суда является правильным.

В силу ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от
уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, что влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, является заявление декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Как указано в пункте 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

В силу пункта 2 статьи 124 ТК РФ перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 138 ТК РФ, при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После фактического вывоза российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все российские товары,
вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации. Подача одной или нескольких полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение заявленного декларантом периода поставки, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации. При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом указанной декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Днем фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок, разрешающих убытие товаров, на транспортных (перевозочных) либо иных документах. Если товары, заявленные в одной временной таможенной декларации, вывозятся частями, днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие каждой части товаров, заявленных во временной таможенной декларации и вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений доплата суммы вывозных таможенных пошлин
осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.

В рассматриваемом случае обществу вменено в вину заявление недостоверных сведений о вывозе товара, классифицируемого по коду 2710196309, по железнодорожной накладной N 33474305, задекларированных в полной ГТД N 1040140/2820210/0000860 с размером таможенной пошлины 103,5 долларов США за одну тонну, действовавшей с 01.01.2010 (ставка установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 N 1091), тогда как, по мнению таможни, вывоз товара по этой железнодорожной накладной фактически произведен с территории Российской Федерации 25.12.2009, в связи с чем, должна быть применена ставка таможенной пошлины 105 долларов США за одну тонну (ставка установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2009 N 954).

Однако, в соответствии с положениями п. 5 ст. 138 ТК РФ, для целей определения подлежащих применению ставок вывозных таможенных пошлин днем фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок, разрешающих убытие товаров, на транспортных (перевозочных) либо иных документах.

Железнодорожная накладная N 33474305 не содержит соответствующей отметки таможенного органа, расположенного в месте убытия товара с таможенной территории Российской Федерации, разрешающей вывоз товара. То есть в рассматриваемой ситуации для определения размера подлежащей применению ставки вывозной таможенной пошлины положения п. 5 ст. 138 ТК РФ о порядке определения даты фактического вывоза товара неприменимы. Для установления даты фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации следует руководствоваться иными имеющимися в материалах дела документами.

Согласно письма ОАО “РЖД“ от 19.03.201,0 цистерна 50109271 по железнодорожной накладной N 33474305 отправлялась со ст. Бусловская Окт. Железной дороги 25.12.2009. 03.01.2010 эта
цистерна была возвращена Финскими железными дорогами в связи с неисправностью верхней крышки цистерны. С 03.01.2010 по 06.01.2010 цистерна находилась на ремонте на ст. Бусловская. Отправлена цистерна по назначению на Финские железные дороги - 06.01.2010.

Эти обстоятельства подтверждаются копиями поездных ведомостей NN 0472, 3511, 0605, 001, копией акта общей формы N 02850-1-2/25680 от 03.01.2010, а также содержащимися в накладной N 33474305 исправлениями отметки перевозчика о дате отправления груза (дата 25.12.2009 исправлена на 06.01.2010) и штемпелями: пограничной станции Бусловская с отметкой об убытии 25.12.2009; станции Vainikkala с отметкой от 25.12.2009; станции Бусловская с отметкой об убытии 06.01.2010; станции Vainikkala с отметкой от 06.01.2010.

В суд апелляционной инстанции таможней представлена полученная с таможенного поста “Лужайка“ копия заявления ОАО “РЖД“ о выдаче разрешения на помещение товара по рассматриваемой накладной под таможенный режим реэкспорта, содержащая отметку выборгской таможни о разрешении вывоза товара 06.01.2009. Это заявление, по мнению таможни, свидетельствует о том, что товар по накладной N 33474305 вывезенный с территории Российской Федерации в декабре 2009 года потерял статус российского товара, и будучи возвращенным на территорию Российской Федерации финской железной дорогой приобрел статус иностранного товара, вывезенного в январе 2010 года в завершающем таможенном режиме реэкспорта без уплаты таможенных платежей.

Между тем, указанный документ фактически подтверждает лишь дату вывоза товара 06.01.2010.

В силу ст.ст. 156 и 157 ТК РФ выбор таможенного режима осуществляется лицом по своему усмотрению, а помещение товара под таможенный режим производится лицом с разрешения таможенного органа.

Статьей 16 ТК РФ предусмотрено, что обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с внешнеэкономической сделкой,
заключенной российским лицом несет российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.

Декларирование товаров производится либо декларантом, либо таможенным брокером (п. 1 ст. 124 ТК РФ).

Пп. 15 п. 1 ст. 11 ТК РФ установлено, что декларантом является лицо, которое декларирует товары, или от имени которого декларируются товары.

Как следует из временной и полной деклараций декларантом товара в рассматриваемой ситуации выступает ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“, указавшее вид таможенного режима - экспорт товара.

Правовые основания считать товар вывезенным в таможенном режиме реэкспорта по заявлению ОАО “РЖД“, не являющегося декларантом по отношению к этому товару не имеется.

Кроме того, в силу ст. 239 ТК РФ, под таможенный режим реэкспорта могут быть помещены исключительно иностранные товары, ранее ввезенные на территорию Российской Федерации.

Согласно пп. 2, 3 п. 1 ст. 11 ТК РФ, российскими товарами являются товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации. В свою очередь иностранными товарами являются товары, не являющиеся российскими товарами.

Рассматриваемый товар соответствует признакам российского товара, перемещался через таможенную границу российским лицом, в связи с чем, считать его иностранным товаром основания отсутствуют.

С учетом подтверждения факта вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации 06.01.2010 произведенное заявителем декларирование товара по полной ГТД N 1040140/2820210/0000860 с размером таможенной пошлины 103,5
долларов США за одну тонну, действовавшей в январе 2010 года следует признать правомерным.

Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о недоказанности административным органом факта представления обществом недостоверных сведений о количестве товара, вывезенного в декабре 2009 года с применение вывозной таможенной пошлины в размере 105 долларов США за одну тонну.

Указанное обстоятельство свидетельствует о недоказанности наличия в действиях ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены оспоренного постановления.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности принятого административным органом постановления является правомерным, оснований для его переоценки не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.05.2010 по делу N А07-5997/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкортостанской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru., www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

А.А.АРЯМОВ

Судьи:

В.Ю.КОСТИН

Н.Н.ДМИТРИЕВА