Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу N А55-29018/2009 По делу о расторжении государственного контракта на выполнение инженерно-геодезических и землеустроительных работ в связи с нарушением срока их выполнения, а также взыскании пеней (основное требование). По делу о взыскании задолженности по оплате выполненных работ по государственному контракту и иных расходов (встречное требование).

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2010 г. по делу N А55-29018/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2010 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Терентьева Е.А., судей Балашевой В.Т., Шадриной О.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Егоровой А.А., с участием:

от истца - Нижегородцев Д.С., представитель по доверенности от 02.11.2009 г. N 28-07/51,

от ответчика - Бакаев В.И., представитель по доверенности от 26.10.2009 г., Лбов Ю.В., адвокат, доверенность от 25.09.2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2010 г. в зале N 3 помещения суда апелляционную жалобу Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2009 г. по делу N А55-29018/2009 (судья Сафаева Н.Р.) по иску Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (443068, г. Самара, ул. Скляренко, 20) к обществу с ограниченной ответственностью “Землемер“ (443083, г. Самара, 1-ый Безымянный пер., 9) о расторжении государственного контракта и взыскании пени в сумме 125 918 руб. 60 коп. за нарушение сроков выполнения работ, и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью “Землемер“ (г. Самара) к Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (г. Самара) о взыскании 933 191 руб. 43 коп.,

установил:

Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ООО “Землемер“ о расторжении государственного контракта N 96/12 от 3.08.2007 г., заключенного между Министерством и ООО “Землемер“ на выполнение инженерно-геодезических и землеустроительных работ в целях государственной регистрации права на земельные участки, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования и искусственными сооружениями на них, о взыскании с ООО “Землемер“ пени за нарушение сроков сдачи работ в сумме 125 918 руб. 60 коп. по основаниям, указанным в исковом заявлении (т. 1 л.д. 2 - 5). При этом в обоснование иска истец указал, что в срок до 22.07.2008 г. ответчик должен был выполнить весь объем работ, предусмотренный контрактом на сумму 6 999 355 руб. 50 коп., однако по состоянию на 14.09.2009 г. подрядчиком сданы, а Министерством приняты работы на сумму 6 066 164 руб. 44 коп. В результате сроки выполнения работ ответчиком превышены на 13 месяцев. 14.08.2009 г. истец направил в адрес ответчика письмо
о расторжении контракта с требованием об уплате пени за просрочку обязательства, однако соглашения о расторжении контракта между сторонами достигнуто не было.

Правовыми обоснованиями исковых требований истец указал положения статей 309 и 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В отзыве на исковое заявление ответчик ООО “Землемер“ (т. 1 л.д. 47 - 53) с исковыми требованиями истца не согласилось, указало, что превышение сроков исполнения работ произошло по вине истца, который не обеспечил своевременное утверждение проектов границ всех земельных участков для автомобильных дорог общего пользования, входящих в задание по государственному контракту по 3-му этапу работ. Истцом нарушены положения статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 5.3 государственного контракта, что выразилось в не уведомлении ответчика об отказе от подписания актов приема-сдачи выполненных работ после передачи документации по накладной N 40 от 4.09.2009 г.

2.10.2009 г. ООО “Землемер“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с встречным исковым требованием к Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области о возмещении ущерба (оплате выполненных по контракту работ) в размере 933 191 руб. 43 коп., расходов на оплату услуг адвоката 30 000 руб., судебных расходов в сумме 14 830 руб. 20 коп.

В обоснование своего требования заявитель в исковом заявлении (т. 2 л.д. 2 - 9) указал, что обусловленные контрактом от 3.08.2007 г. работы обществом выполнены в полном объеме и результаты исполнения направлены Министерству 4.09.2009 г. по накладной N 40 от 4.09.2009 г., а 7.09.2009 г. в адрес ответчика был направлен акт сдачи-приемки выполненных работ на сумму 933 191 руб. 43 коп. для подписания и оплаты, однако Министерство в нарушение требований статьи
720 Гражданского кодекса Российской Федерации выполненные работы не оплатило, уведомив об отказе от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2009 года в удовлетворении иска Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области о расторжении контракта и взыскании пени - отказано. Встречный иск ООО “Землемер“ удовлетворен, с Министерства в пользу ООО “Землемер“ взыскан долг по оплате стоимости выполненных работ 933 191 руб. 43 коп.

Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным решением Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2009 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ООО “Землемер“ к Министерству отказать, а заявленные требования Министерства к ООО “Землемер“ о расторжении контракта и взыскании пени за нарушение сроков исполнения контракта - удовлетворить.

В обоснование своей просьбы Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области в жалобе указало, что ответчиком в нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушены сроки исполнения обязательств по контракту, при этом нарушение по последнему этапу работ превысило один год. По мнению Министерства указанное обстоятельство является достаточным основанием для расторжения контракта и взыскания пени за просрочку его исполнения. После получения письма Министерства о расторжении контракта, ООО “Землемер“, тем не менее продолжило выполнение работ, в начале сентября направило документы, подтверждающие выполнение последнего этапа работ министерству. Указанные действия ответчика истец (по первоначальному иску) полагает злоупотреблением ответчика правом, искусственным созданием оснований для удовлетворения встречного иска уже в ходе судебного разбирательства.

В
отзыве на апелляционную жалобу ООО “Землемер“ против ее удовлетворения возражает, полагает, что в судебном заседании было доказана вина заказчика в просрочке исполнения обязательства. Задержка выполнения работ Министерством повлекла за собой задержку сроков выполнения работ обществом, что, однако, в силу статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации не является основанием считать подрядчика просрочившим обязательство, пока обязательство не исполнено вследствие просрочки заказчика.

Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда приняли участие представители сторон: от Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области - Нижегородцев Д.С. (представитель по доверенности), от ООО “Землемер“ - Бакаев В.И. и Лбов Ю.В. (представители по доверенности).

Стороны на своих позициях настаивают.

3.08.2007 г. между Министерством транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью “Землемер“ (подрядчик) был заключен государственный контракт N 96/12, согласно условиям которого подрядчик принял на себя обязательство по заданию заказчика (в соответствии с заданием N 82/03 от 18.04.2007 г.) выполнить инженерно-геодезические изыскания и землеустроительные работы в целях государственной регистрации права на земельные участки, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования “Кинель - Богатое“ - Спиридоновка - Домашка - “Самара - Оренбург“, “Курумоч - Новый Буян“, “Курумоч - Новый Буян“ - Старая Бинорадка“, “Подъем Михайловка - Богдановка - Алексеевка“, “Обводная с. Сырейка“ и сооружениями на них в сроки, установленные статьей 4 контракта.

Стоимость работ по контракту - 6 999 355 руб. 50 коп. (с НДС).

В соответствии с разделом 4 договора
стороны согласовали поэтапные сроки выполнения работ в соответствии с Календарным планом (приложение N 3 к контракту).

В соответствии с пунктом 6.2 договора за нарушение подрядчиком установленного контрактом срока сдачи работ или их этапов по его вине подрядчик при выставлении заказчиком письменного требования уплачивает заказчику пеню в размере 1/300 учетной ставки банковского процента ЦБ РФ, действующее на дату предъявления письменного требования, от стоимости невыполненных работ или их этапов за каждый день просрочки.

В соответствии с заданием N 82/03 (утверждено 18.04.2007 г.) определено содержание (этапы) работ, местоположение объектов, в отношении которых надлежит выполнить эти работы, требования к сдаче работ заказчику.

Согласно календарному плану инженерно-геодезические изыскания выполняются подрядчиком с момента заключения контракта и до 20.12.2007 г., сроки выполнения второго и третьего этапов определяются дополнительными соглашениями.

В соответствии с утвержденным календарным планом предусмотренные контрактом работы подлежали выполнению в три этапа: первые два этапа - инженерно-геодезические изыскания, третий этап - землеустроительные работы, описание землепользований, подготовка и сопровождение материалов для постановки полосы отвода на государственный земельно-кадастровый учет.

Дополнительным соглашением от 22.04.2008 г. стороны согласовали срок завершения работ по контракту - 22.07.2008 г.

Согласно разделу 4 контракта работы, не включающие в себя получение выписок из государственного земельного кадастра и утверждение землеустроительной документации, должны были быть выполнены в течение 11 месяцев с момента его заключения, в том числе в 2007 году - с 03.08.2007 г. по 20.12.2007 г. и в 2008 году - с 09.01.2008 г. по 22.07.2008 г.

Письмом от 14.08.2009 г. N 28/2134 Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области уведомило ответчика о своем предложении расторгнуть контракт на условиях проекта соглашения с
уплатой пени за просрочку исполнения обязательства за период с 23.07.2008 г. по 1.08.2009 г. в сумме 125 918 руб. 60 коп. В ответе не письмо ООО “Землемер“ сообщило о том, что просрочка исполнения обязательства возникла не по вине подрядчика и предложило продлить срок выполнения контракта до 30.10.2009 г.

По накладной N 40 от 4.09.2009 г. ООО “Землемер“ передало Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области постановления глав администраций муниципальных районов и кадастровые паспорта земельных участков по автомобильной дороге общего пользования “Подъем - Михайловка - Богдановка - Алексеевка, автомобильной дороге общего пользования “Курумоч - Новый Буян - Старая Бинорадка“, автомобильной дороге общего пользования “Курумоч - Новый Буян“, а письмом N 137 от 7.09.2009 г. ООО “Землемер“ передало Министерству акт N 3 сдачи - приемки выполненных работ.

Сторонами не оспаривается факт, что по состоянию на 1.09.2009 г. ООО “Землемер“ выполнило обязательство на сумму 6 066 164 руб. 44 коп.

При этом Министерство, настаивая на расторжении контракта и взыскании неустойки указало, что просрочка исполнения обязательства является значительной, что в силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет Министерству требовать о расторжении контракта.

В свою очередь ООО “Землемер“, не отрицая факт просрочки исполнения обязательств по контракту, указало, что просрочка образовалась в связи с просрочкой исполнения обязательств по предыдущим этапам самого заказчика. Заказчик факт просрочки исполнения обязательств по контракту не отрицает.

Судом первой инстанции было установлено, что в соответствии с техническим заданием Министерства общество должно было совершить следующие действия:

- осуществить получение и изучение имеющихся сведений на район работ о земельных участках, содержащихся в земельном кадастре, землеустроительной, градостроительной, лесоустроительной, геодезической,
картографической и иной документации;

- осуществить получение из соответствующих органов сведений о наличии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельные участки и другие объекты недвижимого имущества, попадающие полностью или частично в границы работ;

- установить наличие наземных и подземных инженерных коммуникаций, расположенных в границах работ;

- получить (оформить) соответствующие разрешения, необходимые для производства работ;

- произвести рекогносцировку района работ;

- произвести полевое обследование пунктов государственной геодезической сети, опорной межевой сети и межевых знаков вдоль автомобильной дороги;

- уточнить в территориальном органе по управлению земельными ресурсами и землеустройству данных о смежных землепользователях и их уведомление о проведении мероприятий по установлению (восстановлению) границ земельного участка;

- составить и представить на согласование заказчику программы изысканий;

- произвести инженерно-геодезические изыскания;

- произвести на местности обследование границ землепользований;

- произвести сбор и комплектование копий материалов, связанных с отводом земельных участков, расположенных в границах проведения работ;

- произвести межевание земельного участка;

- при отсутствии сведений в государственном земельном кадастре уточнить и согласовать границы земельного участка с оформлением соответствующих актов установления и согласования границ земельного участка;

- составить в соответствии с требованиями Росземкадастра кадастровые планы установленной формы масштаба 1:2000 с нанесенными границами земельного участка в цифровом виде на бумажных носителях;

- сформировать каталог координат пунктов ОМС, координат точек (углов поворота), длин линий и дирекционных направлений границ земельного участка;

- определить площади земельного участка с точностью не ниже графической точности, соответствующей используемому масштабу с составлением экспликации земель;

- сформировать землеустроительное (межевое) дело на земельный участок в размере муниципального образования;

- согласовать землеустроительное (межевое) дело с заказчиком;

- обеспечить утверждение землеустроительного (межевого) дела в установленном порядке;

- осуществить сопровождение материалов межевания до постановки земельного участка на кадастровый учет и
получения кадастровых планов земельного участка (участков) - выписок из государственного земельного кадастра по формам В.1, В.2, В.3, В.4.

Актами приемки выполненных работ от 17.12.2007 г. и от 18.07.2008 г. подтверждается выполнение подрядчиком работ на сумму 6 066 164 руб. 44 коп.

При выполнении третьего (заключительного) этапа работ подрядчик часть указанных работ передал заказчику по накладным N 119дсп от 26.09.2008 г., N 121дсп от 1.10.2008 г., N 130дсп от 7.10.2008 г., N 135дсп от 17.10.2008 г., N 136дсп от 17.10.2008 г., N 196дсп от 29.12.2008 г., N 40 от 4.09.2009 г.

По смыслу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенный между сторонами договор может быть расторгнут или изменен по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, при этом существенным признается такое нарушение договора, которое влечет для другой стороны такой ущерб, при котором она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Как следует из отдельных условий заключенного сторонами контракта и его содержания в целом, целью его заключения явилось совершение подготовительных действий для последующей государственной регистрации прав Российской Федерации на земельные участки, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования. Подготовительные действия должны были быть выражены в постановке земельных участков на кадастровый учет. Работы по постановке указанных в контракте земельных участков на кадастровый учет были выполнены подрядчиком в полном объеме; кадастровые паспорта сданы заказчику, который после их приемки каких-либо замечаний в отношении данных документов не высказал. Приемка указанных документов свидетельствует об их потребительской ценности для заказчика, поскольку результат данных работ может быть использован заказчиком по прямому назначению в целях государственной регистрации прав
на земельные участки.

Суд первой инстанции, основывая свои выводы на данных обстоятельствах, пришел к правильному выводу о том, что не усматривается понесение заказчиком значительного ущерба, явившегося результатом допущенной просрочки в выполнении работ, поскольку допущенная подрядчиком просрочка в выполнении работ не отвечает признаку существенного нарушения условий контракта, позволяющему расторгнуть такой контракт в судебном порядке по требованию одной из сторон в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ввиду недоказанности вины подрядчика в просрочке выполнения работ.

Часть работ по контракту могла быть выполнена подрядчиком лишь после утверждения и согласования результата выполнения предыдущего этапа работ заказчиком. Министерством не отрицается факт просрочки исполнения указанных обязательств и истцом.

В силу статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

В силу изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о бездействии заказчика и допущенной им просрочки кредитора.

Просрочка кредитора освобождает должника от ответственности за просрочку исполнения своих договорных обязательств, явившуюся следствием подобного поведения кредитора.

В силу изложенного первоначальный иск Министерства обоснованно оставлен судом первой инстанции без удовлетворения, а апелляционная жалобы в данной части является необоснованной и противоречащей фактическим обстоятельствам дела.

Правильно судом первой инстанции было удовлетворено встречное исковое требование истца о взыскании стоимости выполненных работ, поскольку предусмотренные контрактом работы ООО “Землемер“ выполнило и сдало заказчику, который каких-либо замечаний к их объему и качеству не предъявил.

Уклонение заказчика от оплаты работ, результат которых им принят, нарушает как условия заключенного сторонами контракта, так и положения статей 309, 310, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым обязательства заказчика по оплате выполненных подрядчиком работ должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.

В силу указанных обстоятельств апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2009 года, принятое по делу N А55-29018/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ

Судьи

В.Т.БАЛАШЕВА

О.Е.ШАДРИНА