Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2010 по делу N А55-13356/2009 По делу о признании недействительным постановления главы города о распоряжении земельным участком.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2010 г. по делу N А55-13356/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Засыпкиной Т.С.,

судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,

с участием:

от заявителя - Куценко Д.В., доверенность от 07 декабря 2009 г. N 987;

от администрации городского округа Самара - Калакина Е.В., доверенность от 25 декабря 2009 г. N 01/04-1663;

от главы городского округа Самара - Калакина Е.В., доверенность от 25 декабря 2009 г. N 01/04-1662;

от третьих лиц:

от закрытого акционерного общества “КС-лизинг“ - извещен, не явился;

от Министерства имущественных отношений
Самарской области - извещен, не явился;

от открытого акционерного общества “Самарский завод “Экран“ - Солодовников А.А., доверенность от 03 июля 2007 г. N 12;

от Федерального государственного унитарного предприятия “Научно-исследовательский институт “Экран“ - извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 декабря 2009 г.

по делу N А55-13356/2009 (судья Бойко С.А.),

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,

к администрации городского округа Самара, г. Самара,

главе городского округа Самара, г. Самара,

третьи лица:

закрытое акционерное общество “КС-лизинг“, с. Черноречье, Волжский район, Самарская обл.,

Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

открытое акционерное общество “Самарский завод “Экран“, г. Самара,

Федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский институт “Экран“, г. Самара,

о признании недействительным постановления,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель, Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации городского округа Самары (далее - Администрация) о признании недействительным постановления главы городского округа Самара от 19 мая 2006 г. N 428.

Определениями от 19 августа 2009 г., 14 сентября 2009 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО “КС-лизинг“, Министерство имущественных отношений Самарской области, ОАО СЗ “Экран“, ФГУП НИИ “Экран“.

Определением от 13 октября 2009 г. суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве второго ответчика главу городского округа Самара.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 декабря 2009 г. в удовлетворении заявленных требований
отказано.

При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что поскольку право собственности Российской Федерации не возникло, то глава городского округа Самара вправе был распоряжаться земельным участком, право собственности на который не было разграничено; заявителем не доказана совокупность условий, определенных ст. ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с чем не имеется оснований для признания недействительным постановления главы города Самары от 19 мая 2006 г. N 428.

Не согласившись с выводами суда, Теруправление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ земельный участок с кадастровым номером 63:01:0739002:7, расположенный по адресу: г. Самара, пр. Кирова, 24, площадью 229 288,2 кв. м, относится к федеральной собственности.

В силу Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“ земельный участок с кадастровым номером 63:01:0739002:7 подлежал внесению в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.

Для принятия постановления о предоставлении в аренду части спорного земельного участка органам местного самоуправления необходимо было, во-первых, либо прекратить в соответствии с действующим законодательством право постоянного (бессрочного) пользования, получив отказ предприятия от права постоянного (бессрочного) пользования, во-вторых, уведомить об этом Территориальное управление Росимущества по Самарской области, в-третьих, при принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка иному юридическому лицу получить согласие Территориального управления Росимущества по Самарской области.

Таким образом, отказ от прав на земельные участки федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных
учреждений и иных некоммерческих организаций оформляется письменным заявлением, согласованным с Минимуществом России.

В судебном заседании представитель Теруправления доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Администрации, главы городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.

Представитель ОАО “Самарский завод “Экран“ также считает решение суда законным и обоснованным.

В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением главы города Самары от 19 мая 2006 г. N 428 утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: проспект Кирова в Промышленном районе; прекращено ОАО СЗ “Экран“ право постоянного пользования частью земельного участка площадью 7 265,30 кв. м, ранее предоставленного постановлением администрации города Самары от 11 января 1993 г. N 17, фактически занимаемый заводом земельный участок, расположенный по адресу: проспект Кирова в Промышленном районе (свидетельство о праве постоянного пользования земельным участком от 22 января 1993 г. N 65320) (т. 1 л.д. 12).

Кроме того, указанным постановлением ЗАО “КС-лизинг“ предоставлен в аренду с правом выкупа в собственность сроком на 5 (пять) лет земельный участок площадью 7265,30 кв. м, занимаемый производственно-складской базой, относящийся по категории к землям поселений, расположенный по адресу: проспект Кирова, 20, в Промышленном районе согласно прилагаемому проекту границ земельного участка.

Из материалов дела
следует, что на земельном участке площадью 7 265,30 кв. м расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ЗАО “КС-лизинг“.

В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации о праве собственности ЗАО “КС-лизинг“ на земельный участок площадью 7 265,30 кв. м, занимаемый производственно-складской базой, расположенный по адресу: Самарская область, Самара, Промышленный район, проспект Кирова, д. 20, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 апреля 2009 г. 63-АГ 220874 (т. 1 л.д. 17).

Полагая, что постановление главы городского округа Самара от 19 мая 2006 г. N 428 является незаконным, поскольку данный земельный участок является собственностью Российской Федерации в силу ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“, Теруправление обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“ был предусмотрен следующий порядок разграничения государственной собственности:

- специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, установленными в Законе “О разграничении государственной собственности на землю“, подготавливали перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований возникало право собственности;

- подготовленные и согласованные перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникало право собственности, утверждались Правительством Российской Федерации;

- сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникало право собственности, вносились в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Ссылка заявителя на ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“ не принята судом первой инстанции во внимание, поскольку положения указанной статьи содержали лишь основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.

При этом судом первой инстанции правомерно указано, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных
актов Российской Федерации“ вышеназванный Закон о разграничении государственной собственности на землю был признан недействующим и введен новый порядок разграничения и распоряжения публичной землей, содержащийся в Федеральном законе от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Из материалов дела следует, что в период действия Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“ право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Поскольку право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не возникло, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что в силу ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ глава городского округа Самара был вправе распоряжаться земельным участком, право собственности на который не было разграничено.

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“ утратил силу, а положения Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ вступили в силу с 1 июля 2006 г.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Самарской области от
03 сентября 2009 г. по делу N А55-19872/2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2009 г., в удовлетворении заявленных требований Теруправления к администрации городского округа Самара о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0739002:7, расположенный по адресу: г. Самара, пр. Кирова, 24, площадью 229 288,2 кв. м (земельный участок ОАО “Самарский завод “Экран“) было отказано.

Доказательства наличия права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в материалы дела не представлены.

При принятии судебного акта суд первой инстанции принял в внимание, что заводу “Экран“ ПО предоставлено в постоянное пользование 248 490,00 кв. м для размещения завода в соответствии с постановлением главы администрации г. Самары от 11 января 1993 г. N 17 по адресу: Промышленный район, пр. Кирова N 24, что следует из свидетельства о праве постоянного пользования землей (т. 1 л.д. 18, 100).

Статьей 45 ЗК РФ определен перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 настоящего Кодекса.

При отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 53 ЗК РФ).

Из материалов дела, а также пояснений представителя ОАО “Самарский завод “Экран“ следует, что ОАО “Самарский завод
“Экран“ отказалось от права на земельный участок площадью 7 265,30 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова, 24, под объектами недвижимости и прилегающей территории, принадлежащей ЗАО “КС-лизинг“.

Глава 24 АПК РФ устанавливает общий принцип, которым руководствуется арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - защита нарушенных законных прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Исходя из положений ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 г. N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического
лица.

Поскольку ни одно из вышеназванных обстоятельств в ходе рассмотрения заявления Теруправления установлено не было, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого постановления главы города Самары от 19 мая 2006 г. N 428.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 03 декабря 2009 г. по делу N А55-13356/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий

Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи

Е.М.РОГАЛЕВА

Н.Ю.МАРЧИК