Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 по делу N А55-23837/2009 По делу о признании недействительным решения регионального отделения ФСС о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также требования об уплате недоимки по страховым взносам, штрафов.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2010 г. по делу N А55-23837/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,

при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:

от Самарской городской общественной организации инвалидов “СИЛК“ - представителя Спекторовой И.А., доверенность от 12 января 2009 года, ордер от 10 марта 2010 года N 068400,

от государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 2 - представителя Котлярова А.В., доверенность от 28 декабря 2009 года N 202/10,

от третьего лица:
Общероссийского объединения профсоюзов “Российское объединение социальных технологий“ (РОСТ) - представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2010 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице филиала N 2

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2009 года по делу N А55-23837/2009, судья Бойко С.А., принятое по заявлению Самарской городской общественной организации инвалидов “СИЛК“, г. Самара, к государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 2, г. Самара, - замена на надлежащего ответчика - государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Самара, третье лицо: Общероссийское объединение профсоюзов “Российское объединение социальных технологий“ (РОСТ), г. Самара,

о признании недействительными решения от 25 июня 2009 года N 10, требования от 15 июля 2009 года N 10 в части,

установил:

Самарская городская общественная организация инвалидов “СИЛК“ (далее - СГООИ “СИЛК“, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований о признании недействительными решения государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 “О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ от 25 июня 2009 года N 10, а также требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей от 15 июля 2009 года N 10 в части доначисления
страховых взносов в размере 1 677 703,73 руб., а также пени и штрафа в соответствующей части.

Определением суда от 15 октября 2009 года произведена замена ненадлежащего ответчика - государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2 на надлежащего государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Самарское региональное отделение ФСС РФ, учреждение) (т. 1, л.д. 153).

Определением суда от 26 ноября 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общероссийское объединение профсоюзов “Российское объединение социальных технологий“ (РОСТ) (т. 2, л.д. 95).

Решением суда от 29 декабря 2009 года заявление СГООИ “СИЛК“ удовлетворено. Признаны недействительными решение Самарского регионального отделения ФСС РФ в лице филиала N 2 “О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ от 25 июня 2009 года N 10 в части привлечения СГООИ “СИЛК“ к ответственности по п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ в виде штрафа в размере 335 913,16 руб., доначисления страховых взносов в размере 1 677 703,73 руб., а также пени в размере 284 311,19 руб., а также требование Самарского регионального отделения ФСС РФ в лице филиала N 2 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанностей от 15 июля 2009 года N 10 в части предложения уплатить штраф в размере 335 913,16 руб., страховых взносов в размере 1 677 703,73 руб., а также пени в размере 284 311,19 руб.

В апелляционной жалобе Самарское региональное отделение ФСС РФ в лице филиала N 2 просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель Самарского регионального отделения ФСС РФ доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

Представитель СГООИ “СИЛК“ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, с 26 января по 09 декабря 2009 года Самарским региональным отделением ФСС РФ в лице филиала N 2 была проведена документальная выездная проверка правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования СГООИ “СИЛК“ за период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2008 года.

По результатам проверки был составлен акт проверки от 09 февраля 2009 года N 10н/с (т. 1, л.д. 11 - 16), а также вынесено решение “О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ от 25 июня 2009
года N 10, которым СГООИ “СИЛК“ привлечена к ответственности по п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ в виде штрафа в размере 335 913,16 руб., ей доначислены страховые взносы в размере 1 679 565,83 руб., а также начислены пени в размере 285 483,79 руб.

СГООИ “СИЛК“ оспаривает решение и требование в части доначисления страховых взносов в размере 1 677 703,73 руб., а также соответствующих пени и штрафов.

Как усматривается из материалов дела, в ходе документальной выездной проверки Самарское региональное отделение ФСС РФ пришло к выводу о том, что СГООИ “СИЛК“ необоснованно не произвела начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на расходы, произведенные на выплату компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. Самарское региональное отделение ФСС РФ посчитало, что данные выплаты не носят компенсационный характер и на них должны быть начислены страховые взносы.

В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

На основании ст. 13 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности“ профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации и их органы имеют право
на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом. Исходя из ст. 19 того же закона для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренные положениями, утвержденными профсоюзами.

Статьей 22 Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ профессиональным союзам предоставлено право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации, осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда.

Статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право профсоюзных инспекторов труда проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организаций.

Статьей 50 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что коллективный договор подлежит уведомительной регистрации в соответствующем органе по труду.

Коллективный договор СГООИ “СИЛК“ на период 2006 - 2009 годов утвержден 25 июня 2006 года, его новая редакция зарегистрирована 06 августа 2007 года за N 546/03. В нем отражены компенсационные выплаты, порядок и размер начисления которых определены соглашением об охране труда к коллективному договору N 546/03.

Самарским отделением объединенной профсоюзной инспекции труда общероссийского объединения профсоюзов РОСТ составлен акт N 7 независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организации в СГООИ “СИЛК“ от 28 июня 2005 года, из которого усматривается, что имеются вредные условия труда, подлежащие компенсации в установленном законом порядке. Конкретные размеры компенсационных выплат устанавливаются работодателем.

Согласно п. 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 года N 184, страховые взносы не начисляются на выплаты,
установленные перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июля 1999 года N 765 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3681), за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.

В соответствии с п. 10 вышеназванного Перечня не начисляются страховые взносы на суммы, выплачиваемые работникам в возмещении расходов и иные компенсации, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации.

Доводы Самарского регионального отделения ФСС РФ о том, что СГООИ “СИЛК“ выплачивала компенсационные выплаты в виде завуалированной заработной платы, не подтверждены конкретными доказательствами и противоречат фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения настоящего дела.

С учетом изложенного, поскольку компенсационные выплаты сотрудникам заявителя выплачиваются на основании обследования общероссийского объединения профсоюзов, коллективного договора, соглашения, доначисление заявителю страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в сумме 1 677 703,73 руб., начисление на них пени в размере 284 311,19 руб., а также привлечение СГООИ “СИЛК“ к ответственности по п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ в виде штрафа в размере 335 913,16 руб. суд первой инстанции правомерно признал необоснованным.

При таких обстоятельствах оспариваемые заявителем решение от 25 июня 2009 года N 10 и требование от 15 июля 2009 года N 10 в указанной части обоснованно признаны судом недействительными как противоречащие законодательству и нарушающие права и законные интересы заявителя.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом
рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Ссылки в апелляционной жалобе об отсутствии методики расчета вышеуказанных выплат не влияют на законность выводов суда первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не свидетельствуют о незаконности отнесения вышеозначенных компенсационных выплат к выплатам, на которые не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование. Кроме того, СГООИ “СИЛК“ ссылается на то, что порядок и размер начисления компенсационных выплат отражен в соглашении об охране труда (т. 1, л.д. 39, 40), приложенном к коллективному договору N 546/03 (пункты 5.12, 5.13).

На основании изложенного решение суда от 29 декабря 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Самарского регионального отделения ФСС РФ - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Самарское региональное отделение ФСС РФ, однако с государственных органов взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2009 года по делу N А55-23837/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 2 - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи

В.С.СЕМУШКИН

А.А.ЮДКИН