Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу N А72-15322/2009 По делу о признании недействительным распоряжения главы администрации в части принятия в казну имущества муниципального унитарного предприятия, находящегося на праве хозяйственного ведения.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2010 г. по делу N А72-15322/2009

Резолютивная часть объявлена 09 марта 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каплина С.Ю., судей Лукьяновой Т.А., Серовой Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Черновой Е.А., с участием:

конкурсный управляющий МУП “Инзенские электрические сети“ Лашин С.М. - не явился, извещен,

от Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО “Инзенский район“ - представитель не явился, извещен,

от Муниципального образования в лице Администрации МО “Инзенский район“ - представитель Новиков А.В. по дов. от 19.05.09 г.,

от МУП “Инзенские электрические сети“ - представитель Бирюков И.А.
по дов. 01.03.2010 г.,

после перерыва:

от конкурсного управляющего МУП “Инзенские электрические сети“ Лашина С.М. - представитель Бирюков И.А по дов. от 01.03.2010 г.,

от Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО “Инзенский район“ - представитель не явился, извещен,

от Муниципального образования в лице Администрации МО “Инзенский район“ - представитель не явился, извещен,

от МУП “Инзенские электрические сети“ - представитель Бирюков И.А. по дов. 01.03.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, апелляционные жалобы конкурсного управляющего МУП “Инзенские электрические сети“ Лашина С.М., Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО “Инзенский район“, Муниципального образования в лице Администрации МО “Инзенский район“ на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2009 года (судья С.П. Рогожин) по делу N А72-15322/2009 по иску конкурсного управляющего МУП “Инзенские электрические сети“ Лашина С.М. к Муниципальному образованию в лице Администрации МО “Инзенский район“, третьи лица - Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО “Инзенский район“, МУП “Инзенские электрические сети“ о признании недействительным распоряжения,

установил:

конкурсный управляющий Лашин С.М. от имени МУП “Инзенские электрические сети“ обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Муниципальному образованию “Инзенский район“ в лице Администрации МО “Инзенский район“, третьи лица - Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО “Инзенский район“, МУП “Инзенские электрические сети“ о признании недействительным распоряжения главы администрации МО “Инзенский район“ N 262р от 04.07.2006 г.

Судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, в котором истец просит признать недействительным распоряжение главы администрации МО “Инзенский район“ N
262р от 04.07.2006 г., изданное исполняющим обязанности Главы администрации МО “Инзенский район“ Ульяновской области в части принятия в казну Инзенского района имущества муниципального унитарного предприятия “Инзенские электрические сети“, находящегося у него на праве хозяйственного ведения имущества, принятого Комитетом по управлению имуществом Инзенского района по акту приема-передачи имущества N 1.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2009 года исковые требования удовлетворены.

Конкурсный управляющий Лашин С.М. от имени МУП “Инзенские электрические сети“ обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2009 года и применить последствия недействительности сделки в виде возврата в МУП “Инзенские электрические сети“ незаконно изъятого имущества, указанного в приложении N 1 акта приема-передачи N 1.

Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО “Инзенский район“, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2009 года.

Муниципальное образование в лице Администрации МО “Инзенский район“, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2009 года.

В судебном заседании 04 марта 2010 года объявлен перерыв до 09 марта 2010 года. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.

В судебное заседание не явились представители Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО “Инзенский район“, Муниципального образования в лице Администрации
МО “Инзенский район“, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель конкурсного управляющего МУП “Инзенские электрические сети“ Лашина С.М. заявил ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и просил прекратить производство по ней.

Представитель МУП “Инзенские электрические сети“, конкурсного управляющего МУП “Инзенские электрические сети“ Лашина С.М. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворений.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, выслушав представителя сторон, рассмотрев представленные документы, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2009 года не подлежащим отмене, производство по апелляционной жалобе конкурсного управляющего МУП “Инзенские электрические сети“ Лашина С.М. подлежащим прекращению.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.06.2006 г. в отношении МУП “Инзенские электрические сети“ введена процедура наблюдения.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.02.2007 г. МУП “Инзенские электрические сети“ признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.

Администрацией МО “Инзенский район“ 04.07.2006 г. издано распоряжение N 262р, согласно которому администрация обязывает Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Инзенского района принять казну Инзенского района имущество МУП “Инзенские электрические сети“.

Согласно актам N 1 и N 2 Комитет по управлению имуществом Инзенского района принял от МУП “Инзенские электрические сети“ спорное имущество (л.д. 91 - 97).

По мнению истца, изъятие имущества из хозяйственного ведения предприятия повлекло невозможность осуществления им задач, определенных уставом.

В соответствии с разделом 2 “Предмет и цель деятельности предприятия“ Устава МУП “Инзенские электрические сети“ создано в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей
предприятий, организаций и населения в услугах бесперебойного электроснабжения предприятий, организаций и жилого фонда г. Инза, р.п. Глотовка, с. Дубенки.

Согласно пункту 1 статьи 103 и пункту 3 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) сделка, совершенная должником, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению конкурсного управляющего по основаниям, предусмотренным этим Законом. В таких случаях иск о признании сделки недействительной или применении последствий недействительности ничтожной сделки предъявляется конкурсным управляющим от имени должника.

В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Пунктом 5 указанной статьи унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам только принадлежащим ему имуществом.

Согласно п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 10984/08 и положениями статьи 295, пунктом 2 статьи 296 и пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими, что изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления. Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи
18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

В силу абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.

Обжалуя решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2009 года, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО “Инзенский район“ и Муниципальное образование в лице Администрации МО “Инзенский район“ указывают на недопустимость рассмотрения настоящего спора по причине отказа в удовлетворении исковых требований МУП “Инзенские электрические сети“ в лице конкурсного управляющего Лашина С.М. решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.04.2008 г. по делу N А72-6047/07-18/383 о признании недействительным распоряжения N 262р от 04.07.2006 г.

Предметом рассмотрения по делу N А72-6047/07-18/383 являлись требования о признании недействительным распоряжения N 262р от 04.07.2006 г., как сделки, заключенной с нарушением ст. 64 Закона о банкротстве, тогда как по настоящему спору оспаривание законности распоряжения сводится к признанию недействительной (ничтожной) сделки, направленной на прекращение права хозяйственного ведения предприятия спорным имуществом и на изъятие его у предприятия и совершенной
с нарушением требований Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“.

То есть основания иска по делу N А72-15322/2009 отличаются от рассматриваемых в настоящем деле, что исключает возможность прекращения производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Довод муниципального образования о непредставлении истцом доказательств, которые бесспорно позволяли бы утверждать, что банкротство МУП “Инзенские электрические сети“ было вызвано неправомерными действиями ответчика, в том числе путем издания оспариваемого распоряжения, признан несостоятельным, поскольку предметом заявленных требований является признание недействительной гражданско-правовой сделки по причине ее несоответствия действующему законодательству.

Также судебная коллегия принимает во внимание тот факт, что согласно части 1 статьи 148 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ имущество должника может быть передано органу местного самоуправления только после проведения торгов.

Ссылки Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО “Инзенский район“ на необходимость привлечения Арбитражным судом Ульяновской области администрации МО Инзенское городское поселение и Комитета по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МО “Инзенское городское поселение“ в качестве лиц, участвующих в деле несостоятельны, поскольку документально не подтверждено нарушение прав и законных интересов данных лиц.

Данное ходатайство в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не заявлялось, тогда как суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 66 АПК РФ не вправе привлекать к участию в деле третьих лиц.

Таким образом доводы апелляционных жалоб судебной коллегией не принимаются по вышеуказанным основаниям.

Согласно ст. 265 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной
жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 кодекса.

Отказ от апелляционной жалобы подписан представителем конкурсного управляющего МУП “Инзенские электрические сети“ Лашина С.М. в рамках предоставленных полномочий.

Принимая во внимание, что отказ от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц, судебная коллегия считает возможным принять отказ конкурсного управляющего МУП “Инзенские электрические сети“ Лашина С.М. от апелляционной жалобы и прекратить производство по ней.

На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2009 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО “Инзенский район“, Муниципального образования в лице Администрации МО “Инзенский район“ без удовлетворений, производство по апелляционной жалобе конкурсного управляющего МУП “Инзенские электрические сети“ Лашина С.М. прекратить.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционных жалоб возлагаются на их заявителей за исключением Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО “Инзенский район“.

Руководствуясь ст. ст. 265 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

принять отказ и прекратить производство по апелляционной жалобе конкурсного управляющего МУП “Инзенские электрические сети“ Лашина С.М. на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2009 года по делу N А72-15322/2009.

Оставить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2009 года по делу N А72-15322/2009 без изменения, апелляционные жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО “Инзенский район“, Муниципального образования в лице Администрации МО “Инзенский район“ - без удовлетворений

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано
в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

С.Ю.КАПЛИН

Судьи

Т.А.ЛУКЬЯНОВА

Е.А.СЕРОВА