Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 N 18АП-618/2010 по делу N А76-37888/2009 По делу о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления документов, определенных Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 г. N 18АП-618/2010

Дело N А76-37888/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Бабкиной С.А., Матвеевой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шатиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “СтройГрад+“ на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.12.2009 по делу N А76-37888/2009 (судья Котляров Н.Е.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью “СтройГрад+“ - Баркиной О.Н. (доверенность от 15.03.2010), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска - Ивановой
Л.Н. (доверенность от 11.01.2010),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “СтройГрад+“ (далее - ООО “СтройГрад+“, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска (далее - инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконными решений от 15.07.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления документов, определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации), принятым по документам, зарегистрированным под входящим номером N 3239 от 09.07.2009, об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления документов, определенных Законом о регистрации от 15.07.2009, принятым по документам, зарегистрированным под входящим номером N 3240 от 09.07.2009, обязании внести изменения в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных документов.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.12.2009 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе ООО “СтройГрад+“ просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда первой инстанции о необходимости соблюдения нотариального удостоверения сделок. Федеральный закон от 30.12.2008 N 312-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 312-ФЗ), устанавливающий данную обязанность, вступил в законную силу с 01.07.2009. Сделки по отчуждению долей в уставном капитале общества осуществлены 30.06.2009, то есть до вступления закона в силу. Сведения об изменении состава участников общества направлены в регистрирующий орган в течение трех дней, в соответствии с порядком, установленным пунктом 5 статьи 5 Закона о регистрации. Письмо
Федеральной налоговой службы от 08.07.2009 N МН-22-6/548@ противоречит Закону о государственной регистрации. ООО “СтройГрад+“ представило все необходимые документы для государственной регистрации изменений, правовые основания для отказа в государственной регистрации отсутствуют.

Регистрирующий орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Заявителем в нарушение подпунктов “а“ и “г“ пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица не соблюдена нотариальная форма представляемых на регистрацию документов, которые отвечали бы требованиям Федерального закона N 312-ФЗ, а также не представлено подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, отвечающей требованиям указанного Закона.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, ООО “СтройГрад+“ зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска 07.08.2006, о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 10674530068583, выдано свидетельство серии 74 N 004688354.

В соответствии с пунктом 8.1 устава общества для обеспечения деятельности общества за счет вклада учредителя сформирован уставной капитал в размере 10000 руб., состоящий из номинальной стоимости доли участника Ф.И.О. (далее - Крикун А.А.), что составляет 100 % уставного капитала.

30.06.2009 между Крикуном А.А. (продавцом) и обществом с ограниченной ответственностью “Фактор“ (далее
- ООО “Фактор“, покупателем) заключен договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО “СтройГрад+“, в соответствии с которым продавец продает, а покупатель принимает долю в размере 95 % в уставном капитале общества номинальной стоимостью 9500 руб.

30.06.2009 между Крикуном А.А. (продавцом) и Кагировой Галией Фаниловной (далее - Кагирова Г.Ф., покупателем) заключен договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО “СтройГрад+“, в соответствии с которым продавец продает, а покупатель принимает долю в размере 5 % в уставном капитале общества номинальной стоимостью 500 руб.

30.06.2009 участник ООО “СтройГрад+“ Крикун А.А. принял решение N 14, в соответствии с которым решил выйти из состава учредителей общества, передать свою долю в размере 5 % уставного капитала Кагировой Г.Ф., 95 % уставного капитала ООО “Фактор“, утвердить изменения в учредительные документы общества, касающиеся учредителей, зарегистрировать вышеуказанные изменения сведений о юридическом лице, связанных и не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества в установленном порядке.

01.07.2009 ООО “СтройГрад+“ направило в адрес инспекции по почте следующие документы: заявление по форме N Р13001 (вх. 3240) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, связанных с изменением состава участников общества, а также заявление по форме N Р 14001 (вх. N 3239) о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

К заявлению по форме N Р13001 приложены учредительный договор от 30.06.2009, изменения N 2, вносимые в устав общества, решение N 14 от 30.06.2009, документ об уплате госпошлины, договоры купли-продажи долей от 30.06.2009.

Заявления от имени общества подписаны директором Фаттаховой Светланой Салаватовной, подлинность подписи которой засвидетельствована нотариусом нотариального округа Слипченко
Е.Н.

Инспекция, рассмотрев представленные документы, на основании подпунктов “а“, “г“ пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации, статьи 12, пунктов 11, 12, 14 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) приняла решения от 15.07.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов.

В обоснование отказа инспекция указала, что заявителем не соблюдена нотариальная форма представляемых документов, а также не представлено заявление о государственной регистрации по форме, отвечающей требованиям Федерального закона N 312-ФЗ.

Не согласившись с решениями регистрирующего органа от 15.07.2009, ООО “СтройГрад+“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение Федерального закона N 312-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.07.2009, к заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы, связанных с изменением состава участников заявителем не приложены нотариально удостоверенные договоры купли-продажи долей в уставном капитале. В действиях инспекции нарушения требований законодательства при принятии решений об отказе в государственной регистрации не установлено.

Выводы арбитражного суда первой инстанции о наличии правовых оснований для отказа в государственной регистрации, являются ошибочными.

В силу статьи 23 Закона о регистрации (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.07.2009) отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной
формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации (в редакции Федерального закона N 312-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Отказ в государственной регистрации юридического лица мотивирован инспекцией непредставлением определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов, несоблюдением нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами (подпункты “а“, “г“ пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации).

Согласно пунктам 11, 12 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в редакции Федерального закона N 312-ФЗ) сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества,
подлежит нотариальному удостоверению.

Доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов.

В силу пункта 14 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, нотариус, совершивший ее нотариальное удостоверение, в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли, с приложением соответствующего договора или иного выражающего содержание односторонней сделки и подтверждающего основание перехода доли или части доли документа.

Заявитель обратился в регистрирующий орган 01.07.2009. Вместе с тем, договоры купли-продажи долей в уставном капитале совершены 30.06.2009.

Согласно пункту 6 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (в редакции, действовавшей до 01.07.2009) уступка доли (части доли) в уставном капитале общества должна быть совершена в простой письменной форме, если требование о ее совершении в нотариальной форме не предусмотрено уставом общества.

Уставом общества (пункт 3.12) предусмотрена простая письменная форма сделки отчуждения доли.

Следовательно, при обращении 01.07.2009 в регистрирующий орган заявителем не нарушен пункт 14 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью о необходимости представления заявления, подписанного участником общества, отчуждающим долю или часть доли, с приложением соответствующего договора.

Для государственной
регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации (в редакции Федерального закона N 312-ФЗ) для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган ООО “Строй Град+“ представило все необходимые документы: подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и совершенные в простой письменной форме договоры купли-продажи долей, подтверждающие основание перехода долей.

Поскольку на
момент совершения договоров купли-продажи действующее законодательство не предусматривало нотариальное удостоверение сделки, направленной на отчуждение долей, правовые основания для нотариального удостоверения сделки, для оформления заявления о государственной регистрации в соответствии с требованиями пункта 14 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью отсутствовали. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации не обоснован.

Ссылка инспекции на письмо Федеральной налоговой службы от 08.07.2009 N МН-22-6/548@ как основание рассмотрения документов, представленных с 25.06.2009 по 30.06.2009 включительно с учетом положений Закона о регистрации, действовавших до вступления в законную силу Федерального закона N 312-ФЗ, документов, представленных после 01.07.2009 с учетом Федерального закона N 312-ФЗ, несостоятельна, поскольку письма не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Таким образом, отказы инспекции от 15.07.2009 в государственной регистрации юридического лица не соответствуют законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя. С учетом изложенного, оспоренное решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а апелляционная жалоба - удовлетворению. Соответственно, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат взысканию с инспекции в пользу заявителя (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.12.2009 по делу N А76-37888/2009 отменить.

Требование общества с ограниченной ответственностью “СтройГрад+“
удовлетворить.

Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска от 15.07.2009 N об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице обществе с ограниченной ответственностью “СтройГрад+“, связанных с внесением изменений в учредительные документы, незаконным как противоречащее статье 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска произвести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице обществе с ограниченной ответственностью “СтройГрад+“, связанных с внесением изменений в учредительные документы, по заявлению, полученному 09.07.2009 вх. N 3240.

Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска от 15.07.2009 N об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице обществе с ограниченной ответственностью “СтройГрад+“, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, незаконным как противоречащее статье 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска произвести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице обществе с ограниченной ответственностью “СтройГрад+“, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по заявлению, полученному 09.07.2009 вх. N 3239

Взыскать с Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска в пользу общества с ограниченной ответственностью “СтройГрад+“ 2000 руб. расходов по уплате госпошлины по заявлению.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

З.Н.СЕРКОВА

Судьи:

С.А.БАБКИНА

С.В.МАТВЕЕВА