Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 N 18АП-12323/2009 по делу N А07-15372/2009 По делу о признании незаконным бездействия администрации по исполнению судебных актов, выразившееся в ненаправлении запроса-требования о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов, для полного исполнения исполнительных листов и непринятия мер направленных на внесение изменений в решение о бюджете на текущий год.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2010 г. N 18АП-12323/2009

Дело N А07-15372/2009

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального финансового управления на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2009 года по делу N А07-15372/2009 (судья Давлеткулова Г.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “РегионСтройИндустрия“ (далее - заявитель, ООО “РСИ“, общество, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан (далее - администрация, должник)
о признании незаконным бездействия администрации по исполнению судебных актов по делам N А07-25025/06 и N А07-26454/06, выразившееся в ненаправлении запроса-требования о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов, для полного исполнения исполнительных листов N 015735 и N 117015, выданных Арбитражным судом Республики Башкортостан и непринятия мер направленных на внесение изменений в решение о бюджете на текущий год, и об обязании администрации в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исполнить требования этих исполнительных листов путем направления в адрес главного распределителя средств местного бюджета запрос-требование о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения требований исполнительного листа N 117015, выданного 03.09.2007 Арбитражным судом Республики Башкортостан делу N А07-25025/06 в части суммы 3300000 руб. и исполнения требований исполнительного листа N 015735, выданного 13.12.2007 Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу N А07-26454/06, и принять меры по внесению изменений в решение о бюджете на текущий год; а также к Территориальному финансовому управлению Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Кугарчинского района (далее - управление, ТФУ, заинтересованное лицо, финансовый орган) о признании незаконным бездействия управления по исполнению судебных актов по делам N А07-25025/06 и N А07-26454/06, выразившиеся в не принятия решения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись, не подготовке проекта решения о внесении изменений в бюджет муниципального образования и его направления в Совет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан, не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения
нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), и об обязании управления в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ исполнить требования исполнительных листов по этим делам путем приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушений БК РФ, принять решение о внесении изменений в сводную бюджетную роспись, подготовить проект решения о внесении изменений в бюджет муниципального образования и направить его в Совет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений - т. 2, л.д. 12 - 16).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - министерство).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 30 октября 2009 года по настоящему делу заявленные обществом требования удовлетворены частично только в отношении управления: признано незаконным бездействие управления при исполнении судебных актов по делам N А07-25025/06 и N А07-26454/06, выразившиеся в непринятии решения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись, не подготовке проекта решения о внесении изменений в бюджет муниципального образования и его направления в Совет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан, не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушения БК РФ; управление обязано исполнить требования исполнительных листов от 14.05.2007 N 117015, от 13.11.2007 N 015735, выданных арбитражным судом по делам N А07-25025/06 и N А07-26454/06 после вступления решения суда в законную силу. В остальной части заявленных требований к администрации отказано.

Управление, не согласившись с таким решением суда,
обратилось с апелляционной жалобой в части удовлетворенных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что ст. 242.5 БК РФ не установлена обязанность финансового органа принимать решение о внесении изменений в сводную бюджетную роспись. Положения п. 5 ст. 242.2 БК РФ не могут быть применены в данном случае, поскольку взыскание производится не за счет казны муниципального образования. Выводы суда в части признания незаконным бездействия управления, выразившегося в неподготовки решения о внесении изменений в бюджет муниципального района и его направления в Совет муниципального района, не основано на нормах права. Судом не установлено, в какой именно момент управление не приостановило операции по лицевым счетам администрации. Суд не указал, какие конкретно действия должно совершить управление для исполнения требований исполнительных листов.

Общество и министерство не представили отзывы на апелляционную жалобу. Администрация представила пояснения по жалобе, в которых просил ее удовлетворить в части признания незаконным бездействия ТФУ.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание после перерыва представители сторон не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

В отсутствие возражений сторон в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой управлением части.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом и подтверждается материалами
дела, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Башкортостан по делам N А07-25025/06 и N А07-26454/06, с учетом определений о процессуальном правопреемстве по те же делам, с администрации в пользу общества взыскано соответственно 3300000 руб. и 3889249 руб., выданы исполнительные листы от 14.05.2007 N 117015, от 13.11.2007 N 015735 соответственно.

В 2008 году заявитель, в порядке ст.ст. 242.1, 242.5 БК РФ, передал указанные исполнительные листы с приложением предусмотренных законом документов для исполнения в управление.

Уведомлением от 26.11.2008 N 606 управление возвратило обществу данные исполнительные листы без исполнения со ссылкой на п. 5 ст. 242.2 БК РФ ввиду отсутствия ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете (т. 2, л.д. 19).

26.02.2009 заявитель, в порядке ст.ст. 242.1, 242.5 БК РФ, повторно передал исполнительные листы от 14.05.2007 N 117015, от 13.11.2007 N 015735 с приложением предусмотренных законом документов для исполнения в управление.

Администрация предоставила управлению графики исполнения исполнительных документов от 11.03.2009 NN 1, 2 и информационные письма, согласно которым определены графики погашения задолженности и коды, по которым должна производиться оплата (т. 1, л.д. 70 - 75).

Уведомлением “О неисполнении должником требований исполнительного документа“ от 03.06.2009 N 319 управление проинформировало общество о направлении администрации “Уведомления о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа“ от 03.06.2009 N 318 (т. 1, л.д. 33, 76).

Уведомлением “О неисполнении должником требований исполнительного документа“ от 07.07.2009 N 392 управление проинформировало общество о возможности отзыва исполнительных документов и предъявления исковых требований к администрации в связи с неисполнением их требований (т. 1, л.д. 83).

Неисполнение в установленный срок требований исполнительных документов
в полном объеме послужило основанием для обращения общества с соответствующим заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные обществом требования частично, арбитражный суд первой инстанции исходил из положений ст. 242.2 БК РФ.

Вместе с тем судом не учтено следующее.

В соответствии со ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).

Статьей 242.2 БК РФ предусмотрен порядок исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей
средств федерального бюджета), за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета). Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, исполнение судебных актов по правилам ст. 242.2 БК РФ производится финансовыми органами только в случае, когда взыскание производится за счет средств казны соответствующего уровня.

Однако настоящий спор не связан с исполнением судебных актов о взыскании с администрации за счет средств казны муниципального образования. Этот вывод следует из буквального прочтения текстов судебных актов по делам N А07-25025/06 и N А07-26454/06, и выданных по ним исполнительных листов от 14.05.2007 N 117015, от 13.11.2007 N 015735, из которых видно, что взыскание с должника производится не за счет средств казны муниципального образования (т. 1, л.д. 17 - 25).

Поэтому в данном случае подлежат применению нормы статьи 242.5 БК РФ, устанавливающие порядок исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений. Это вытекает из того, что в рассматриваемой ситуации администрация как должник является
юридическим лицом - бюджетным учреждением, а не выступает публично-правовым образованием.

Этот вывод не противоречит правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2009 N 1583/09 по делу N А56-18677/2008, судебными актами по которому разрешен спор о взыскании денежной задолженности за счет казны муниципального образования.

Из дела видно, что должником (бюджетное учреждение, получатель средств местного бюджета) является администрация, по отношению к которой главным распорядителем средств местного бюджета является Совет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.

Органом (финансовый орган), осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, является Территориальное финансовое управление Министерства финансов Республики Башкортостан на территории Кугарчинского района. То есть, в силу ст. 242.5 БК РФ управление является тем лицом, на которое бюджетным законодательством в данном случае возложена обязанность исполнения требований исполнительного документа с осуществлением последовательных четко прописанных действий, в том числе должником.

Пунктом 1 статьи 242.5 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Орган, осуществляющий открытие и
ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (п. 2 ст. 242.5 БК РФ).

Необходимые действия должника прописаны в пункте 3 ст. 242.5 БК РФ, за нарушение которых орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При этом п.п. 4 и 5 ст. 242.5 БК РФ установлено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Согласно п.
7 ст. 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

Из дела видно, что уведомлением от 27.02.2009 N 138 ТФУ сообщило администрации о поступлении поименованных исполнительных документов, в связи с чем, указало перечень документов, которые необходимо представить в управление до 13.03.2009 (т. 1, л.д. 70 - 71).

Администрация представила в управление графики от 11.03.2009 исполнения исполнительных документов с указанием кодов бюджетной классификации (т. 1, л.д. 72 - 75).

Однако, в связи с неисполнением администрацией требований названных исполнительных документов, нарушения указанных графиков, ТФУ, сославшись на нарушение пунктов 3 и 8 ст. 242.5 БК РФ, письмом от 03.06.2009 N 318 уведомило должника о приостановлении операций по расходованию средств (т. 1, л.д. 76). Этот документ получен администрацией 04.06.2009.

Установленный п. 7 ст. 242.5 БК РФ 3-месячный срок для исполнения требований исполнительных документов в рассматриваемой ситуации истек 27.05.2009, в связи с чем, финансовый орган незамедлительно приостановил до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, что подтверждается названным уведомлением от 03.06.2009 N 318. При этом заявление по настоящему делу поступило в арбитражный суд от общества 28.07.2009 (т. 1, л.д. 8).

Вместе с тем, бездействие соответствующего органа или его должностного лица, является временной категорией, то есть должно определяться конкретным промежутком времени с четкими датами начала и окончания (по возможности). Это фактическое обстоятельство необходимо устанавливать для возможности правовой оценки признания бездействия незаконным. Между тем ни заявитель по делу не указал, ни судебный акт не содержит ссылки об установлении такого временного промежутка.

Поэтому, в связи с неправильным применением норм материального права, суд необоснованно признал незаконным бездействие ТФУ, выразившееся в не принятии решения о внесении изменений в сводную бюджетную роспись, в не подготовке проекта решения о внесении изменений в бюджет муниципального образования и его направлении в Совет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан, поскольку обязанности совершения таких действий статья 242.5 БК РФ не содержит.

Не приостановление осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушения БК РФ материалами дела не доказано. Наоборот, такие действия по названному приостановлению подтверждаются ТФУ представленным в дело уведомлением от 03.06.2009 N 318, а также уведомлением от 01.09.2009 N 499 (т. 1, л.д. 84).

Согласно ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Если у должника - бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов бюджетных обязательств были приняты все необходимые меры (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства.

ТФУ вправе приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах должника только тогда, когда должник имеет соответствующие лимиты либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления управлению платежного поручения на перечисление средств.

Из выписки лицевого счета должника за 03.06.2009 по соответствующей бюджетной классификации видно, что денежные средства отсутствуют (т. 2, л.д. 25 - 32).

Таким образом, ни один вид формального выражения заявленного обществом бездействие ТФУ не имел места, не нашел своего подтверждения в материалах дела.

В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ требования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя являются производными от основных требований, поэтому при отказе в удовлетворении последних названное устранение невозможно.

При таких обстоятельствах судебный акт в обжалованной части подлежит отмене с отказом в удовлетворении требований общества в отношении ТФУ.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2009 года по делу N А07-15372/2009 в обжалованной части отменить.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью “РегионСтройИндустрия“ к Территориальному финансовому управлению на территории муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

О.Б.ТИМОХИН

Судьи

А.А.АРЯМОВ

Н.Г.ПЛАКСИНА