Решения и определения судов

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.11.2010 N 15244 Отсутствие в поданном нанимателем заявлении о вселении в занимаемое им жилое помещение своей матери письменного согласия нанимателя и всех совместно проживающих с ним членов его семьи является основанием отказа в регистрации родственника по месту жительства нанимателя ввиду неисполнения требований Инструкции о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 ноября 2010 г. N 15244

Судья: Савин В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Ильичевой Е.В.

судей Селезневой Е.Н., Сопраньковой Т.Г.

при секретаре Н.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-3741/10 по кассационной жалобе Ф.А., Ф.В. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 16 августа 2010 года по иску Ф.А., Ф.В. к Санкт-Петербургскому ГУ “Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга“ о признании действий незаконными, обязании совершить действия, признании отказа во вселении в жилое помещение незаконным.

Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,

выслушав объяснения представителя Ф.А., Ф.В. - адвоката Степанова М.А.,

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

Ф.А., Ф.В. обратились в суд
с иском к Санкт-Петербургскому ГУ “Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга“ о признании действий ответчика, выразившихся в обязании истцов заполнить заявление о вселении граждан в качестве членов семьи нанимателя по форме, утвержденной приказом Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 30.03.2005 года N 80-п незаконными, об обязании ответчика принять заявление Ф.А. о регистрации Ф.В. по адресу: <...>, по форме N 6, утвержденной приказом ФМС России от 20.09.2007 года N 208, и передать пакет документов в отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, признании незаконным отказа Санкт-Петербургского ГУ “Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга“ во вселении Ф.В. по адресу: <...>.

Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 16.08.2010 года Ф.А. и Ф.В. отказано в удовлетворении иска.

В кассационной жалобе истцы просят решение суда отменить, считают его неправильным вследствие нарушения судом норм процессуального и материального права.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителя истцов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 13.05.2010 года Ф.А. обратился в Санкт-Петербургское ГУ “Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга“ с заявлением, оформленным согласно приложению N 2 к Инструкции о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (утв. Приказом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2005 года N 80-п), о вселении своей матери Ф.В. в качестве члена семьи нанимателя в занимаемое им на основании ордера N <...> от 30.12.1997 года жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. 14.05.2010 года ответчиком принято решение, о чем имеется отметка на самом заявлении Ф.А., о том, что вселение произвести не предоставляется возможным
в силу статьи 70 ЖК РФ (отсутствует согласие всех членов семьи на вселение).

Из справки о регистрации усматривается, что в квартире <...> зарегистрированы по месту жительства Ф.А., его бывшая жена Ф.Н. и дочери Ф.Д. и Ф.Е.

Как установлено судом первой инстанции, Ф.В. с 06.02.2007 года зарегистрирована в квартире <...>, доли которой на праве общей долевой собственности на основании договора N <...> от 13.11.2006 года принадлежат Ф.А.

Отказывая в удовлетворении требований истцов, суд пришел к выводу, что поскольку Ф.А. ответчику было предоставлено заявление, не содержащее письменного согласия нанимателя и всех совместно проживающих с ним членов его семьи на вселение его матери с равным с ними правом на жилую площадь, то нет оснований для признания отказа ответчика во вселении в жилое помещение Ф.В. незаконным.

Данный вывод суда отвечает положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 67, статьи 70 ЖК РФ, пункта 1 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713), части 1 статьи 6 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“, пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713), части 3 статьи 17 Конституции РФ, пункта 1 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713) пункта 3.1.1 Инструкции о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга
(утв. Приказом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2005 года N 80-п), соответствует обстоятельствам дела.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц в установленном порядке.

Статьей 70 Кодекса предусмотрено право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи.

Из пункта 1 этой статьи следует, что наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи.

Согласно части 1 статьи 6 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“, гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Регистрация гражданина по месту жительства, согласно этой норме права производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.

Аналогичные требования содержит и пункт 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года
N 713).

Указанные в пункте 1 статьи 6 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“ и пункте 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию части 3 статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.

По общим правилам жилищного законодательства для регистрации по месту жительства в жилых помещениях, предоставленных гражданам по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предусмотрено обращение граждан к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

Исходя из пункта 1 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713), ответственными за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда.

Пунктом 1 приказа Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2005 года N 80-п “Об утверждении инструкции о порядке оформления документов в целях приведения
нормативных актов в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации“ утверждена Инструкция о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга согласно приложению.

В соответствии с пунктом 3.1.1 данной инструкции при вселении нанимателем в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей, родителей в качестве членов своей семьи в отдел представляются следующие документы: договор социального найма (оригинал); заявление нанимателя (совершеннолетнего члена семьи нанимателя) по форме согласно приложению 2, содержащее письменное согласие нанимателя и всех совместно проживающих с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих, удостоверенное сотрудником отдела или нотариусом.

Из приведенных норм права следует, что заявление нанимателя (совершеннолетнего члена семьи нанимателя) по форме согласно приложению 2, содержащее письменное согласие нанимателя и всех совместно проживающих с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих, удостоверенное сотрудником отдела или нотариусом, и есть документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, предоставленное гражданам по договору социального найма, и последующей регистрации этого гражданина по новому месту жительства.

Довод кассационной жалобы о том, что право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение своего супруга, своих детей и родителей не поставлено в зависимость от согласия наймодателя, не может быть принят во внимание и положен в основу отмены решения суда, поскольку является несостоятельным в силу того, что, как правильно указал суд первой инстанции, основанием для отказа Ф.А. во вселении в жилое помещение Ф.В. послужило иное обстоятельство - отсутствие в поданном заявлении о вселении письменного согласия нанимателя и всех совместно проживающих с ним членов его семьи.

Довод кассационной жалобы о
том, что суд неправомерно отклонил ходатайство о вызове и допросе в качестве свидетеля инспектора ОВиРУ ГУЖА, который мог пояснить порядок заполнения заявлений о регистрации и вселении в жилые помещения, не влияет на законность принятого судом решения, так как этот порядок установлен нормативными правовыми актами, применение которых не требует дополнительного пояснения должностными лицами, следовательно у суда не было оснований для удовлетворения заявленного истцами ходатайства.

Довод кассационной жалобы о необоснованности вывода суда о том, что заявление о вселении по форме согласно приложению 2 к Инструкции о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (утв. приказом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2005 года N 80-п), соответствует положениям статьи 70 ЖК РФ, так как действующим законодательством не предусмотрено каких-либо иных дополнительных форм заявлений для осуществления прав граждан на регистрацию по месту жительства, а также довод истцов о том, что Приказ Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2005 года N 80-п не подлежит применению при реализации гражданами права на регистрацию по месту жительства, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основаниями для отмены решения суда.

Регистрация граждан по месту жительства является административным актом и производится по факту их вселения в жилые помещения. Порядок вселения в жилое помещение по договору социального найма в Санкт-Петербурге определен в пункте 1 статьи 70 ЖК РФ и пункте 3.1.1 Инструкции о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, утвержденной приказом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2005 года N 80-п. Данный приказ, являющийся по своей
правовой природе нормативным правовым актом, недействующим в установленном законом порядке не признан, а потому обязателен для исполнения органами государственной власти Санкт-Петербурга и гражданами.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 16 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.