Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.09.2010 N 33-12762/2010 Если положения устава некоммерческого партнерства содействия развитию индустрии красоты препятствуют определению цели его деятельности, не позволяют сделать вывод о соответствии такой организационно-правовой форме, как некоммерческое партнерство, и признать, что обозначенные характер деятельности организации, цель создания и формы содействия в ее достижении сформулированы достаточно определенно и непротиворечиво, то отказ уполномоченного органа в регистрации данного партнерства правомерен.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУДОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2010 г. N 33-12762/2010
Судья: Токарь А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Рогачева И.А.
судей Вологдиной Т.И. и Нюхтилиной А.В.
при секретаре К.Н.
рассмотрела в судебном заседании 15 сентября 2010 года кассационную жалобу Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2010 года по делу N 2-2873/10 по заявлению С. о признании незаконным отказа в регистрации некоммерческого партнерства содействия развитию индустрии красоты <...>.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя ГУ МЮ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Д., поддержавшей жалобу, и представителя заявителя К.Е., полагавшей, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, судебная коллегия
установила:
Решением Октябрьского районного суда от 29.07.2010 г. по настоящему делу удовлетворены требования С., являющегося учредителем некоммерческого партнерства содействия развитию индустрии красоты <...>: признан незаконным отказ Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в регистрации указанной организации, оформленный сообщением от 18.05.2010 г. N 07-6332 на имя С., и на ответчика возложена обязанность произвести государственную регистрацию некоммерческого партнерства.
В кассационной жалобе ГУ МЮ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит отменить указанное решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления С.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит ее обоснованной.
Разрешая спор и оценивая законность отказа в регистрации некоммерческой организации, исходя из оснований этого отказа, суд должен был правильно применить общие положения действующего законодательства, касающиеся правоспособности юридических лиц и особенностей правового положения некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Согласно пункту 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Иные, помимо указанных в ст. 50 ГК РФ, формы некоммерческих организацией предусмотрены, в частности, Федеральным законом от 12.01.96 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“, пунктом 3 ст. 2 которого установлено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
По общему правилу, содержащемуся в пункте 1 ст. 24 того же Закона, некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
С этим связано положение пункта 5 ст. 32 Закона, в соответствии с которым уполномоченный орган (т.е. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган - п. 2 ст. 13.1 Закона) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Исходя из изложенного содержание учредительных документов некоммерческой организации должно позволять точно определить цели ее деятельности, без чего невозможно дальнейшее осуществление контроля за этой деятельностью в пределах, указанных в законе.
Кроме того, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о том, что каждую из организационно-правовых форм, предусмотренных законом для некоммерческих организаций, отличают присущие только данной форме специфические особенности, к числу которых также в первую очередь относится цель создания и деятельности организации, определяющая, таким образом, выбор организационно-правовой формы.
Согласно пункту 3 ст. 14 ФЗ “О некоммерческих организациях“ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Однако положения устава некоммерческого партнерства содействия развитию индустрии красоты <...> препятствуют определению цели деятельности организации и не позволяют сделать вывод о ее соответствии такой организационно-правовой форме, как некоммерческое партнерство.
Так, согласно п. 1 ст. 8 Закона некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 ст. 2 Закона предусмотрено, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
По смыслу этих положений Закона члены некоммерческого партнерства должны иметь какую-либо общую цель (цели) из числа описанных в пункте 2 ст. 2, а некоммерческое партнерство создается для содействия его членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение этой цели.
Следовательно, в уставе некоммерческого партнерства должна быть обозначена, с одной стороны, общая цель (цели), объединяющая членов некоммерческого партнерства и отвечающая признакам, указанным в пункте 2 ст. 2 Закона, а с другой стороны - формы содействия, которое партнерство должно оказывать своим членам в достижении этой цели.
Между тем, анализ положений устава <...> не позволяет признать, что эта цель и формы содействия в ее достижении сформулированы в нем достаточно определенно и непротиворечиво.
Так, исходя из наименования партнерства целью его создания является содействие развитию индустрии красоты, однако в положениях устава эта цель, которая могла бы рассматриваться как объединяющая членов партнерства, не упоминается.
В пункте 1.1 устава указано, что партнерство является основанной на членстве некоммерческой организацией, созданной для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим уставом.
Вместе с тем в пункте 3.1 устава обозначены цели деятельности партнерства (а не его членов), результатом чего является смешение целей деятельности членов партнерства и целей создания партнерства.
При этом ряд целей деятельности партнерства, обозначенных в п. 3.1 устава, в действительности могли бы рассматриваться как формы содействия, которое партнерство намерено оказывать своим членам в их деятельности, в том числе:
- совместная координация и регулирование деятельности предприятий индустрии красоты;
- организация мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня специалистов предприятий индустрии красоты и содействие в повышении спроса потребителей на квалифицированные услуги;
- представление интересов членов партнерства в органах законодательной и исполнительной власти, в отношениях с профсоюзами и другими общественными организациями;
- оказание консультационной и квалифицированной юридической поддержки членам партнерства и т.п.
В свою очередь, иные цели, обозначенные в том же пункте, по своему характеру могли бы рассматриваться как общие цели деятельности членов партнерства:
- содействие развитию норм этики бизнеса, стандартов, свободной конкуренции, идей и инициатив предприятий индустрии красоты;
- содействие созданию благоприятных условий работы предпринимателей в сфере индустрии красоты и т.п.;
- содействие установлению делового и социального партнерства между властью и обществом.
Пунктом 3.2 устава предусмотрены виды деятельности, осуществляемой партнерством для достижения целей, которые, как указано выше, в уставе надлежащим образом не определены.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что пункты 1.1, 3.1 и 3.2 устава в их системной взаимосвязи позволяют установить цель создания некоммерческого партнерства, а также характер деятельности, в осуществлении которой партнерство намерено оказывать содействие своим членам.
С учетом изложенного в решении об отказе в государственной регистрации некоммерческого партнерства правомерно было указано на несоответствие положений его устава действующему законодательству, что является основанием для отказа в регистрации согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 23.1 ФЗ “О некоммерческих организациях“.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, касающимися оценки обоснованности отказа в государственной регистрации некоммерческой организации по мотивам несоответствия видов ее экономической деятельности ст. 8 Федерального закона, по мотивам невозможности определения круга полномочий президента правления партнерства (п. 9.5 устава), а также по мотивам, связанным с содержанием п. 3.3 устава, предусматривающего право партнерства осуществлять иную деятельность, не запрещенную действующим законодательством, настоящим уставом и направленную на достижение уставных целей.
Положение пункта 1 ст. 24 ФЗ “О некоммерческих организациях“, в соответствии с которым некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами, не дает оснований для вывода о том, что учредительными документами такой организации должны быть прямо предусмотрены конкретные виды ее деятельности.
Пункт 3 ст. 14 Закона также не содержит требования о включении в устав указания о конкретных видах деятельности некоммерческой организации.
Таким образом, в регистрации общественной организации не могло быть отказано по мотивам противоречия закону вышеназванного положения в уставе.
Вместе с тем изложенное не опровергает иные основания к отказу в регистрации и не дает оснований для признания соответствующего решения незаконным в целом.
В случае повторного представления учредительных документов некоммерческого партнерства на государственную регистрацию учредители имеют возможность устранить логическую погрешность, допущенную в пункте 9.5 устава, где указано, что президент правления партнерства осуществляет функции президента правления партнерства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2010 года по настоящему делу отменить.
В удовлетворении требований С. о признании незаконным отказа в регистрации некоммерческого партнерства содействия развитию индустрии красоты <...> и о возложении на Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанности произвести государственную регистрацию некоммерческого партнерства отказать.