Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 09.04.2010 по делу N А49-484/2010 В удовлетворении заявленного требования о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа отказано, поскольку материалами дела доказано фактическое совершение истцом действий, имеющих признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, в виде навязывания необоснованно завышенного тарифа за технологическое присоединение к электрическим сетям.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 апреля 2010 г. по делу N А49-484/2010

Резолютивная часть решения объявлена 7 апреля 2010 года

Судья арбитражного суда Пензенской области Табаченков М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО “Пензенская горэлектросеть“

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области

третьи лица - ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“, Управление по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области

о признании недействительными решения и предписания

при участии в заседании от заявителя - начальника юридического отдела С.Е. Елисеевой (доверенность N 759/юр от 22.11.2009г.);

от ответчика - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий О.Н. Кузнецовой (доверенность N 342-2 от 19.02.2010г.), начальника отдела антимонопольного контроля
и естественных монополий Т.В. Бутузовой (доверенность N 1556-2 от 3.07.2009г);

от третьих лиц - от ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ представителя С.В. Шестакова (доверенность N 04-18/641 от 24.02.2010г.); от Управления по регулирования тарифов ведущего специалиста-эксперта М.Н. Лагуткина (доверенность N 24 от 11.01.2010г.);

протокол вела секретарь судебного заседания С.А. Челнокова;

установил:

ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ обратилось с заявлением, в котором просит признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 14 января 2010 года.

Ответчик и третьи лица заявленные требования отклонили.

Заявитель ссылается на следующие обстоятельства.

При вынесении решения и предписания от 14.01.2010г. антимонопольный орган посчитал обоснованным требование ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ о необходимости применения в его отношении платы за технологическое присоединение в размере, не превышающем 550руб., установленном пунктом 17 Постановления Правительства РФ N 861 от 27.12.20904г. (в редакции от 21.04.2009г.), а также приказом Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области N 14 от 28.04.2009г. (в редакции от 15.09.2009г.) “Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Пензенской области“. При этом антимонопольным органом не учтено следующее.

В заявках ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ от 8.06.2009г. и от 6.08.20089г. был заявлен уровень надежности электроснабжения (категория) 2, что соответствует действующим нормативным актам, в частности, Своду правил по проектированию и строительству 31-110-2003 (таблица 5). Согласно пункту 113 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006г., условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства. На основании пункта 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных
Приказом Минэнерго РФ N 204 от 8.07.2002г. (издание 7), электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых источников питания.

5-этажный жилой дом по проспекту Победы 16 в г. Пензе, в котором ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ приобрело нежилое помещение под офис, запитанное напрямую от ВРУ указанного жилого дома, согласно таблице 5.1 СП 31-110-2003 относится к третьей категории степени обеспечения надежности электроснабжения (один источник энергоснабжения). В силу этого для обеспечения заявленной ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ второй категории надежности энергоснабжения требуется проведение реконструкции существующих электрических сетей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003г. N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается. За технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно и ее размер устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Положением “О Федеральной службе по тарифам“, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 322 от 30.06.2004г., в качестве такого органа исполнительной власти определена Федеральная служба по тарифам. Пунктом 5.3.1.3 указанного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по тарифам на основании и в порядке, установленными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, уполномочена утверждать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона регулирование платы за технологическое присоединение осуществляется в порядке, определяемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен.

В силу пункта 71 Основ ценообразования в отношении
электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.2004г., размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Такие указания утверждены приказом Федеральной службы по тарифам N 201-э/1 от 21.08.2009г. Пунктом 24 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных указанным Приказом ФСТ, установлено, что в случае, если заявитель при технологическом присоединении запрашивает вторую или первую категорию надежности электроснабжения, что требует технологического присоединения к двум независимым источникам энергоснабжения, то размер платы определяется по установленной формуле.

В соответствии с частью 2 пункта 30 “Правил технологического присоединения“, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. На момент обращения ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ в ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ и направления последним оферты договора на подключение в период июнь-август 2009 года, а также на момент рассмотрения дела антимонопольным органом, отсутствовали утвержденные инвестиционные программы, предусмотренные пунктом 30 “Правил технологического присоединения“. Индивидуальный тариф также не был установлен. Мероприятия по строительству электрических сетей и другого энергооборудования для электроснабжения жилой
застройки в районе проспекта Победы (до школы N 9), от которых планировалось электроснабжение операционного офиса ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“, были предусмотрены Разделом IV Инвестиционной программы ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ на 2007-2009 годы, утвержденной решением Пензенской городской Думы от 27.02.2007г. N 569-31/4 (строка 6 таблицы 2). На основании раздела VIII указанной Инвестиционной программы источником финансирования для реализации инвестиционной программы была определена плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Тариф на подключение к сетям ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ был установлен постановлением Главы администрации города Пензы N 326 от 28.03.2007г. “Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса“, то есть на 2007-20098 годы и должен был действовать до окончания срока действия Инвестиционной программы - до 31.12.2009г. Указанное постановление Главы администрации не признано незаконным в установленном порядке.

Следовательно, ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ при заключении договора с ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ на технологическое присоединение к электрическим сетям, обоснованно применило тариф, установленный Администрацией города Пензы на период действия Инвестиционной программы.

Заявитель также полагает, что спор при заключении договора между ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ и ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ в силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть урегулирован в судебном порядке. Кроме того, при наличии двух нормативных актов (приказа Управления по регулированию тарифов и постановления Администрации г. Пензы), устанавливающих тарифы на одну и ту же услугу по технологическому присоединению в электрическим сетям, нет оснований говорить о наличии в действиях ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ ущемить права ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ и злоупотребить своим доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.

Управление Федеральной антимонопольной службы заявленные требования отклонили по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 30
июня 2008 года “О применении арбитражными судами антимонопольного законодательства“, исходя из положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3 и 10 Федерального закона Российской Федерации “О защите конкуренции“ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В данном случае имело место ущемление интересов ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“, выразившееся в незаконном включении в договор на технологическое присоединение к электрическим сетям завышенного тарифа. Является обоснованным требование ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ о необходимости применения в его отношении платы за технологическое присоединение в размере, не превышающем 550руб., установленном пунктом 17 Постановления Правительства РФ N 861 от 27.12.20904г. (в редакции от 21.04.2009г.), а также приказом Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области N 14 от 28.04.2009г. (в редакции от 15.09.2009г.) “Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Пензенской области“. Согласно статье 6 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14 апреля 1005 года N 41-ФЗ (в редакции от 25.123.2008г.) и части 1 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации “Об электроэнергетике“ размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Третьи лица поддержали позицию ответчика.

Исследовав материалы дела, суд установил, что на основании обращения ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области провело проверку, которой установило, что ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ в июне 2009 года обратилось в ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ с заявлением о
технологическом присоединении к электрическим сетям ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ офиса, расположенного в жилом доме по проспекту Победы 16 в городе Пенза.

ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на территории города Пенза. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Заявитель выдал ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ технические условия от 22.06.2009г.

В ответ на обращение ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ от 6.08.2009г. ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ направило проект договора от 12.08.2009г., в котором определило размер тарифа на технологическое присоединение к электрическим сетям в сумме 80830руб., на основании пунктов 3.1 и 3.2 Постановления Главы администрации г. Пензы N 326 от 28.03.2007г. На иных условиях, касающихся размера указанного выше тарифа, ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ не выразило согласия заключить договор.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области признало указанные действия ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации “О защите конкуренции“ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями). По данному факту ответчиком в отношении заявителя вынесено решение от 14 января 2010 года и выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Как указано в изложенных выше доводах заявителя, в силу законодательства, регулировавшего отношения по установлению тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям, единственным полномочным органом в сфере установления тарифов является Федеральная служба по тарифам и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

В компетенцию органов местного самоуправления установление рассматриваемых тарифов не входит. Поэтому у суда нет законных оснований руководствоваться постановлением Главы администрации города Пензы N 326 от 28.03.2007г. “Об утверждении тарифов организаций коммунального
комплекса“.

Тариф на 2009 год на технологическое присоединение к электрическим сетям установлен приказом Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области N 14 от 28.04.2009г. (в редакции от 15.09.2009г.) “Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Пензенской области“ - в размере не более 550руб. за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15кВт включительно. Никаких других критериев определения размера тарифа, таких, как категория уровня надежности электроснабжения, количество источников питания, положения указанного выше Приказа (N 14 от 28.04.2009г.) не содержат.

Следовательно, у заявителя не было законных оснований руководствоваться иными нормативными актами для определения размера тарифа на технологическое присоединение при заключении во втором полугодии 2009 года договора с ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“.

При таких обстоятельствах усматривается фактическое совершение ЗАО “Пензенская горэлектросеть“ действий, имеющих признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, в виде навязывания ЗАО АКБ “Экспресс-Волга“ необоснованно завышенного тарифа за технологическое присоединение к электрическим сетям. На основании изложенного суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований отказать.

На настоящее решение в месячный срок со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба.

Судья

М.В.ТАБАЧЕНКОВ