Решения и определения судов

Решение Приморского краевого суда от 12.07.2010 N 3-57/10 Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону и недействующим постановления Администрации Приморского края от 05.03.2010 N 82-па “О формировании заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием“.

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 июля 2010 г. N 3-57/10

(извлечение)

Приморский краевой суд,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащим закону и недействующим постановления Администрации Приморского края от 5 марта 2010 г. N 82-па “О формировании заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием“,

установил:

Постановлением Администрации Приморского края от 5 марта 2010 г. N 82-па “О формировании заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием“ утверждены Порядок формирования заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием для приоритетных отраслей Приморского
края учреждениями высшего профессионального образования, расположенными на территории Приморского края, в 2010 - 2015 годах за счет средств федерального бюджета, а также Перечень специальностей (направлений подготовки) высшего профессионального образования, приоритетных для отраслей экономики Приморского края, на которые производится целевой прием и целевая контрактная подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием на 2010 - 2015 годы по заявкам Администрации Приморского края.

Постановление опубликовано 12 марта 2010 г. в “Приморской газете“ N 17 (408).

Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании постановления противоречащим закону и недействующим по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона “О высшем и послевузовском образовании“ высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах контрольных цифр, финансируемых за счет средств учредителя, целевой прием обучающихся в соответствии с договорами, заключенными с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.

Аналогичные положения закреплены в п. 26 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Пунктом 14 Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 442, высшему учебному заведению предоставлено право осуществлять в пределах бюджетных мест целевой прием обучающихся в соответствии с договорами, заключенными с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего профиля, и организовывать на эти места отдельный конкурс.

Этим же приказом утвержден Порядок организации целевого приема, согласно которому высшее учебное заведение рассматривает заявки на целевой прием, поступившие от органов государственной власти или органов местного самоуправления, и принимает решение
о выделении целевых мест по каждому направлению подготовки (специальности) с указанием их количества в пределах бюджетных мест, заключает договоры на целевой прием с учетом конкурсной основы приема в высшее учебное заведение (п. 66 приказа Министерства образования и науки от 21 октября 2009 г. N 442).

В соответствии с п. 26 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), п. 8 Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием органы государственной власти вправе устанавливать объемы и порядок организации целевой контрактной подготовки специалистов из числа лиц, обучающихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, постановлением Администрации Приморского края от 5 марта 2010 г. N 82-па такой порядок утвержден исключительно за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств бюджета Приморского края.

Вменяя департаменту образования и науки края в обязанность ежегодно принимать до 1 мая от муниципальных образований списки выпускников общеобразовательных учреждений, Администрация Приморского края фактически ущемляет гарантированное ст. 12 Конституции РФ право органов местного самоуправления на самостоятельность (в том числе по определению перечня специальностей), а также право иных юридических и физических лиц (выпускников) на заключение соответствующих договоров с вузом, минуя органы государственной власти.

По ходатайству представителя Администрации Приморского края к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент образования и науки Приморского края.

В судебном заседании прокурор М. поддержал заявление по указанным основаниям.

Представитель Администрации Приморского края Б. с заявлением не согласилась и пояснила, что основной задачей целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации, является удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств указанных бюджетов.

Из анализа норм Положения о целевой контрактной подготовке следует, что субъект Российской Федерации вправе с учетом удовлетворения потребности в высококвалифицированных кадрах осуществлять целевую контрактную подготовку специалистов как в учреждениях высшего профессионального образования, так и в учреждениях среднего профессионального образования.

Приморский край, принимая оспариваемое постановление, определил, что заявки на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием для формирования задания на целевую контрактную подготовку специалистов формируются для осуществления целевого приема и целевой контрактной подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования, которые в Приморском крае находятся только в ведении Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Постановление N 82-па не запрещает органам местного самоуправления, иным физическим и юридическим лицам напрямую взаимодействовать с высшими учебными заведениями, расположенными на территории Приморского края, в вопросе подготовки необходимых для муниципальных образований специалистов с высшим профессиональным образованием. Вышеназванное постановление не ущемляет конституционное право муниципальных образований на самостоятельность в вопросе подготовки конкретных специалистов, необходимых экономике района, в том числе и по специальностям, не указанным в утвержденном Перечне. В соответствии с законодательством они вправе самостоятельно заключать с вузами договоры на целевую контрактную подготовку специалистов по необходимым специальностям, в том числе и с финансированием данной подготовки из муниципального бюджета. Вузы, расположенные на территории Приморского края, в свою очередь могут самостоятельно работать с муниципальными образованиями по приему абитуриентов на целевые места, выделенные в рамках контрольных цифр приема. Заявки Администрации края формируются на места,
финансируемые из федерального бюджета, поскольку законодательство в области образования допускает осуществлять целевую подготовку за счет средств федерального бюджета. Постановление координирует работу в этом направлении и ориентировано на подготовку специалистов для приоритетных отраслей экономики Приморского края.

Представитель департамента образования и науки Приморского края П. с заявлением не согласилась, дав пояснения, аналогичные пояснениям представителя Администрации Приморского края.

Выслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом “е“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования.

Статьей 76 Конституции РФ установлены гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, изданных по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 п. 103 Типового положения высшее учебное заведение вправе в установленном порядке использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности.

Таким образом, высшие учебные заведения по источникам финансирования делятся на три вида: федеральные государственные высшие учебные заведения; высшие учебные заведения субъектов Российской Федерации и муниципальные высшие учебные заведения.

Для осуществления своей деятельности высшие учебные заведения используют средства, полученные ими из соответствующих бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Из преамбулы оспариваемого постановления следует, что оно принято на основании Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании“, постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942 “О целевой контрактной
подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием“.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942 введена целевая контрактная подготовка специалистов и утверждено Положение о целевой контрактной подготовке специалистов не только с высшим, но и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Между тем, в судебном заседании установлено, что в Приморском крае нет учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Приморского края, и, следовательно, финансируемых из бюджета Приморского края. В ведении Приморского края находятся только учебные заведения, готовящие специалистов со средним профессиональным образованием.

Поскольку в обжалуемом постановлении речь идет о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим образованием в высших учебных заведениях на территории Приморского края, финансируемых из средств федерального бюджета, Администрация Приморского края обоснованно утвердила Порядок формирования заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием только за счет средств федерального бюджета.

Установление Порядка формирования заявок только за счет средств федерального бюджета соответствует абзацу 2 пункта 2 Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним образованием, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942, согласно которому задания на целевую контрактную подготовку специалистов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования устанавливаются в пределах контрольных цифр приема студентов на обучение за счет средств федерального бюджета на основе предложений (заявок) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений.

Нельзя согласиться с позицией прокурора, что обжалуемое постановление противоречит пункту 26 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном
заведении) и пункту 8 Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

Действительно, пункт 26 Типового положения устанавливает, что объем и структура приема обучающихся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации определяются в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пункт 8 Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием также предусматривает, что объемы и порядок организации целевой контрактной подготовки специалистов из числа лиц, обучающихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти по согласованию с учебными заведениями.

Однако указанные положения применимы только тогда, когда речь идет об учебных заведениях, финансируемых за счет бюджета субъекта Российской Федерации, и о студентах, обучающихся за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

Суд считает, что вменяя департаменту образования и науки края в обязанность ежегодно принимать до 1 мая от муниципальных образований списки выпускников общеобразовательных учреждений, Администрация Приморского края не ущемляет право органов местного самоуправления самостоятельно заключать с высшими учебными заведениями договоры об организации целевого приема и целевой контрактной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, т.к. оспариваемое постановление не содержит такого запрета.

Ранее действовавшее постановление Администрации Приморского края от 10 апреля 2006 г. N 82-па “О формировании заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием“ предусматривало аналогичный порядок формирования заявок.

Между тем это не помешало администрации Находкинского городского округа 13 августа 2009 г. самостоятельно заключить с Дальневосточным государственным университетом договор о целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для государственных и муниципальных органов управления в Приморском крае.

В то же время, сравнительный анализ пункта 1 ст.
28 Федерального закона N 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании“, ст. 41 Закона РФ N 3266-1 “Об образовании“, пункта 26 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71, Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942, пунктов 14, 15, 66 Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 442, позволяет сделать вывод, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно направлять заявки и заключать договоры на целевой прием обучающихся за счет средств местного бюджета с муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Суд не соглашается с доводом прокурора о нарушении права иных юридических и физических лиц (выпускников) на заключение соответствующих договоров с высшими учебными заведениями, минуя органы государственной власти, поскольку высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах бюджетных мест целевой прием обучающихся в соответствии с договорами, заключенными только с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Высшие учебные заведения могут заключать договоры с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения сверх установленных контрольных цифр приема обучающихся.

Таким образом, выделение бюджетных мест по целевому приему не допускается по заявкам и договорам, заключаемым вузом с организациями, не являющимися органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Суд приходит к выводу, что постановление принято Администрацией Приморского края в пределах ее компетенции, не противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК
РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Прокурору Приморского края в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону и недействующим постановления Администрации Приморского края от 5 марта 2010 г. N 82-па “О формировании заявок на целевой прием и целевую контрактную подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием“ отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы или представления в Приморский краевой суд.