Решения и определения судов

Решение Лазовского районного суда Приморского края от 09.07.2010 N 2-81/10 О признании пунктов 2, 3 и приложений NN 1, 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края N 293 от 20.10.2009 “О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе“ недействующими.

ЛАЗОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 июля 2010 г. N 2-81/10

Лазовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего - Маркелова М.Н.,

пом. прокурора - Вторушина С.Ю.,

при секретаре Ермишиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующими п. 2, п. 3 и приложения N 1 и N 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края N 293 от 20 октября 2009 г. “О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе“,

установил:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 2, п. 3 и приложения
N 1 и N 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края N 293 от 20 октября 2009 г. “О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе“, ссылаясь на то, что указанные выше пункты оспариваемого постановления и приложения NN 1, 2 данного постановления в настоящее время являются противоречащими требованиям действующего законодательства и подлежат отмене по следующим основаниям. Так, пунктом вторым постановления главой администрации Лазовского муниципального района утверждены и введены в действие с 01.10.2009 нормативы накопления бытовых отходов, указанные нормативы закреплены в приложениях N 1 и N 2 к указанному постановлению. Пунктом 3 постановления предприятиям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами при заключении договоров с потребителями, предписано руководствоваться установленными в приложениях к указанному постановлению нормами накопления отходов. Органы местного самоуправления муниципальных районов в силу положений Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ такими полномочиями не обладают и согласно данного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасности обращения с отходами законодателем отнесено к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами - ст. 5 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 (в редакции от 30.12.2008). Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ к полномочиям органов государственной власти РФ отнесено установление требований в области охраны окружающей среды,
разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. При этом, определение (расчет) годовых нормативов образования отходов, определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказания услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов, обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 703 от 19.10.2007 “Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“. Все приведенные нормативно-правовые акты не предусматривают возможности участия органов местного самоуправления в разработке и утверждении нормативов образования (накопления) отходов. В соответствии с требованиями ст. 32 Устава Лазовского муниципального района, утвержденного решением Думы Лазовского муниципального района N 146 от 29.06.2005 в редакции решения Думы Лазовского муниципального района от 25.01.2006 N 253, от 28.02.2007 N 378), - муниципальные правовые акты Лазовского муниципального района применяются после их официального опубликования в порядке, установленном настоящей статьей. Указанные муниципальные правовые акты публикуются не позднее 10 дней после их подписания. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете “Синегорье“. Однако оспариваемое постановление и приложение к нему опубликованы не были. Заявитель считает, что в оспариваемой части постановление администрации Лазовского муниципального района N 293 от 20.10.2009 “О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе“ затрагивает интересы юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, в процессе которой образуются отходы, поскольку устанавливает единые нормы накопления отходов для всех аналогичных субъектов без учета особенностей осуществления такой деятельности и объемов реализуемой продукции и при наличии установленного правительством РФ порядка установления нормативов. Просит суд признать противоречащим закону и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункты 2, 3 и приложения NN 1, 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края N 293 от 20 октября 2009 г. “О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе“ и обязать администрацию Лазовского муниципального района Приморского края опубликовать решение суда в официальном печатном издании Лазовского муниципального района - газете “Синегорье“.

Помощник прокурора Лазовского района В. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель администрации Лазовского муниципального района С., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора законны и обоснованы. Оспариваемое постановление до настоящего времени действовало и применялось на территории района. Расчеты нормативов накопления бытовых отходов на территории Лазовского муниципального района делались специалистом администрации Лазовского муниципального района и в нарушение законодательства оспариваемое постановление не было опубликовано в печати.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление Приморского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края N 293 от 20 октября 2009 г. “О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе“ утверждены и введены в действие с 01.10.2009 нормативы накопления бытовых отходов согласно приложению N 1
и приложению N 2.

Из пункта 3 указанного постановления следует, что предприятиям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, при заключении договоров с потребителями необходимо руководствоваться указанными в Приложениях N 1 и N 2 нормами накопления бытовых отходов (л. д. 9).

В Приложении N 1 к постановлению администрации от 20.10.2009 N 293 указаны нормативы накопления бытовых отходов для населения района, а в Приложении N 2 к постановлению администрации от 20.10.2009 N 293, указаны нормы накопления твердых бытовых отходов, образующихся на объектах общественного назначения, торговых и культурно-бытовых организациях Лазовского муниципального района (л. д. 10).

В силу ст. 5 Федерального закона РФ “Об отходах производства и потребления“ N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесена к полномочиям Российской Федерации.

Согласно ст. 8 указанного выше Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Определение (расчет) годовых нормативов образования отходов, определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказания услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов, обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 703 от 19.10.2007 “Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“.

Согласно ст. 5 Федерального Закона
от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ к полномочиям органов государственной власти РФ отнесено установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Из ст. 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, следует, что утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещения относится к полномочиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Следовательно, по мнению суда, оспариваемые пункты 2, 3 и приложения NN 1, 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края N 293 от 20 октября 2009 г. “О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе“ приняты с нарушением полномочий органа местного самоуправления муниципального района и противоречат Федеральному закону РФ “Об отходах производства и потребления“ N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г.; Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“; Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401; Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 703 от 19.10.2007 “Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“, имеющими большую юридическую силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на русском языке
в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятым данным органом или должностным лицом.

Как установлено в судебном заседании, оспариваемое в части постановление администрации Лазовского муниципального района Приморского края N 293 от 20 октября 2009 г. “О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе“ в средствах массовой информации - газете “Синегорье“, которая определена в качестве официального“ периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, опубликовано не было.

Так как постановление администрации Лазовского муниципального района Приморского края N 293 от 20 октября 2009 г. “О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе“ до настоящего времени применялось и на основании данного постановления были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его пункты 2, 3 и приложение N 1 и приложение N 2 недействующими со дня вступления решения в суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать пункты 2, 3 и приложение N 1, N 2 постановления администрации Лазовского муниципального района Приморского края N 293 от 20 октября 2009 г. “О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в Лазовском муниципальном районе“ недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Лазовского муниципального района опубликовать данное решение суда в официальном печатном издании Лазовского муниципального района - газете “Синегорье“.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение 10 дней.

Судья Лазовского

районного суда

М.Н.МАРКЕЛОВ